Шпаргалка по "Европейское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Европейское право как сфера научного познания и учебная дисциплина.
2. Основные предпосылки создания Европейских сообществ и Европейского Союза.
3. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.
4. Расширение Европейского Союза: требования, предъявляемые к государству-кандидату, процедура вступления в члены.
5. Процедура выхода из состава Европейского Союза.
6. Понятие, предмет и методы европейского права.
7. Принципы европейского права.
8. Система источников европейского права.
9. Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе.
10. Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

европейское право зачет.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Предмет ПЕС это общ отн складывающиеся в ходе комплексной интеграции стран европейского континента, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционного процесса.

Методы ПЕС- это методы праововго регулирования общ отн правом ЕС и методы познания и анализа, действующего ПЕС, его отраслей науки и учебной дисциплины.

-Метод скоординированной субординации- в праве ЕС сначала не редко с использованием междунар прав позиций, механизмов, а затем с использованием гос подобных надгос средств, осущ., подчинение и реализацию согласованных ранее договоренностей.

-Метод гармонизации, унификации национально-правовых норм.

-метод управомочивания,

- позитивного обязывания и запрета,

-колизионный метод,

-императивный,

-диспозитивный

7.Принципы европейского права. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие принципы права ЕС. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права ЕС и принцип прямого действия права ЕС. Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов, нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов, действие норм права Сообщества без какой-либо трансформации в правопорядок государства-члена. Данные принципы были выработаны практикой Суда путём толкования учредительных документов организации. К числу общих принципов права ЕС относятся принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

8.Система источников европейского права. Источники европейского права – внешняя форма выражения его правовых норм. Форма права образует систему источников права. 1. Первичное; 2)вторичное (акты суда в соотсветствии с учред договорами, бюджетные договоры)  3) прецедентное(акты толкования). Первичный источник 1) майстрийский договор - договор о ЕС 1992г. 2) римский договор - 3) хартия ес об основных правах.

9.Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе. Договор о ЕС состоит из  преамбулы и 55 статей. Раздел1. Общие положения. Закрепляет юридический факт учреждения ЕС, определяет его ценности,   основные принципы, задачи в соответствии с которыми регулируются взаимоотношения ЕС с его членами. Базовые принципы компетенция ЕС, гарантии основных прав и свобод ЕС.

Раздел2. Положение о демократических  принципах. Развивает положения  первого  раздела, путем определения  основных начал демократического развития ЕС

Раздел3 положение об институтах. Устанавливает систему руководящих институтов ЕС и определяет их правовой статус.

Раздел 4( о продвинутом сотрудничестве). Предусматривает возможность осуществления, в рамках ЕС, дифференцированной интеграции государств-членов.

Раздел 5 (о внешней политической деятельности союза и специальные положения о политической безопасности) содержит положения о деятельности ЕС во внешней политической сфере о деятельности на международной арене

Раздел 6 заключительные положения

10.Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза. Состоит из преамбулы и 358 статей. Часть 1 (принципы)  закрепляет предмет договора, содержание категорий компетенции ЕС, принципы деятельности в различных областях.

Часть 2 (не дискриминация и гражданство союза) включает в себя

- нормы, запрещающие внутри ЕС, дискриминацию между гражданами государств-членов, наделяющими институты союза полномочиями вести борьбу с другими видами дискриминации.

- нормы  учреждающие гражданство союза  и предусматривающие  важнейшие  права приобретения и осуществления контроля как правило связанных с обладанием гражданством

Часть 3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА, т.е полномочия его институтов  издавать правовые акты и применять  другие меры в различных сферах общественных отношений , которые складываются внутри территории  ЕС между государствами и физическими лицами

Часть4 СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЛИЦ, УСЛУГ  И КАПИТАЛОВ, ассоциации расположение за пределами континентальной Европы государств членов с заморскими странами и территории в данной части устанавливаются правовые между союзами в целом  и расположенные за пределами континентальных  владений.

Часть 5.  Внешнеполитическая деятельность союза

Часть 6. институциональные и финансовые положения данная часть посвещена  организации правовой и финансовой деятельности ес

Часть 7 общие и заключительные положения

11.Правовая характеристика Хартии Европейского Союза об основных правах. Состоит из преамбулы и 54 статей.

Раздел 1. (достоинства) в данном  разделе  право на человеческое достоинство  права на жизнь; запрет рабства.

Раздел 2. (свободы) свобода выражения мнений; свобода искусства и науки, свобода  профессиональной деятельности и право  на труд, право на  свободу и  личную неприкосновенность право на уважение частной и семейной жизни, право собственности.

Раздел 3.(равенство) закрепления права равенства перед законом и судом; не дискриминация культуры расы и личности; разнообразие и равенство полов; права детей и пожилых людей; принципы интересов лиц с ограниченными возможностями

Раздел 4(солидарность)  права работников на информацию и консультацию; право на коллективные переговоры коллективные действия; право на справедливые и надлежащие условия труда, право на социальную обеспечения и социальную помощь.

Раздел 5. (гражданство) свобода передвижения

Раздел 6. (правосудие) процессуальные права и гарантии, презумпция  невиновности, право на полное и адекватное расследование.

Раздел 7. Общие положения регулирования  толкования и применения хартии

12.Система европейского права. Учитывая особенности устройства и компетенции ЕС, в системе права выделяются следующие комплексные отрасли:

·       Право экономической интеграции – правила, направленные на защиту и регулирование принципов общего рынка, свободы, движения товаров, услуг, трудящихся, капиталов и платежей.

·       Группы правовых норм, закреплённые в учредительных договорах, в правовых актах институтов ЕС, которыми осуществляется регулирование общественных отношений в области различных общих политик ЕС, в том числе валютно-экономической политики.

·       Институционное право – положения, регулирующие порядок формирования, деятельности и полномочия институтов Европейского Союза. В некоторых научных работах институционное право ЕС далее подразделяется на конституционное и административное право. Последнее включает также процессуальные нормы, связанные с обжалованием в Европейском Суде действий и решений институтов ЕС.

13.Правовая природа Европейского Союза.

14.Порядок формирования и состав Европейского Парламента. европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.

Порядок формирования : представители государств–  членов ЕС избираются в Европейский  парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя  структура и порядок работы Европейский  парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.

15.Функции и полномочия Европейского Парламента. Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.

Полномочия  в области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать  санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. В соответствии с Маастрихтским договором, Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.

Законодательные полномочия. Римский договор 1957 г. отводил  Парламенту исключительно консультативную  роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный  процесс законотворчества в ЕС предусматривает  обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом, в которых последнему отводится различная роль в зависимости от обсуждаемого предложения. Амстердамский договор закрепил три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, согласие.

Полномочия  в области бюджета. Процедура  принятия бюджета, предусматривающая  два чтения в Парламенте, позволяет  ему вносить поправки в разработанный  Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может  отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанное с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).

16.Порядок формирования и состав Совета Европейского Союза. Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государствчленов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями. В состав Совета ЕС входят полномочные представители правительств государствчленов, наделенные в силу своего официального статуса правом участвовать в принятии решений, обязывающих представляемые ими государства. В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение.

Совет по общим вопросам занимается наиболее важными из вопросов, входящих в  компетенцию Совета, он состоит из 27 министров иностранных дел государств-членов.

Экономика и финансы (Ecofin): Состоит из министров  по экономике и финансам стран-членов ЕС.

Окружающая  среда: Состоит из министров по охране окружающей среды, которые встречаются примерно 4 раза в году.

Образование, молодёжь и культура: Состоит из министров по образованию, молодёжи и культуры, которые встречаются 3 — 4 раза в году. Ротация каждые 6 месяцев

17.Функции и полномочия Совета Европейского Союза. Полномочия Совета ЕС:

1) Совет  ЕС обеспечивает координацию  общей экономической политики  государствчленов;

2) Совет  ЕС наделен правом принятия  обязательных решений. Он может  делегировать полномочия по исполнению  принятых им решений Еврокомиссии. При этом Совет ЕС сохраняет  за собой право в случае, если он сочтет это необходимым, непосредственно обеспечивать исполнение принятых им решений;

3) разработка  и принятие Советом ЕС общей  позиции по вопросам внешней  политики и политики безопасности;

Информация о работе Шпаргалка по "Европейское право"