Агентские проблемы в современных российских компаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку, как правило, менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций, либо вообще не владеют, поэтому пытаются увеличить свою личную выгоду за счет других участников данных отношений. В современных условиях в России происходит постепенное увеличение капитализации большинства компаний, что ведет к росту актуальности агентских проблем.
Цель данной работы - рассмотреть сущность проблем агентских отношений и предложить пути их преодоления на примере российского предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты агентской проблемы в
корпорациях……………………………………………………...........................4
1.Становление агентских отношений………………………..……4
2.Понятие и систематизация агентских издержек…………........11
3.Управление агентскими издержками…………………..............14

2. Роль менеджмента в российских корпорациях и модификации классического конфликта корпоративного управления “собственник - менеджер”…………………………......................................................................18

2.1. Особенности поведения менеджмента в различных
моделях российских корпораций………………………………......18

2.2. Смена менеджеров в российских компаниях…..............................22

2.3. Примеры агентских проблем в России и пути их
решения………………...……............................…………………....30

3. Возможные агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк» и пути их преодоления

3.1. Характеристика ЗАО «Стандартпарк»…………………………….35

3.2. Структура и управление в Standartpark……………………………38

3.3. Агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк»..................................43

3.4. Агентские издержки в ЗАО «Стандартпарк»………………...........48

3.5. Решение агентских проблем в ЗАО «Стандартпарк»………….....51

Заключение…………………………………………………………………….....55

Список литературы………………………………………………………………56

Приложение 1…………………………………………………………………….58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КУ.docx

— 193.89 Кб (Скачать)

Корпоративные (внутренние) стандарты регламентируют обязательные для всех сотрудников  компании правила общения с клиентами, документирования операций, обмена информацией  с внешней средой и внутри компании, подготовки и принятия решений, пользования  производственной и оргтехникой, средствами связи, работы с базами данных, пользования  помещениями и мебелью, соблюдения режима безопасности и трудовой дисциплины. Управление корпоративными стандартами  осуществляет КЦ. Контроль за соблюдением корпоративных стандартов персоналом компании осуществляют линейные руководители по своим подразделениям.

Профессиональные  стандарты, методики и типовые договора регламентируют технологию бизнес-процессов  и разрабатываются по направлениям деятельности. Управление профессиональными  стандартами, методиками, типовыми договорами и общий контроль за их соблюдением осуществляет КЦ. Обучение и аттестация сотрудника являются неотъемлемой частью работы. По отдельным видам деятельности компания разрабатывает внутренние сертификаты, получение которых обязательно для сотрудника, который работает в данном виде деятельности. Компания организует профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников собственными силами и приветствует получение сотрудниками основного или дополнительного профессионального образования в учебных заведениях.

3.3. АГЕНТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗАО «СТАНДАРТПАРК»

Директор  ЗАО «Стандартпарк» (директор по продажам ООО «Стандартпарк») выступает в  роли агента, наемного управляющего. Он контролирует работающих людей. Ему  подчиняются и бухгалтерия, и  юридический отдел данной бизнес единицы. Люди его знают, ему отчитываются. Он собирает всю информацию у себя, а потом уже решает, что из этого он будет включать в свой доклад на собрании акционеров. Поэтому деятельность наемного руководителя данного предприятия необходимо контролировать.

Наемный руководитель (директор) в курсе  внешних условий развития и деятельности фирмы. Он лучше осведомлен о ситуации на том сегменте рынка, где действует  компания, и в курсе взаимоотношений  с партнерами, поставщиками, клиентами. Он с ними общается, причем часть  взаимодействий между предприятиями  может быть основана на личных взаимоотношениях.

Издержки  контроля над директором - это прямые издержки агентской проблемы. Чем  подробнее контроль, тем выше издержки - это вопрос цены доверия. Большие  издержки невыгодны для ООО «Стандартпарк» (головного офиса), находящегося в  Москве, поэтому на данный момент контроль со стороны совета директоров слишком  слаб. Им выгоднее доверять директору.

Исходя  из этого, можно предположить, что  в компании существует проблема информационной асимметричности. Директор может не доносить всей информации до акционеров и совета директоров, и по своему усмотрению выбирать тот или иной проект независимо от рисков, так как  он ничего не теряет, а в случае выигрыша заработает больше денег. Причина в  том, что наемный управляющий, как  правило, участвует в прибыли  фирмы, но не участвует в ее убытках. Поэтому он больше склонен к риску.

Так же директор лучше, чем кто-либо осведомлен о  своих собственных намерениях. Он знает, к чему он собирается привести фирму, какой выбор сделать при  инвестировании, в какой проект вложить  деньги. Только он знает, насколько  честно он соблюдает условия своего трудового договора-контракта и  насколько старательно блюдет интересы собственников и интересы предприятия. Он может обеспечить нормальное прибыльное функционирование фирмы, но никто не может гарантировать, что из нескольких вариантов развития директор ЗАО  «Стандартпарк» выберет именно оптимальный  для фирмы результат: в своем  выборе он опирается на свою личную выгоду, а не на выгоду компании. Возникают  издержки альтернативы - издержки упущенных  возможностей. Альтернативные издержки агентской проблемы трудно оценить. Это издержки того, что директор может выбрать именно этот проект, а не другой, издержки несбывшегося: сколько прибыли собственники недополучили в результате этого и что (какие  преимущества, активы, долю рынка, увеличения оборота) не выиграло предприятие.

Акционеры получают оперативную информацию с  предприятия со слов директора. Полный контроль над директором ЗАО «Стандартпарк» невозможен и неэффективен. Затраты  собственника на получение полной информации зачастую оказываются выше улучшения  финансового результата, который  собственник от этого получит. Поэтому  информационная асимметрия (большая осведомленность менеджера) продолжает существовать.

В компании могут произойти не только конфликты  между собственниками и наемными управляющими, акционерами и директором ЗАО «Стандартпарк», но и между акционерами и кредиторами компании.

Если  речь идет о конфликте между акционерами  и директором ЗАО «Стандартпарк», то мониторинг и контроль выполнения особых условий включает в себя проведение независимого аудита, внедрение формальных систем контроля, накладывание ограничений  бюджета, установление стимулирующих  компенсационных схем, ограничение  инвестиций и другую деятельность, связанную с изучением акционерами  особенностей работы директора ЗАО  «Стандартпарк» и контролем за его  действиями. В конфликте акционеров и кредиторов подобные расходы будут включать в себя требование предоставления отчетности, заверенной независимыми аудиторами, включение условий залога в кредитные договоры, ограничения на выплату дивидендов, ограничения на последующие выпуски облигаций, условия поддержания определенного уровня оборотного капитала.

Мотивы, которыми руководствуются участники  отношений «наемный управляющий-акционер-кредитор» в ЗАО «Стандартпарк»

Противоречия  интересов акционеров и директора  компании проистекают из стремления директора увеличить величину получаемых ими финансовых и нефинансовых благ(нефинансовые блага проявляются в уважении сотрудников, размере и интерьере офиса и других атрибутах высокого социального статуса). Расходы, связанные с удовлетворением интересов директора, будут возрастать по мере уменьшения его доли в собственности компании. Одновременно его склонность к риску будет уменьшаться из-за боязни лишиться привычных благ в случае неуспеха. В случае финансовых затруднений карьера директора в ЗАО «Стандартпарк» может пострадать, поэтому он будет предпочитать недостаточно высокий финансовый рычаг и отказываться от эффективных финансовых проектов в случае недостатка собственных средств.

Несмотря  на наличие противоречий между интересами акционеров компании и директором, в случае конфликта между кредиторами  и акционерами директор будет  скорее действовать в интересах  вторых, так как его интересы все  же ближе к интересам акционеров, нежели кредиторов. Издержки, связанные  с разногласием между акционерами  и кредиторами в ЗАО «Стандартпарк», будут проявляться в так называемых эффекте «замещения активов» и эффекте «нависания долга».

Суть  эффекта «нависания долга» заключается  в том, что владельцы собственного капитала иногда отказываются от эффективных  инвестиционных проектов, если из-за недостаточности  собственного капитала возникает необходимость  привлечения дополнительного заемного капитала. Причиной является то, что  риск таких проектов полностью ложится  на акционеров компании, в то время  как кредиторы «перетягивают» на себя часть доходов. Чем более  рискованны проекты, тем больше будут  агентские издержки недоинвестирования. Кредиторы будут учитывать возможность  такого поведения, и в качестве ответной реакции возникнет «эффект безбилетника», в результате которого фирма не сможет найти финансовые ресурсы для  продолжения деятельности. Никто  из потенциальных кредиторов не захочет  предоставить займ первым. Причина  заключается в том, что в случае повторного займа, обеспеченного теми же активами, что и первый, финансовый риск первых кредиторов(держателей облигаций первого выпуска) увеличивается.

Эффект  «замещения активов» проявляется в  политике повышения общего риска  компании, реализуемой собственниками через принятие более рискованных  инвестиционных проектов, чем рассчитывают (предполагают) кредиторы.

Таким образом  на основании вышесказанного и должностной  инструкции директора данной бизнес единицы (см. Приложение 1) можно сказать, что в ЗАО «Стандартпарк» могут  возникнуть серьезные конфликты  между акционерами и директором компании и между акционерами  и кредиторами, которые могут  привести к высоким затратам на предприятии, потере имиджа, краху компании. Причинами  данных конфликтов могут быть:

1. Оппортунизм - неограниченное стремление директора фирмы к удовлетворению личных интересов за счет организации в ущерб интересам собственника компании:

- неэффективное  использование прибыли – директор  может использовать прибыль не  на благо предприятия, а для  увеличения собственного влияния  в корпорации и собственного  благосостояния;

2.  Восприятие риска – директор данного предприятия может принимать и воплощать в жизнь решения, по которым, как  правило, не несет ответственности, и которые могут принести фирме значительные убытки.

3. Асимметрия информации – высокая степень информационной    асимметрии обуславливается лучшей осведомленностью о ситуации в ЗАО «Стандартпарк» директора, чем собственника фирмы, находящегося в Москве.

При наличии  данных проблем могут возникнуть в компании следующие виды издержек:

1.  расходы, связанные с мониторингом деятельности агентов;

2.  расходы, связанные с выполнением особых условий, защищающих    интересы инвесторов;

3.  остаточные потери – денежный эквивалент уменьшения  благосостояния принципала вследствие принятия наемным директором (агентом) решений, несоответствующих интересам принципала;

4.  издержки, связанные с разногласиями между акционерами и директором ЗАО «Стандартпарк»;

5.  издержки, связанные с разногласиями между акционерами и кредиторами фирмы.

Разница между первым и вторым видами издержек заключается в том, что первые представляют собой расходы, которые  несут акционеры и кредиторы  при изучении работы наемного директора, разработке и контроле выполнения ограничений, а вторые – ограничения, накладываемые  директором ЗАО «Стандартпарк» на самого себя с целью предоставить гарантии того, что его действия будут подчинены  интересам инвесторов.

3.4. АГЕНТСКИЕ ИЗДЕРЖКИ В ЗАО «СТАНДАРТПАРК»

Агентские издержки относятся к трансакционным издержкам, которые возникают в процессе налаживания и осуществления обменных соглашений между хозяйствующими субъектами. Так, в число трансакционных издержек предприятия услуг связи входят: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения качества товаров и услуг, издержки заключения контракта, издержки мониторинга, издержки в форме недополученной выручки, издержки спецификации и защиты прав собственности, некоторые из которых и являются агентскими, как показано в таблице 4 [составлено автором на основе внутренней документации ЗАО «Стандартпарк»].

Таблица 4 – Трансакционные издержки ЗАО «Стандартпарк»

 

Издержки

Годы

Всего

2009

2010

2011

до заключения сделок

1. Издержки поиска информации:

138400

369900

706000

1214300

1.1 Группа рекламы и маркетинга

50000

78500

121000

249500

1.2 Расходы на рекламу

75000

253000

430000

758000

1.3 Командировочные расходы

0

15000

120000

135000

1.4 Оплата услуг связи (телефон,  интернет)

13400

23400

35000

71800

2. Издержки ведения переговоров:

26400

88900

205500

320800

2.1 Обучение сотрудников

0

22000

22000

44000

2.2 Представительские расходы

13000

28500

28500

70000

2.3 Командировочные расходы

0

15000

120000

135000

2.4 Оплата услуг связи (телефон,  интернет)

13400

23400

35000

71800


Продолжение таблицы 4 - Трансакционные издержки ЗАО «Стандартпарк»

после заключения сделок

1. Издержки мониторинга

253289

253289

253289

759867

1.1 Бухгалтерия

208000

208000

208000

624000

1.2 Юридическая группа

22480

22480

22480

67440

1.3 Коммерческая служба

22809

22809

22809

68427

2. Издержки в форме недополученной  выручки

15100

13700

14700

43500

2.1 Прочие расходы

15100

13700

14700

43500

2.1.1 Штрафы, пени, неустойки

-

-

-

0

2.1.2 Суммы задолженности, по которым  истек срок исковой давности

-

-

-

0

2.1.3 Уценка, списание товара

-

-

-

0

3. Издержки спецификации и защиты  прав собственности

94750

91990

60750

247490

3.1 Аудиторские и консалтинговые  услуги

34000

31240

0

65240

3.2 Юридическая группа

22480

22480

22480

67440

3.3 Отдел безопасности

38270

38270

38270

114810

 

Итого

527939

817779

1240239

2585957

Информация о работе Агентские проблемы в современных российских компаниях