Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:22, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку, как правило, менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций, либо вообще не владеют, поэтому пытаются увеличить свою личную выгоду за счет других участников данных отношений. В современных условиях в России происходит постепенное увеличение капитализации большинства компаний, что ведет к росту актуальности агентских проблем.
Цель данной работы - рассмотреть сущность проблем агентских отношений и предложить пути их преодоления на примере российского предприятия.
Введение…………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты агентской проблемы в
корпорациях……………………………………………………...........................4
1.Становление агентских отношений………………………..……4
2.Понятие и систематизация агентских издержек…………........11
3.Управление агентскими издержками…………………..............14
2. Роль менеджмента в российских корпорациях и модификации классического конфликта корпоративного управления “собственник - менеджер”…………………………......................................................................18
2.1. Особенности поведения менеджмента в различных
моделях российских корпораций………………………………......18
2.2. Смена менеджеров в российских компаниях…..............................22
2.3. Примеры агентских проблем в России и пути их
решения………………...……............................…………………....30
3. Возможные агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк» и пути их преодоления
3.1. Характеристика ЗАО «Стандартпарк»…………………………….35
3.2. Структура и управление в Standartpark……………………………38
3.3. Агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк»..................................43
3.4. Агентские издержки в ЗАО «Стандартпарк»………………...........48
3.5. Решение агентских проблем в ЗАО «Стандартпарк»………….....51
Заключение…………………………………………………………………….....55
Список литературы………………………………………………………………56
Приложение 1…………………………………………………………………….58
На предприятии ЗАО «Стандартпарк» трансакционные издержки подразделяются на:
- до заключения сделки и
- после заключения сделки.
Агентскими издержками являются издержки, которые непосредственно направлены на персонал компании и называются издержками ведения переговоров. Компания не знает окупятся данные издержки для нее или нет, персонал прежде всего получит бесплатные знания и сможет использовать их в дальнейшем, а организация не уверена в «патриотизме» сотрудников и в том, что они все время будут работать в данной компании и не будут придерживаться каких- то своих целей, не на благо организации. Так же к агентским издержкам будут относится аудиторские услуги.
Таким образом в 2009 году агентские издержки компании составили:
26400+34000=60400 рублей;
В 2010 году: 88900+31240=120140 рублей;
В 2011 году: 205500+0=205500 рублей.
В 2011 году агентские издержки по сравнению с 2009 выросли почти в 3,5 раза, это говорит о том, что компания больше внимания стала уделять на агентские взаимоотношения и конфликты, так же из таблицы 4 видно, что в 2011 году компания прекратила пользоваться услугами аудиторских компаний, это говорит о том, что компания наняла своего специалиста в данной области.
Показателем отражающим динамику агентских издержек является максимизация стоимости. Поэтому система показателей в рамках финансового уровня должна содержать показатель, отражающий процесс создания стоимости. Таким показателем выступает показатель экономической добавленной стоимости(EVA).
Для того, чтобы рассчитать показатели необходимо знать стоимость капитала, которая показана в таблице 5 [составлено автором на основе внутренней документации ЗАО «Стандартпарк»].
Таблица 5 – Стоимость капитала компании ЗАО «Стандартпарк» в 2011 году
Вид капитала |
Стоимость |
Доля |
Компоненты | ||
Заемный |
6% |
8* |
2/3 |
== |
4% |
Собственный |
12% |
8* |
1/3 |
== |
4% |
Общая стоимость капитала |
8% |
Таким образом, стоимость капитала С=0,08 в 2011 году, в 2010 году стоимость капитала была 0,08, а в 2009 – 0,05;
Чистая операционная прибыль=2230010 рублей в 2009, 2010 – 2950300 рублей, а в 2011 – 2800000 рублей;
Задействованный капитал в 2009 – 4500000 рублей, в 2010 – 6000000 рублей, в 2011 – 6743000 рублей.
EVA 2009= 2230010-(4500000*0,05)=2005010 рублей;
EVA 2010=2950300-(6000000*0,08)=
EVA 2011=2800000-(6743000*0,08)=
Показатель EVA в 2011 году начинает снижаться, значит есть угроза возникновения агентских конфликтов в ЗАО «Стандартпарк».
Для того чтобы решить проблемы принятия рискованных решений и оппортунизма в ЗАО «Стандартпарк», либо предостеречь себя от них необходимо организовать в компании:
Однако одним из самых важных стимулов, который мог бы сонаправить стремления директора и собственника, устраняя конфликт интересов, является создание такой системы вознаграждения директора, которая обеспечивала бы его участие в результатах деятельности.
Целесообразным кажется связать способ поощрения деятельности директора с инвестиционным процессом, стимулируя управляющего высшего ранга, например, премией, размер которой устанавливается в зависимости от величины роста дохода на собственный капитал. Данную величину и будет отражать показатель экономической добавленной стоимости(EVA), чем больше будет показатель, тем выше будет премия директора компании.
Для того чтобы решить проблему асимметричности информации в ЗАО «Стандартпарк», необходимо:
При увеличении количества отчетов и проверок, соответственно повысятся издержки контроля компании. Но и прибыль компании будет увеличиваться за счет уменьшения, и в дальнейшем вообще исключения, других видов агентских издержек, более убыточных для ЗАО «Стандартпарк».
Так же для того чтобы решить агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк» можно применить еще один метод, не менее эффективный:
- передача части акций компании менеджменту.
В российской практике такое пока встречается нечасто. Да, собственно, это и не является панацеей. Хотя передача акций действительно давала положительные результаты.
Если директор компании будет владеть каким-то процентом акций, он будет заинтересован в том, чтобы компания развивалась, расширяла свою деятельность и была успешной, чтобы деятельность организации приносила меньше убытков и больше прибыли, чтобы цена акций компании увеличивалась. Тогда он будет стараться не принимать рискованные решения, будет действовать во благо компании, эффективно использовать прибыль. Так же будет решена проблема асимметричности информации, так как он сам уже будет являться акционером компании.
Что касается
конфликтов между акционерами и
директором ЗАО «Стандартпарк» и
между акционерами и
Эффективным инструментом разрешения данной проблемы может стать правильный подбор структуры компенсационного пакета, «привязывающего» доходы директора к динамике стоимости акционерного капитала посредством предоставления им доли участия в собственности, бонусов на акции. А кредиторам в свою очередь необходимо заранее обговаривать с акционерами ограничения, защищающие их права, например, такие как:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агентская проблема в корпоративном управлении представляет собой противоречие интересов менеджеров и собственников инвестиций, которое возникает в результате отсутствия стремления менеджеров к максимизации доходов на вложенные собственниками средства (к обеспечению роста рыночной стоимости или растущей капитализации).
Вопросы
корпоративных отношений в
Поведение менеджеров российских компаний в значительной степени зависит от таких факторов, как масштабы бизнеса компании, структура акционерного капитала компании, их собственный статус (владеют/распоряжаются ли они контрольным/крупным пакетом или нет), представления о своих перспективах относительно работы в компании и видение будущего самой компании.
Важнейшей особенностью корпоративного управления в России является совмещение в одном лице собственника и менеджера.
В ЗАО «Стандартпарк» собственник и менеджер – наемный директор хотя и не одно лицо, но проблемы в области агентских отношений могут возникнуть, и очень серьезные. Для того чтобы предотвратить данные проблемы либо решить существующие, если они на данный момент уже начинают проявляться, необходимо предпринять множество усилий, уволить недобросовестных и неответственных руководителей, либо ужесточить контроль над ними, или изменить организационную структуру, а также внести много других изменений, чтобы данная проблема больше не возникала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Должностная инструкция директора по продажам
1. Общие положения
1.1. Директор
по продажам относится к
1.2. Директор
по продажам назначается на
должность и освобождается от
нее приказом генерального
1.3. Директор
по продажам подчиняется
1.4. На время
отсутствия директора по
1.5. На должность
директора по продажам
1.6. Директор по продажам должен знать:
— законодательные и нормативные акты, регламентирующие ведение предпринимательской и коммерческой деятельности, организацию продаж и
поставку продукции;
— основы рыночной экономики, конъюнктуру рынка и его особенности;
— основы маркетинга и менеджмента;
— современные маркетинговые концепции;
— основы рекламы, методы проведения рекламных кампаний;
— основы делопроизводства;
— основные принципы и методы прогнозирования;
— правила, принципы и структуры продаж;
— принципы стратегического планирования;
— характеристики реализуемой продукции;
— этику делового общения;
— психологию деловых отношений;
— принципы, методы управления персоналом;
— стратегические
и маркетинговые аспекты
1.7. Директор по продажам руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные
обязанности директора по
Директор по продажам выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Организует
комплекс мероприятий для
2.2. Участвует в разработке стратегии продаж организации.
Информация о работе Агентские проблемы в современных российских компаниях