Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:22, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку, как правило, менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций, либо вообще не владеют, поэтому пытаются увеличить свою личную выгоду за счет других участников данных отношений. В современных условиях в России происходит постепенное увеличение капитализации большинства компаний, что ведет к росту актуальности агентских проблем.
Цель данной работы - рассмотреть сущность проблем агентских отношений и предложить пути их преодоления на примере российского предприятия.
Введение…………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты агентской проблемы в
корпорациях……………………………………………………...........................4
1.Становление агентских отношений………………………..……4
2.Понятие и систематизация агентских издержек…………........11
3.Управление агентскими издержками…………………..............14
2. Роль менеджмента в российских корпорациях и модификации классического конфликта корпоративного управления “собственник - менеджер”…………………………......................................................................18
2.1. Особенности поведения менеджмента в различных
моделях российских корпораций………………………………......18
2.2. Смена менеджеров в российских компаниях…..............................22
2.3. Примеры агентских проблем в России и пути их
решения………………...……............................…………………....30
3. Возможные агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк» и пути их преодоления
3.1. Характеристика ЗАО «Стандартпарк»…………………………….35
3.2. Структура и управление в Standartpark……………………………38
3.3. Агентские проблемы в ЗАО «Стандартпарк»..................................43
3.4. Агентские издержки в ЗАО «Стандартпарк»………………...........48
3.5. Решение агентских проблем в ЗАО «Стандартпарк»………….....51
Заключение…………………………………………………………………….....55
Список литературы………………………………………………………………56
Приложение 1…………………………………………………………………….58
Хотя громадное количество
Самая фундаментальная
На смену
менеджеров в России влияют иные факторы,
чем в западных странах. Эти различия
могут иметь несколько причин.
Во-первых, недостаточное развитие
фондового рынка и судебно-
В рамках исследования влияния угрозы увольнения на мотивацию менеджеров М. Гольцман (2000) анализировала зависимость того, насколько структура собственности влияет на взаимосвязь между качеством работы компании и вероятностью смены менеджера. Были оценены регрессии, где в качестве зависимых использовались переменные, отражающие изменения состава органов управления, а в качестве независимых – показатели эффективности компании (скорректированные на среднеотраслевую производительность труда) и переменные, характеризующие структуру собственности. Полученные результаты позволяют заключить, что ни одна из характеристик работы компании сама по себе не влияет на вероятность изменения состава органов управления. В то же время можно заключить, что эти изменения в значительной мере отражают смену структуры собственности [14].
В работе А. Муравьева (2001) по выборке из 437 компаний проделан подробный анализ факторов смены менеджеров, подтверждающий тезис о влиянии аутсайдеров и смены собственников в высоко-конкурентных компаниях на высокую вероятность увольнения топ-менеджера. Кроме того, установлен факт позитивного влияния увольнения менеджера на показатели производительности труда для новых менеджеров-аутсайдеров. Интересно, что выбор между инсайдерами и аутсайдерами не подвержен влиянию исходных показателей производительности труда, в то время как для выбора аутсайдера большое значение имеет высокий показатель прибыльности продаж, отражающий не столько технологическую, сколько коммерческую деятельность компании [4].
Итак, несмотря на слабую зависимость между результатами работы компании в предыдущий период и угрозой увольнения менеджера, выявленную в большинстве указанных выше работ, можно говорить о том, что этот механизм корпоративного контроля в России действует, хотя, по указанным выше причинам, и незначительно. Во многом результаты нивелируются плохим качеством исходной финансовой информации о компаниях.
Показателем отражающим динамику агентских издержек является максимизация стоимости. Поэтому система показателей (драйверов) в рамках финансового уровня должна содержать показатель, отражающий процесс создания стоимости. Таким показателем выступает показатель экономической добавленной стоимости(EVA).
При его
расчете происходит сравнение чистой
прибыли компании от операционной деятельности
после вычета налогов (ЧП) и совокупной
стоимости капитала компании, включая
стоимость ее акционерного капитала.
Поэтому, если ЧП фирмы превышает
совокупную стоимость ее капитала в
какой-то отчетный период, это означает,
что фирма имеет положительную
EVA в заданный период и увеличивает
свою стоимость для акционеров. В
противном случае, если EVA фирмы имеет
отрицательное значение, это означает,
что за отчетный период фирма не
смогла покрыть всех своих издержек
и тем самым уменьшила
Если бизнес-единица компании приносит прибыль, то на первый взгляд кажется, что собственник правильно распорядился своим капиталом. Однако вполне возможно, что те же деньги, инвестированные в другой бизнес или положенные в банк на депозит, принесли бы большую отдачу. EVA (economic value added) помогает мотивировать менеджера не просто получать прибыль, но добиваться приращения собственности акционеров.
"EVA интересен
не столько тем, что позволяет
оценивать эффективность
В дистрибьюторской компании "Градиент", торгующей косметикой и бытовой химией, начали использовать EVA в 1998 г. Тогда, после проведенной реструктуризации бизнеса, сбытовые дивизионы компании были выделены в отдельные бизнес-единицы с собственными балансами и за каждым из них был закреплен определенный регион России. Руководитель каждого дивизиона был наделен максимально широкими полномочиями, вплоть до определения ценовой политики.
EVA = P - (K
х C), где
EVA - экономическая добавленная стоимость.
P - Чистая операционная прибыль.
K - Задействованный капитал.
С - Стоимость капитала.
Одной из
основных предпосылок возникновения
агентских издержек является информационная
асимметрия, различие в состоянии
информированности менеджмента
и акционеров, заинтересованных сторон
о текущем положении и
Сегодня в экономике России остро стоит вопрос риска недобросовестности. В экономической теории он получил название проблемы «принципал-агент».
Агентская проблема существует в различных сферах деятельности, не исключение и сфера финансового посредничества. Главной причиной ее возникновения служит информационная асимметрия, которая препятствует притоку сбережений населения на финансовый рынок. А ведь именно они являются потенциальным источником денежных средств и представляют реальную альтернативу иностранным инвестициям в российскую экономику.
Примером
асимметрии информации может служить
современное состояние
Ещё один пример асимметричности информации касается отечественных и иностранных инвесторов. Последние не обладают полной информацией, а основываются на оценках независимых рейтинговых агентств. Если компания обладает рейтингом, принятым на международном рынке, то остальные факторы, скорее всего, будут проигнорированы. Российские инвесторы, работающие на внутреннем рынке, обладают гораздо более полной информацией и не обращают столь пристальное внимание на оценки, а следовательно могут принять более верное решение, куда и как инвестировать средства. По нашему мнению, решением данной проблемы, как и в случае с банками, может служить повышение открытости информации, так как чем прозрачнее рынок, тем больше на нем инвесторов. Информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц и публиковаться в интернете. Это необходимо, чтобы инвесторы лучше понимали, что им предлагают купить.
Примером агентской проблемы внутри фирмы может служить конфликт интересов менеджеров и собственников, когда агенты действуют в собственных интересах, а не в интересах компаний. В этом случае имеет место оппортунистическое поведение менеджеров компании. Эту проблему можно решить поощрением менеджера в зависимости от результатов его работы в управлении предприятием. Например, выдавать ему премию в размере, установленном в зависимости от величины роста дохода на собственный капитал, или вручить ему опцион на покупку акций предприятия по определенной цене. Представители теории оптимального контракта называют этот способ участием агента в результатах совместной деятельности.
Они же выделяют
еще несколько путей решения
этой проблемы: соревнование агентов
и их коалицию. Первый способ предусматривает
наличие конкуренции между
Коалиция агентов предусматривает их участие в совместной деятельности и поочередное выполнение ими функций принципала, т.е. контроль и назначение задач выполняются всеми агентами по очереди. Смена агентов на данной позиции позволяет избежать передачи недостоверной информации и создает доверительные отношения между ними [4].
Перечисленные
выше способы решения агентской
проблемы внутри фирмы позволяют
решить её и на рынке финансового
посредничества. Так соревнование агентов
представлено ужесточением конкуренции
в этой сфере. Особенно сильно это
наблюдается на наиболее доходных сегментах
финансового рынка (межбанковская
конкуренция, конкуренция между
банками и небанковскими
Вознаграждение агента в зависимости от результатов его деятельности актуально для всех видов финансовых посредников. Примером служит деятельность инвестиционного фонда. Прибыль его зависит от того, насколько выгодно он вложит деньги пайщиков. Это стимулирует добросовестное выполнение им своих функций. Хотя на практике это сильно ограничивается склонностью ПИФа к рискованным вложениям средств.
Во взаимодействии и сотрудничестве финансовых посредников проявляется коалиция агентов. Особенно широко сегодня развито сотрудничество банков и страховых компаний. Страхование помогает банкам привлекать дешевые заемные средства на вторичном рынке, увеличивать масштаб экономии; клиенты страховых организаций со временем становятся клиентами банков, что увеличивает объем операций и способствует росту прибыли, а банки работают с уже застрахованными от рисков клиентами. Кроме того банки передают риски своей деятельности страховым организациям. Другим примером может служить взаимодействие пенсионных фондов с банками. Такое сотрудничество является взаимовыгодным и представляет много возможностей для осуществления инвестиционных проектов через размещение временно свободных средств фонда [3].
Таким образом,
решение агентской проблемы в
России должно быть направлено на достижение
компромисса агента и принципала
в рамках достижения общей цели.
Абсолютно необходимым
В заключении
хотелось бы поставить вопрос об участии
государства в решении
3. ВОЗМОЖНЫЕ
АГЕНТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗАО «
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «СТАНДАРТПАРК»
Сегодня Standartpark – это состоявшийся лидер на рынке отечественных производителей систем поверхностного водоотвода и обустройства территорий.
Информация о работе Агентские проблемы в современных российских компаниях