Шпаргалка по "Европейское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Европейское право как сфера научного познания и учебная дисциплина.
2. Основные предпосылки создания Европейских сообществ и Европейского Союза.
3. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.
4. Расширение Европейского Союза: требования, предъявляемые к государству-кандидату, процедура вступления в члены.
5. Процедура выхода из состава Европейского Союза.
6. Понятие, предмет и методы европейского права.
7. Принципы европейского права.
8. Система источников европейского права.
9. Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе.
10. Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

европейское право зачет.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

32. Основные направления внешнеполитической деятельности Европейского Союза.

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором (2001) распространяется на следующие  направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая  опора» – Европейские сообщества; – «вторая опора» – Общая внешняя  политика и политика безопасности ЕС далее (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны далее(ЕПБО); – «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия[9]. Основной целью образования ЕС стало создание единого рынка. Для облегчения взаиморасчетов между странами-участниками, стабилизации валютных курсов, появления единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла бы на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978г., в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы, (далее – ЕВС) Общая внешняя политика и политика безопасности. Относится к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».

33. Правовые основы общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Общая внешняя политика и политика безопасности (сокр. ОВПБ; англ. Common Foreign and Security Policy, сокр. англ. CFSP) Интеграция в области ОВПБ шла со значительными трудностями. Первая попытка интеграции была предпринята в начале 1952 года, когда Франция, ФРГ, Италия и Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества (ЕОС). Однако парламент Франции заблокировал создание ЕОС. Интеграция стала развиваться в направлении от экономики к политике. В 1974 году был учреждён Европейский совет на уровне глав государств и правительств, принявший рекомендацию об учреждении Политического союза. Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности, также многие страны выступали против дублирования функций НАТО. В Милане в 1985 году Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики.

В июне 1992 года на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. В последующем ЗЕС бы включен в ЕС по Амстердамскому договору.

Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС. Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности, в договоре провозглашаются следующие принципы:

  1. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;
  2. усиление безопасности ЕС;
  3. сохранение мира и международной безопасности;
  4. повышение единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики;
  5. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;
  6. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

ОВПБ  стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений. Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации: — «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС. Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча Ширака и Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 г. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий» В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность верховному представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности, на этот пост был назначен бывший генсекретарь НАТО Хавьер Солана. В руках верховного представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством полит. и военно-полит. интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами. Однако интеграция в ЕС в области взаимоотношений с внешним миром осуществляется прежде всего через межправительственную координацию и в гораздо меньшей мере — посредством делегирования полномочий на уровень интеграционного объединения. Сфера ВП остается довольно чувствительной, и государства весьма осторожны в том, что касается отказа от своих прав и возможностей в этой области.

34. Правовое регулирование  сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

Без ущерба для компетенции Европейского сообщества Союз преследует цель предоставить гражданам  высокий уровень защиты внутри пространства свободы, безопасности и правосудия путем выработки совместных действий государств-членов по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере и путем мер, направленных на предупреждение расизма и ксенофобии и на борьбу с этими явлениями. Данная цель достигается предотвращением организованной и иной преступности и борьбой с этим явлением, особенно, с терроризмом, торговлей людьми и преступлениями против детей, незаконным оборотом наркотических средств, торговлей оружием, коррупцией и мошенничеством, благодаря: - более тесному сотрудничеству между полицейскими силами, таможенными органами и другими компетентными органами в государствах-членах, осуществляемому как непосредственно, так и через Европейское полицейское ведомство (Европол) в соответствии со статьями 30 и 32; - более тесному сотрудничеству между судебными органами и другими компетентными органами государств-членов, в том числе, через Европейский отдел по сотрудничеству судебных органов (Евроюст) в соответствии со статьями 31 и 32; - сближению в случае необходимости норм уголовного права государств-членов в соответствии с пунктом “е” статьи 31.

Статья 30 1. Действия, предпринимаемые сообща в области полицейского сотрудничества, охватывают в числе прочего: а) оперативное сотрудничество между компетентными органами, в том числе, между полицейскими, таможенными и другими специализированными карательными службами[47] государств-членов по вопросам предупреждения и выявления уголовных правонарушений, а также по вопросам расследований, осуществляемых по этим делам; b) сбор, хранение, обработку, анализ и обмен надлежащей информацией, в том числе, имеющейся у карательных служб информацией, которая касается сообщений о подозрительных финансовых сделках, в частности, через Европол, при соблюдении соответствующих положений о защите данных личного характера; с) сотрудничество и совместные инициативы по вопросам обучения, обмена офицерами по связи, откомандирования сотрудников, использования оборудования и криминалистических исследований; d) совместную оценку специальных приемов расследования, относящихся к выявлению серьезных форм организованной преступности;

2. Совет  поощряет сотрудничество через  Европол и, в частности, в  течение пяти лет со дня вступления в силу Амстердамского договора[48]: а) разрешает Европолу оказывать содействие и поддержку подготовке специальных следственных мероприятий, проводимых компетентными органами государств-членов, способствовать координации и практическому осуществлению этих мероприятий, включая оперативные мероприятия совместных групп, в состав которых входят представители Европола на правах помощников; b) принимает меры, призванные уполномочить Европол обращаться к компетентным органам государств-членов с запросами о проведении расследований и о координации проводимых ими расследований по определенным делам, а также дать Европолу возможность расширять специальные познания, которые могут быть предоставлены государствам-членам с целью помочь им в проведении расследований, относящихся к организованной преступности; с) создает благоприятные условия для установления взаимных контактов между магистратами и дознавателями[49], занимающимися борьбой с организованной преступностью и работающими в тесном сотрудничестве с Европолом; d) учреждает информационную сеть, включающую данные об исследованиях, документации и статистике в отношении трансграничной преступности.

Статья 31. 1. Действия, предпринимаемые сообща в области судебного сотрудничества по уголовным делам, призваны в числе прочего: а) облегчить и ускорить сотрудничество между компетентными министерствами, судебными или эквивалентными им органами государств-членов по вопросам процедуры и исполнения решений, в том числе, если это окажется необходимым, через Евроюст; b) облегчить экстрадицию между государствами-членами; с) гарантировать в той мере, в какой это необходимо для улучшения данного сотрудничества, взаимную совместимость правил, действующих в государствах-членах; d) предотвращать конфликты юрисдикции между государствами-членами; е) обеспечить принятие мер, устанавливающих минимальные правила в отношении составных элементов уголовных правонарушений и санкций, применяемых в сферах организованной преступности, терроризма и незаконного оборота наркотических средств.

2. Совет  поощряет сотрудничество через Евроюст: а) разрешая Евроюст оказывать содействие надлежащей координации работы национальных органов государств-членов, на которые возложены функции уголовного преследования; b) создавая благоприятные условия для оказания поддержки со стороны Евроюст в расследованиях по делам, относящимся к тяжкой трансграничной преступности, в том числе, применительно к случаям организованной преступности, особенно, с учетом результатов аналитической работы, проведенной Европолом; c) способствуя тесному сотрудничеству между Евроюст и Европейской информационной сетью в области правосудия, особенно, в целях содействия выполнению судебных поручений и исполнению запросов об экстрадиции.

35.Правовая  характеристика Соглашения  о партнерстве  и сотрудничестве России и Европейского Союза 1994 г. Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через  формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»): экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. 2010 год 12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6]. 24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима[7]. 12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание[8].

31 мая  2010 года Газета.ру сообщила, что,  по словам министра иностранных  дел Сергея Лаврова, российская  сторона намерена сделать вопрос  о безвизовом режиме ключевым  на саммите в Ростове-на-Дону[9]. 1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано[10]. 21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

23 июля 2010 года премьер-министр Италии  Сильвио Берлускони во время  визита президента РФ Дмитрия  Медведева в Италию обозначил  трудности с отменой визового  режима: «Есть сопротивление со  стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11]. 13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений»[12]. 25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[13]. Единое экономическое пространство На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[14] 25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположится на территории от Владивостока до Лиссабона

Информация о работе Шпаргалка по "Европейское право"