Стратегия конкурентной борьбы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ процесса и оптимизация формирования и реализации конкурентной стратегии предприятия.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие и виды конкурентных стратегий;
2.Проанализировать проблему выбора конкурентной стратегии
3.Исследовать проблему выработки конкурентной стратегии

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 233.97 Кб (Скачать)

Введение

Одной из основных задач многих организаций является достижение преимущества над ее прямыми  конкурентами.

Многие отрасли  бизнеса возглавляют общепризнанные компании-лидеры, захватившие в свои руки самые большие куски пирога соответствующего рынка. Такие компании обычно подают пример конкурентам, изменяя  политику цен, представляя новую  продукцию, расширяя каналы распределения  и устанавливая степень интенсивности  мероприятий по продвижению. Лидер  может вызывать восхищение и уважение, его политика может критиковаться  общественностью и конкурентами, но так или иначе его господствующее положение на рынке не подвергается сомнению. На лидера ориентируются  конкуренты, ему бросают вызов, его  избегают, ему подражают. Каждая доминирующая на рынке компания хотела бы навсегда застолбить за собой первое место, а  значит, ей необходимо стремиться к  расширению рынка в целом, привлекая  новых потребителей, находя новые  способы потребления и применения продукции.

Целью изучения различных типов конкурентной среды  является получение разностороннего  описания среды путем выявления  максимального количества факторов, которые могут воздействовать на шансы организации добиться успеха или потерпеть неудачу в ее деятельности на рынке. Наибольшая сложность  состоит в том, что количество факторов велико и степень их воздействия  на организацию может существенно  различаться. Преодоление этой сложности  возможно путем использования схем, выделяющих наиболее значимые факторы, воздействующие на организацию и  позволяющие оценить интенсивность  их воздействия.

Жесткая конкурентная борьба между организациями и  предприятиями приводит к появлению  новых моделей организации и  управления деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано  со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала, в уменьшении различных рисков. Глубокие и противоречивые перемены в организации управления сферы производства определили новый характер управленческих отношений.

Борьба за выживание  и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих объектов бизнеса. Переход к рыночным отношениям потребовал решения новой, связанной с формированием у организации и предприятий конкурентных преимуществ, и комплексного рассмотрения этого вопроса, в том числе с учетом развития новых организационных форм и отношений управления.

Вопросы конкурентной борьбы и конкурентных стратегий  достаточно широко освещены в литературе. Данные вопросы находят отражение  в многочисленных исследованиях  зарубежных (Ф. Котлер, М. Портер и др.) и отечественных (Г.Л. Азоев, Н.В. Боровских, М.Г. Миронов, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др.) ученых.

Целью данной курсовой работы является анализ процесса и  оптимизация формирования и реализации конкурентной стратегии предприятия.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть  понятие и виды конкурентных  стратегий;

2.Проанализировать  проблему выбора конкурентной  стратегии

3.Исследовать проблему  выработки конкурентной стратегии

Методы исследования:

Общенаучные методы теоретического исследования - описание и объяснение, индукция и дедукция, научное доказательство, анализ и  синтез, обобщение.

- Общенаучные  методы эмпирического исследования - наблюдение, измерение.

Новизна исследования заключается в попытке разработки новых методов управления конкурентными  стратегиями предприятия.

Теоретическая значимость исследования: вытекает из содержания курсовой работы, направленного  на разработку методологии управления конкурентными стратегиями предприятия.

Практическая  значимость исследования состоит в  том, что содержащиеся в курсовой работе исследования проблем управления конкурентными стратегиями предприятия  могут служить конкретно-теоретической  базой, позволяющей наиболее эффективно организовывать и осуществлять данный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие конкуренции, ее виды и методы.

Рыночная система  создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

Количество  фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

Дифференциация  товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

Участие фирм в контроле над  рыночной ценой.

Рыночное соперничество классифицируется так: Таблица 1

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной  обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество  независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких  количествах, а также:

1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4.Продавцы действуют независимо друг от друга;

5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Последнее условие  предполагает возможность каждому  гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ». /11/

Термин  « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения  различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной  конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определённой группе лиц  или государству. /12/ Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции (таблица 2). Таблица 2
Параметры состояния Рынка Совершенная Конкуренция Монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения)
Дифференциация  продукта Нет (одинаковые продукты одного вида) Нет (один продукт)
Участие фирм в контроле над ценами Нет Полный контроль

С учётом охвата экономики выделяются:

1. Чистая монополия  (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

2. Абсолютная монополия  (находится в руках государства или хозяйственных органов).

В зависимости  от причин возникновения различают  следующие виды монополий:

1. Естественная монополия  - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

3 Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

Ограничивают  аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

Применяют более  крупный капитал;

«Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

В условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией  о потребителях и потенциальных  конкурентах. Во-вторых, с помощью  рекламы монополия оказывает  существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для  крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия  через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных  учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают  уровень риска в процессе конкуренции  и обеспечивают получение монопольной  прибыли.

В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

Информация о работе Стратегия конкурентной борьбы предприятия