Шпаргалка по "Европейское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Европейское право как сфера научного познания и учебная дисциплина.
2. Основные предпосылки создания Европейских сообществ и Европейского Союза.
3. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.
4. Расширение Европейского Союза: требования, предъявляемые к государству-кандидату, процедура вступления в члены.
5. Процедура выхода из состава Европейского Союза.
6. Понятие, предмет и методы европейского права.
7. Принципы европейского права.
8. Система источников европейского права.
9. Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе.
10. Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

европейское право зачет.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

4. Существующие  ограничения свободы движения  капитала можно классифицировать следующим образом: - общие исключения, предусмотренные Учредительным договором; - специфические исключения, предусмотренные Учредительным договором в отношении свободы движения капитала; - специфические исключения, связанные со свободой учреждения; - исключения по мотивам «общих интересов», основанные на прецедентном праве Суда Европейских сообществ; - горизонтальные исключения, существующие в рамках регулирования других отраслей права Европейского Союза или в различных секторах экономической деятельности, связанные со спецификой деятельности в

таких секторах. 

  1. Правовая  характеристика Экономического и валютного союза. Общие положения об ЭВС мы можем найти в ст. 4 ДЕС, которая определяет все основные составляющие такого союза. Так, п. 1 этой статьи посвящен "экономическому" компоненту Экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Сообщества, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три:

1) тесная  координация экономических политик  государств-членов;

2) внутренний  рынок;

3) определение  общих целей.

Пункт 2 ст. 4 ДЕС определяет "валютный" компонент ЭВС, сразу же подчиняя его экономической политике Сообщества. Этот же пункт определяет, что "валютный" компонент состоит из единой валюты, определения и проведения общей валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Это не должно противоречить поддержанию стабильности цен. Эта политика должна также поддерживать общую экономическую политику Сообщества.

Наконец, п. 3 ст. 4 ДЕС определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного Союза. Ими являются:

1) стабильность  цен;

2) платежеспособные  государственные финансовые и валютные условия;

3) устойчивый  платежный баланс.

Существенными составляющими ЭВС являются запрет на осуществление определенных операций, который будет рассмотрен ниже в  связи с правовым статусом Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также процедуры, связанные с контролем над бюджетными дефицитами государств-членов и с борьбой с чрезмерными бюджетными дефицитами. В свою очередь, "валютный" компонент ЭВС состоит из единой валютной политики Сообщества, которая основывается на единой денежной единице - евро и на единой институциональной структуре органов, предназначенных для проведения единой валютной политики. Ими является Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) с ЕЦБ во главе и Экономический и финансовый комитет (ЭФК), имеющий целый ряд консультативных функций.

Большинство государств-членов, не вошедших в "зону евро", не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым  критериям сближения. Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются в Договоре о ЕС "государства-члены с изъятием".

Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в "зону евро": так называемая "Еврогруппа", состоящая из министров финансов стран "зоны евро" во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время, но на неформальных началах.

  1. Антимонопольная политика Европейского Союза: понятие, цели, задачи.

Одним из важнейших направлений деятельности Европейского Сообщества, предусмотренным  Учредительным договором, является создание системы мер, обеспечивающих свободу конкуренции на территории общего рынка (п. f. ст.3 Договора о ЕС). Необходимость поддержания “конкурентной среды” в рамках общего рынка обусловлена тем, что конкуренция – необходимый элемент эффективного функционирования рыночной экономики. В одном из докладов Комиссии, посвященном проблемам конкуренции, было отмечено, что конкуренция и лучший стимулятор экономического роста: заставляет предприятия постоянно повышать эффективность производства и тем самым способствует повышению благосостояния граждан, лучшему удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей.

Антимонопольная политика ЕС (общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение ограничения свободы  конкуренции как предприятиями  и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками  путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы. В целом последовательно следуя принципу охраны свободы конкуренции, законодательство ЕС предусматривает случаи, когда последняя может быть ограничена. Существуют так называемые общие (закрепленные в нормативных актах ЕС) и индивидуальные (предоставляемые в каждом конкретном случае) исключения, позволяющие при наличии определенных обстоятельств ограничивать свободу конкуренции.

Принципы  антимонопольной политики и права ЕС по вопросам конкуренции закреплены в Учредительном договоре (разд. V ч. 3 “Общие правила по вопросам конкуренции, налогообложения и сближения законодательств”: гл. 1 “Правила конкуренции”, прежде всего ст. 85, 86, 91, 92). Статья 85 запрещает заключение соглашений, направленных на предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка. Статья 86 говорит о недопущении злоупотребления доминирующим положением на рынке. Ст. 91 устанавливает меры против применения демпинга. Статья 92 объявляет несовместимой с общим рынком любую помощь, оказываемую государствами компаниям и отраслям, если она нарушает или угрожает нарушить конкуренцию, создавая более благоприятные условия отдельным предприятиям и производствам.

Кроме Договора о ЕС, нормы права ЕС о свободе конкуренции закрепляются в регламентах и директивах, утвержденных Советом в соответствии со ст. 87[1] . Важное значение имеет также прецедентное право Европейского Суда, решения, принимаемые Комиссией, и интерпретация законодательных положений ЕС национальных судами и административными органами стран ЕС. 

  1. Правила конкуренции Европейского Союза

Правила о защите конкуренции основываются на ст. 3 Ниццкого Договора, в которой (п. g) говорится о деятельности Сообщества, гарантирующей, что конкуренция на Внутреннем рынке ЕС не нарушается.

В праве  ЕС выделяются 4 основные сферы защиты конкуренции:

  1. Запрет картельных соглашений. В соответствии со ст. 101 Лиссабонского Договора запрещены любые соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и картельная практика. Данные соглашения являются несовместимыми с общим рынком в той части, в которой они могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и которые имеют своей целью или результатом предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции Внутреннего рынка ЕС. По отношению к предприятиям, заключающим картельные соглашения, используется так называемая «политика снисхождения», суть которой в том, что компания, сообщившая в Европейскую Комиссию о том, что она вовлечена в уже существующий или потенциальный картельный сговор, освобождается от уплаты штрафов или получает уменьшение размеры штрафа. Такая практика очень успешно помогает бороться с неконкурентным поведением на рынке. Подробнее о политике снисхождения можно почитать в «Уведомлении Европейской Комиссии об освобождении от уплаты штрафа или снижении суммы уплаты штрафа в делах о картельных соглашениях»
  2. Запрет злоупотребления доминирующим положениемСт. 102  Лиссабонского Договора запрещает злоупотребление компаниями своим доминирующем положением. В соответствии с толкованием Суда Европейских Сообществ (толкование дано в деле Vgl. Chiquita-Bananen essential facilities doctrine),  предприятие в том случае доминирует на рынке, если оно располагает способностью применять независимые стратегии поведения на рынке, то есть если предприятие имеет возможность поведения, неконтролируемого конкуренцией. Для наличия доминирования не требуется вышеуказанных признаков на всей территории общего рынка, достаточно, если признаки доминирования присутствуют на части рынка, которая может быть географически ограничена, например, территория отдельной страны-члена ЕС или части одного государства.
  3. Контроль за слияниями предприятий. В некоторых случаях слияния предприятий может негативно отразиться на конкурентной среде Внутреннего рынка ЕС. Контроль за слияниями предприятий осуществляется европейской комиссией на основании Регламента ЕС о слияниях. Под слияниями предприятий регламент понимает объединение двух или более независимых предприятий, а также установление контроля одного предприятия над другим. Регламент регулирует концентрацию капитала «европейского масштаба», то есть слияниям, имеющим значение для всего Сообщества. Под действие регламента подпадают сделки в случае, если: 1. годовой оборот всех участвующих в сделке предприятий превышает 5 млрд. евро; 2. Агрегированный оборот на уровне сообщества каждого из по крайней мере двух из этих участников составляет более 250 млн. евро. Кроме этого существуют другие количественные критерии, а также подчеркивается, что критерии должны рассматриваться кумулятивно (то есть в совокупности), а оборот каждого из участников не должен больше чем на 2/3 относиться к деятельности участника в одном государстве-члене ЕС. Это свидетельствует о стремлении ЕС стимулировать процесс создания крупных коммерческих компаний с международной структурой капитала. Подробнее о законодательстве и правилах, касающихся слияния предприятий и осуществления контроля за слияниями можно почитать в консолидированной версии«Правил, касающихся контроля за слияниями предприятий», изданной Европейской Комиссией в апреле 2010 года.
  4. Контроль за оказанием государственной помощи. Государственная помощь – это меры, принятые государствами-участниками независимо друг от друга, с целью достижения национальных, социальных или иных целей. При этом государства предоставляют предприятиям или иным лицам определенные преимущества с целью побудить их совершить действия, направленные на достижение упомянутых целей. Ст. 107108 и 109 Лиссабонского Договора определяют общие правила контроля за осуществлением государственной помощи, которые развиваются в регламентах и директивах ЕС. Подробнее о правилах предоставления государственной помощи можно прочитать в консолидированной версии «Правил, касающихся предоставления  государственной помощи малым и средним предприятиям», изданных Европейской Комиссией в 2009 году, а также в «Справочнике о правилах оказания государственной помощи», изданном Европейской Комиссией в 2008 году.
  5. Таможенное право Европейского Союза: понятие, принципы, таможенные режимы, таможенный тариф.

Европейское таможенное право (ЕТАП) — совокупность норм европейского права, регламентирующих функционирование таможенного союза государств-членов ЕС. Основной объект регулирования в ТАП — порядок перемещения товаров через таможенную границу (в ЕС регулирование передвижения товаров базируется на нормах и принципах таможенного союза, который является основой ЕС).

Функционирование таможенного союза ЕС распространяется на 2 основные сферы: взаимоотношения государств-членов, связанные с реализацией целей общего, а затем и единого рынка, и регулирование товарооборота с третьими странами в соответствии с общей политикой Сообществ. Группы норм таможенного права ЕС: 1) нормы, направленные на интеграцию государств-членов внутри таможенного союза; 2) нормы, регулирующие таможенные отношения Сообщества с третьими странами.

Факторы, влияющие на исчисление таможенных платежей в ЕС:

1) тарифная классификация товаров (производится на основе Общего таможенного тарифа, в котором определены основные меры тарифного регулирования: базовые и преференциальные пошлины, тарифные квоты, благоприятные тарифные режимы; существует также товарная номенклатура Сообщества и правила ее интерпретации; действует также Интегрированный таможенный тариф ЕС, объединяющий меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, включенных в товарную номенклатуру Сообщества);

2) происхождение товаров (позволяет решить вопрос о применимости к товарам преференциальных тарифных мер; в ЕС действуют автономные и конвенциональные тарифные преференции; если товар изготовлен на территории нескольких стран, применяется критерий окончательной, существенной, экономически оправданной переработки);

3) таможенная стоимость (имеет базовое значение для исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей; в основном действует правило цены сделки, позволяющее импортерам и экспортерам устанавливать стоимость товаров по взаимному согласию).

Таможенный  кодекс ЕС предусматривает 4 таможенных режима:

1) 1-й включает в себя 8 таможенных процедур (выпуск в свободное обращение; транзит; таможенный склад; переработка внутри таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз; переработка за пределами таможенной территории; экспорт);

2) 2-й, 3-й и 4-й включают в себя (режим свободной зоны или свободного склада; режим реэкспорта; отказ от товаров).

В ЕС используются 3 формы таможенной декларации (письменная (Единый административный документ), электронная и устная. 

  1. Корпоративное право Европейского Союза: понятие, принципы, предмет правового  регулирования

Основным  источником корпоративного права ЕС являются учредительные договоры ЕС. В соответствии с положениями данных документов всем гражданам ЕС гарантированы четыре основные свободы , необходимые для создания единого внутреннего рынка: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. В рамках свободы передвижения лиц рассматривают свободу передвижения рабочей силы (трудящихся) и свободу учреждения и экономической деятельности.

Корпоративное право ЕС – совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансовоправовых, административноправовых, трудовых, гражданскоправовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле– система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волюее коллектива и регулирующих различные стороны ее деятельности.

Порядок образования, функционирования и прекращения  деятельности Европейской компании регулируется Уставом, в случаях, предусмотренных  Регламентом, – учредительными документами компании, в остальных случаях – нормами национального законодательства государства – члена ЕС, где компания имеет зарегистрированный офис.

Европейская компания может быть образована компаниями или фирмами, зарегистрированными на территории одного из государств– членов ЕС, центральное управление и основная предпринимательская деятельность которых находятся внутри Сообществ.

На основании  положений гл. 2 раздела III части третьей  Договора о создании Европейского союза (далее - ДЕС, Договор о ЕС) можно  выделить основные цели регулирования  юридических лиц в праве Европейского Союза:

а) обеспечение свободы учреждения юридических лиц, а также снятие препятствий на пути открытия филиалов, представительств и дочерних обществ на территории любого государства-члена на условиях национального режима данного государства,

Информация о работе Шпаргалка по "Европейское право"