Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – систематизация и углубление творческих знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Объектом исследования является курганское предприятия ОАО «Курганхиммаш», производитель нефтегазового оборудования.
Основные источники информации:
- опубликованные материалы предприятия: устав, годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, направленные государственным органами организациям; экономические обзоры, различные рекламные материалы (проспекты, каталоги);
- внутренняя информация:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….6
2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия……………………………………………………………………...13
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...20
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………22
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли………......22
4.2. Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….......23
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………….........30
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе………………………………………………………………………….....34
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...39
7.Формирование стратегии бизнеса…………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

козел 2.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

- объем и периодичность закупок;

- уровень информированности  покупателя;

- финансовое состояние и чувствительность покупателей к ценам;

- наличие особых требований к товару.

Группа покупателей обладает большей силой, если:

29

- она сконцентрирована или покупает относительно большие объемы товаров;

- продукция отрасли стандартизирована и не дифференцирована;

- ее норма прибыли не велика;

- она хорошо информирована.

Основными покупателями продукции ОАО «Курганхиммаш» являются покупатели сепараторов нефти и газа и клиенты (дистрибьюторы, торговые агенты, индивидуальные предприниматели). Они устанавливают не высокие цены на продукцию, продукция соответствует качественным стандартам и техническим характеристикам. Продукция ОАО «Курганхиммаш» реализуется как частным лицам, так и организациям. Покупатели разнообразны и не могут оказывать целенаправленное воздействие на завод-изготовитель.

Проведя анализ всех пяти сил конкуренции отрасли, можно сделать вывод о том, что ключевым фактором конкуренции является предприятия-конкуренты.

           4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий

          С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Для выделения стратегических групп рекомендуется составить карту стратегических групп конкурентов, которые представлены на рисунках 4,5.

 

 

 

30

 

 

    

Рисунок 4 -   Карта стратегических групп конкурентов по параметрам «уровень цен – количество»

Рисунок 5 - Карта стратегических групп конкурентов по параметрам «качество – объем выпуска продукции»

31

           Проанализировав, построенные карты стратегических групп конкурентов можно сделать  выводы. По данным характеристик  «уровень цен – количество», «качество – тип производства» выделились две стратегические группы. Среди характеристик «уровень цен – количество» выделилась группа с низким уровнем производства продукции и низкой ценой, в данную группу вошли следующие предприятия:

      - ОАО «Дмитровградхиммаш»;

      - ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»;

      - ОАО «Салаватнефтемаш»

      - ОАО «Рузхиммаш»

          ОАО «Курганхиммаш» относится ко второй стратегической группе, которой свойственны такие характеристики как, высокий уровень выпуска продукции и средняя цена. Ближайшими конкурентами исследуемого предприятия стали:

     -ОАО «Дзержинскхиммаш»;

          - ОАО «Пензхиммаш»;

     - ОАО «Волгограднефтемаш»;

     - ОАО «Уралхиммаш»

По характеристикам  «качество – тип производства» выделились группа со средним уровнем качества и единичным типом производства, включающая такие предприятия, как ОАО «Салаватнефтемаш», Рузаевский завод, «Волгограднефтемаш», «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш»,  стратегическая группа серийным типом производства и средним уровнем качества, куда вошли предприятия ОАО «Курганхиммаш», «Уралхиммаш», ОАО «Пензахиммаш» и  ОАО «Дзержинскхиммаш».

32

     Конкурентная среда благоприятствует продвижению продукции Курганхиммаш в России. В целом малые объемы производства, а также отсутствие сбытовой и сервисной сети приводит к замыканию сбыта в регионах, где расположены данные предприятия. Высокий уровень цен на импортную продукцию, по сравнению с ценами на отечественных производителей компенсируется гибкой сбытовой политикой: система скидок, лизинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

          5 Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Курганхиммаш» в конкурентной борьбе

Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (среды деятельности):

      маркетинг;

      финансы;

      производство;

      технология;

      персонал.

          Существуют различные приемы оценки сравнительных характеристик.          В данной курсовой работе проведена количественная оценка характеристик, исходя из максимального уровня, равного 100 баллам. Данные приведены в таблице 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

         Оценив позиции конкурентов, можно построить профиль конкурентных преимуществ (табл.7).

Таблица 7 - Профиль конкурентных преимуществ предприятия

Характеристики

Удельный вес, %

Хуже

Лучше

Итоговая оценка

Сильнейший конкурент

-2

-1

0

1

2

1.1. Доля  рынка, контролируемая предприятием

15

 

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

1.2. Цена продукции

10

 

 

*

 

10

ОАО «Курганхиммаш», ОАО «Пензахиммаш»

1.3. Уровень сервисного обслуживания

5

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

1.4. Рекламная деятельность

6

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»
 

2.1. Структура активов

3

 

*

  

 

 

 

-3

ОАО «Пензахиммаш»,

ОАО «Волгограднефтемаш»

2.2.Инвестиционные ресурсы

4

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

3.1. Уровень использования производственных мощностей

8

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

3.2. Возраст технологического оборудования

6

 

 

*

 

 

0

ОАО «Волгограднефтемаш»

3.3. Контроль качества

6

 

 

 

 

*

12

ОАО «Курганхиммаш»

3.4.Прямые издержки производства

6

 

 

 

 

 

-12

ОАО «Пензахиммаш»

4.1. Расходы на НИОКР

5

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

4.2. Мощность инженерно-конструкторской базы

7

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

5.1. структура персонала

7

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»

5.2. Расходы на подготовку кадров и повышения квалификации

7

 

 

*

 

 

0

ОАО «Пензахиммаш»,

ОАО«Волгограднефтемаш»

5.3. Текучесть кадров

5

*

 

 

 

 

-10

ОАО «Пензахиммаш»

ИТОГО

100

 

 

 

 

 

-3

 

 

            По итогам проведенного анализа сильных и слабых сторон ОАО «Курганхиммаш» в конкурентной борьбе можно отметить, что данное предприятие не является лидером на рынке по производству химического оборудования.

36

Основным сильным конкурентом является ОАО «Пензахиммаш».

Основными конкурентными преимуществами ОАО «Курганхиммаш»  являются  операции по контролю  качества продукции и наиболее приемлемая цена продукции в отрасли. Оценка относительных преимуществ ОАО «Курганхиммаш» не значительно отличается от сильнейшего конкурента и составляет 58,35, это свидетельствует о том, что предприятие занимает среднюю позицию в конкуренции. По результатам таблицы 7 видно, что ОАО «Курганхиммаш» отстает от эталонного конкурента, так как его значение составляет -3, это объясняется тем, что для данного предприятия характерны высокие прямые издержки производства и высокая текучесть кадров.

            Для определения возможных сочетаний характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT-анализ. Технология проведения SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, представленной на рисунке 6.

 

ВОЗМОЖНОСТИ

1.Улучшение инвестиционного климата

2.Совершенствование технологий

3.Государственная поддержка в отрасли

 

УГРОЗЫ

1.Появление новых конкурентов

2.Рост таможенных пошлин

3.Снижение спроса на продукцию

 

 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1.Высокий контроль качества

2.Соответствие продукции международным стандартам

3.Средний уровень цен

 

Высокий контроль качества позволит выйти на новые сегменты рынка и завоевать новых покупателей. Совершенствование технологий позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции

Умелое использование сильных сторон дает возможность для поиска новых форм функционирования, высокое качество продукции позволит сохранить покупателей, средняя цена позволит привлечь новых потребителей.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1 Недостаток инвестирования

2 Текучесть кадров

3 Высокие прямые издержки

4 Износ оборудования

Предприятие делает все, чтобы на данном рынке завоевать лучшие позиции, сохранение объема производства способно уменьшить текучесть кадров, внедрение новых видов продукции на рынок позволит  восполнить недостаток инвестирования, и возможность обновления старого оборудования

Данная ситуация приведет  к резкому снижению объемов продаж, сокращение нерентабельного производства, разработка новых видов продукции, поиск новых партнеров.

Рисунок 6 - Матрица SWOT для ОАО «Курганхиммаш»

                По итогам проведенного SWOT-анализа, можно сделать вывод, что ОАО «Курганхиммаш» нужно преодолевать внутренние проблемы, недостатки, бороться с проявлениями экономического кризиса и строить стратегию таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолевать имеющиеся в организации слабости, усилить позиции организации на захваченных рынках, а также выйти на новые рынки.

 

 

 

 

 

38

          6. Видение, миссия, цели предприятия ОАО «Курганхиммаш»

Видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых идеальных условиях. Хорошо обоснованное стратегическое видение – обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства.

Видение - хорошее средство мотивации работников организации. Оно помогает объединять деятельность людей в едином направлении. Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы.

Видение для ОАО «Курганхиммаш»:

На современном этапе наше предприятие многопрофильно. Мы выпускаем оборудование для обустройства  нефтяных и газовых месторождений, обустройства, ремонта и обслуживания магистральных трубопроводов, нефтеналивных парков, теплообменное, колонное, реакторное и многие другие виды оборудования. Кроме того, деятельность ОАО “Курганхиммаш” ориентирована на удовлетворение потребностей  заказчика по всем вопросам, связанным с обустройством нефтегазовых месторождений - разработкой технической документации, изготовлением, поставкой оборудования и сдачей  его заказчику “под ключ”. Также предприятие производит монтажные, шеф-монтажные и пусконаладочные работы, подготовку персонала заказчика на производимом оборудовании и последующее сервисное обслуживание.

  Собственные производственные мощности позволяют ОАО “Курганхиммаш” обеспечивать любые потребности заказчиков в блочно-комплектном, технологическом, резервуарном оборудовании, оперативно испытывать и внедрять новейшие конструкторские разработки.

 

39

  Видение для ОАО «Курганхиммаш» состоит в том, что ОАО «Курганхиммаш» хочет успешно действовать на современном рынке емкостного оборудования России и зарубежных стран. ОАО «Курганхиммаш» старается оставаться в бизнесе, который знает лучше всего. Для ОАО «Курганхиммаш» стать ведущей компанией в данной отрасли означает: поставщики и потребители будут предпочитать предприятие; работники будут гордиться фирмой; конкуренты будут уважать; инвесторы с желанием будут инвестировать.

   Реализация стратегии начинается с разработки миссии организации. Удачно сформулированная миссия способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности организации.

   Миссия ОАО «Курганхиммаш»: обеспечить предприятие нефтегазовой отрасли современным, качественным емкостным оборудованием. Основной целью деятельности ОАО «Курганхиммаш» является наиболее полное удовлетворение потребностей рынка. У предприятия есть необходимая база для достижения поставленной цели, наличие собственной научно – исследовательской базы, квалифицированного персонала, успешного опыта работы в области производства емкостного оборудования, сотрудничества с предприятиями-заказчиками. Необходимо отметить, что большую часть прибыли предприятие получает при продаже нефтегазового химического оборудования. Благодаря дифференциации производства ОАО «Курганхиммаш» имеет репутацию сразу нескольких видов широко востребованного на рынке предприятий промышленной отрасли оборудования, что в свою очередь обязывает к постоянному проведению научных исследований, грамотному подбору высококвалифицированного персонала, постоянному повышению качества продукции, высокому уровню маркетинга, мониторингу цен.

 

40

На сегодняшний день ОАО «Курганхиммаш» – динамично развивающееся промышленное предприятие, одно из лидеров по производству не только нефтегазового оборудования, но и современной гражданской продукции, для различных сфер потребления. Задача ОАО «Курганхиммаш» заключается в постоянном совершенствовании продукции и услуг для удовлетворения потребностей клиентов, что дает возможность предприятию процветать как фирме и укреплять позиции на рынке.

Цели предприятия – конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых желательно.

  Цели ОАО «Курганхиммаш»:

1) Увеличение доли собственного капитала на 15%, через 3 года.

2) Совершенствование технологий производства, в течение трех лет;

3) Выход на новые рынки сбыта, в течение пяти лет;

4) Повышение качества производимой продукции, в течение трех лет;

5) Повышение объемов продаж на  10%, через 3 года.

6) Увеличение темпов роста прибыли на 15%,через 3 года.

 

 

 

 

 

 

 

41

          7 Формирование стратегии бизнеса ОАО «Курганхиммаш»

          Ни одна организация не способна добиться преимущества над конкурентами по всем направлениям своей деятельности и показателям одновременно. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегий, в наибольшей степени соответствующих требованиям в создавшейся ситуации.       Общая стратегия ОАО «Курганхиммаш» должна содержать элементы, направленные на усиление своих конкурентных позиций на данном рынке, необходимо вкладывать ресурсы в обеспечение своего будущего на нем. Стратегия фирмы – программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее ему управление. Стратегия фирмы может быть представлена в описательном виде и в виде комплекса четких заданий, состоящих из различных показателей, формулировок и численных значений конкретных результатов работы на каждом этапе развития.

Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе