Анализ предприятия на примере ООО "Нижегородская полиграфия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать анализ внешней и внутренней среде организации и предложить пути совершенствования системы управления организацией.
Для достижения главной цели работы необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику организации;
Провести анализ внешней среды организации;
Провести анализ внутренней среды организации;
Определить миссия и цель турфирмы ООО «Нижегородская полиграфия»;
Проанализировать полученные данные;
Дать рекомендации по усовершенствованию системы управления организацией.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика организации…………………………………..…6
2. Анализ внешней среды предприятия…………………………………….7
2.1. Анализ факторов внешней среды……………………………………..12
3. Анализ внутренней среды……………………………………………….23
3.1. Анализ факторов внутренней среды………………………………….25

4. Миссия и цель ООО "Нижегородская полиграфия"…………………...29
5. Анализ и обобщение полученных данных……………………………..31
6. Рекомендации по усовершенствованию системы управления организацией……………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая #2.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

2.3. Современные методы  анализа внешней  и внутренней среды

    Исследование  среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (реже –SNW) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы:

  • Каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии?

          По результатам  STEP- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой – фирмы, организации, социума.

2.4.1. SWOT-анализ

    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

    Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

    Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

    Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

    Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

    Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

    Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. 

      СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  
      вашего предприятия (Strengths)
      Рыночные  
      ВОЗМОЖНОСТИ 
      (Opportunities)
      СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ вашего предприятия 
      (Weaknesses)
      Рыночные   
      УГРОЗЫ  
      (Threats)

     Рис.2 Матрица SWOT-анализа

     Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

     Шаг 1. Определение сильных  и слабых сторон предприятия.

     Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо:

  • Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
  • По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
  • Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

     Второй  шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

  • Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
  • Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
  • Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа

     Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа

     Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

  • определены основные направления развития предприятия
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

      Применительно к  ООО «Нижегородская Полиграфия» матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом: 
 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  
вашего предприятия  
(Strengths)
Рыночные   
ВОЗМОЖНОСТИ 
(Opportunities)
  • Сплоченный коллектив
  • Накопленный многолетний опыт работы
  • Современное высокопроизводительное оборудование
  • Широкий ассортимент товаров и услуг
  • Удовлетворенность клиентов
  • Невысокие цены, при очень хорошем качестве
  • Хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих
  • Удобное месторасположение предприятия
  • Спрос на полиграфическую и сувенирную продукцию достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению
  • Сложившийся имидж ООО «Нижегородская Полиграфия» у потребителей продукции
  • Небольшое количество достаточно сильных конкурентов
  • Снижение кредитной процентной ставки
  • Новые виды продукции
СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ 

вашего  предприятия 
(Weaknesses)

Рыночные   
УГРОЗЫ  
(Threats)
  • Слабо развита корпоративная культура
  • Низкая квалификация сотрудников
  • Затягивание сроков исполнения заказов
  • Отсутствие офсетного оборудования, для выполнения заказов больших тиражей
  • Появление сильных конкурентов
  • Изменение тенденции спроса
  • Сбои в поставках материалов
  • Изменение налогового законодательства
  • Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств
  • Снижение общей платежеспособности предприятий
  • Активность конкурентов:
      а) программы продвижения

      б) дополнительные услуги

  • Экономический спад

     Рис. 3. SWOT-анализ ООО «Нижегородская Полиграфия»

     2.4.2. PEST-анализ

     Поведение внешней среды удобно анализировать  и соответственно проектировать  будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP- (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.

     Т.о. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный  для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

     .

         Политика      Экономика
         1      1
         2      2
         Социум      Технология
         1      1
         2      2

     Рис. 4. PEST-анализ 

      Применительно к  ООО «Нижегородская Полиграфия» PEST-анализ выглядит следующим образом:

P
Политика
E Экономика
 
  • Выборы  Президента РБ
  • Изменение законодательства РБ
  • Государственное влияние в отрасли
  • Государственное регулирование конкуренции в отрасли
 
  • Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
  • Уровень инфляции
  • Динамика курса белорусского рубля к доллару США
  • Динамика ставки рефинансирования ЦБ РБ
  • Динамика занятости населения
  • Платежеспособный спрос населения
  • Платежеспособный спрос главных потребителей продукта
  • Основные внешние издержки организации, в том числе
                      Затраты на энергоносители

                      Затраты на транспортировку

                      Затраты на сырье и комплектующие

                      Коммуникационные издержки

  • Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
  • Новые положения Налогового кодекса
S
Социум
T

Технология

 
  • Изменения в базовых ценностях
  • Изменения в уровне и стиле жизни
  • Изменение структуры доходов
  • Изменение структуры расходов
  • Изменения основных потребительских предпочтений на продукт
  • Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей
 
  • Оценка  скорости изменения и адаптации  новых технологий
  • Новые продукты
  • Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации
  • Появление новых рекламоносителей
  • Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком

     Рис. 5. PEST-анализ ООО «Нижегородская Полиграфия» 

     3. Анализ внутренней  среды

     Внутренняя  среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. 
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. 

     Цели - конкретные, конечные состояния или  желаемый результат, которого стремится  добиться группа, работая вместе. Основной целью работы большинства организаций  является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

     Структура организации представляет собой  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

     Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее  установленным способом в заранее  определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.

Информация о работе Анализ предприятия на примере ООО "Нижегородская полиграфия"