Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:30, шпаргалка
1. Европейское право как сфера научного познания и учебная дисциплина.
2. Основные предпосылки создания Европейских сообществ и Европейского Союза.
3. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.
4. Расширение Европейского Союза: требования, предъявляемые к государству-кандидату, процедура вступления в члены.
5. Процедура выхода из состава Европейского Союза.
6. Понятие, предмет и методы европейского права.
7. Принципы европейского права.
8. Система источников европейского права.
9. Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе.
10. Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза.
4. Существующие
ограничения свободы движения
капитала можно
таких
секторах.
1) тесная
координация экономических
2) внутренний рынок;
3) определение общих целей.
Пункт 2 ст. 4 ДЕС определяет "валютный" компонент ЭВС, сразу же подчиняя его экономической политике Сообщества. Этот же пункт определяет, что "валютный" компонент состоит из единой валюты, определения и проведения общей валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Это не должно противоречить поддержанию стабильности цен. Эта политика должна также поддерживать общую экономическую политику Сообщества.
Наконец, п. 3 ст. 4 ДЕС определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного Союза. Ими являются:
1) стабильность цен;
2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия;
3) устойчивый платежный баланс.
Существенными составляющими ЭВС являются запрет на осуществление определенных операций, который будет рассмотрен ниже в связи с правовым статусом Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также процедуры, связанные с контролем над бюджетными дефицитами государств-членов и с борьбой с чрезмерными бюджетными дефицитами. В свою очередь, "валютный" компонент ЭВС состоит из единой валютной политики Сообщества, которая основывается на единой денежной единице - евро и на единой институциональной структуре органов, предназначенных для проведения единой валютной политики. Ими является Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) с ЕЦБ во главе и Экономический и финансовый комитет (ЭФК), имеющий целый ряд консультативных функций.
Большинство государств-членов, не вошедших в "зону евро", не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым критериям сближения. Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются в Договоре о ЕС "государства-члены с изъятием".
Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в "зону евро": так называемая "Еврогруппа", состоящая из министров финансов стран "зоны евро" во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время, но на неформальных началах.
Одним
из важнейших направлений
Антимонопольная
политика ЕС (общая политика по вопросам
конкуренции) в целом направлена
на недопущение ограничения
Принципы антимонопольной политики и права ЕС по вопросам конкуренции закреплены в Учредительном договоре (разд. V ч. 3 “Общие правила по вопросам конкуренции, налогообложения и сближения законодательств”: гл. 1 “Правила конкуренции”, прежде всего ст. 85, 86, 91, 92). Статья 85 запрещает заключение соглашений, направленных на предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка. Статья 86 говорит о недопущении злоупотребления доминирующим положением на рынке. Ст. 91 устанавливает меры против применения демпинга. Статья 92 объявляет несовместимой с общим рынком любую помощь, оказываемую государствами компаниям и отраслям, если она нарушает или угрожает нарушить конкуренцию, создавая более благоприятные условия отдельным предприятиям и производствам.
Кроме
Договора о ЕС, нормы права ЕС о свободе
конкуренции закрепляются в регламентах
и директивах, утвержденных Советом в
соответствии со ст. 87[1] . Важное значение имеет
также прецедентное право Европейского
Суда, решения, принимаемые Комиссией,
и интерпретация законодательных положений
ЕС национальных судами и административными
органами стран ЕС.
Правила о защите конкуренции основываются на ст. 3 Ниццкого Договора, в которой (п. g) говорится о деятельности Сообщества, гарантирующей, что конкуренция на Внутреннем рынке ЕС не нарушается.
В праве ЕС выделяются 4 основные сферы защиты конкуренции:
Европейское таможенное право (ЕТАП) — совокупность норм европейского права, регламентирующих функционирование таможенного союза государств-членов ЕС. Основной объект регулирования в ТАП — порядок перемещения товаров через таможенную границу (в ЕС регулирование передвижения товаров базируется на нормах и принципах таможенного союза, который является основой ЕС).
Функционирование таможенного союза ЕС распространяется на 2 основные сферы: взаимоотношения государств-членов, связанные с реализацией целей общего, а затем и единого рынка, и регулирование товарооборота с третьими странами в соответствии с общей политикой Сообществ. Группы норм таможенного права ЕС: 1) нормы, направленные на интеграцию государств-членов внутри таможенного союза; 2) нормы, регулирующие таможенные отношения Сообщества с третьими странами.
Факторы, влияющие на исчисление таможенных платежей в ЕС:
1) тарифная классификация товаров (производится на основе Общего таможенного тарифа, в котором определены основные меры тарифного регулирования: базовые и преференциальные пошлины, тарифные квоты, благоприятные тарифные режимы; существует также товарная номенклатура Сообщества и правила ее интерпретации; действует также Интегрированный таможенный тариф ЕС, объединяющий меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, включенных в товарную номенклатуру Сообщества);
2) происхождение товаров (позволяет решить вопрос о применимости к товарам преференциальных тарифных мер; в ЕС действуют автономные и конвенциональные тарифные преференции; если товар изготовлен на территории нескольких стран, применяется критерий окончательной, существенной, экономически оправданной переработки);
3) таможенная стоимость (имеет базовое значение для исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей; в основном действует правило цены сделки, позволяющее импортерам и экспортерам устанавливать стоимость товаров по взаимному согласию).
Таможенный кодекс ЕС предусматривает 4 таможенных режима:
1) 1-й включает в себя 8 таможенных процедур (выпуск в свободное обращение; транзит; таможенный склад; переработка внутри таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз; переработка за пределами таможенной территории; экспорт);
2) 2-й, 3-й и 4-й включают в себя (режим свободной зоны или свободного склада; режим реэкспорта; отказ от товаров).
В ЕС
используются 3 формы таможенной декларации (письменная
(Единый административный документ), электронная
и устная.
Основным источником корпоративного права ЕС являются учредительные договоры ЕС. В соответствии с положениями данных документов всем гражданам ЕС гарантированы четыре основные свободы , необходимые для создания единого внутреннего рынка: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. В рамках свободы передвижения лиц рассматривают свободу передвижения рабочей силы (трудящихся) и свободу учреждения и экономической деятельности.
Корпоративное право ЕС – совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансовоправовых, административноправовых, трудовых, гражданскоправовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле– система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волюее коллектива и регулирующих различные стороны ее деятельности.
Порядок образования, функционирования и прекращения деятельности Европейской компании регулируется Уставом, в случаях, предусмотренных Регламентом, – учредительными документами компании, в остальных случаях – нормами национального законодательства государства – члена ЕС, где компания имеет зарегистрированный офис.
Европейская компания может быть образована компаниями или фирмами, зарегистрированными на территории одного из государств– членов ЕС, центральное управление и основная предпринимательская деятельность которых находятся внутри Сообществ.
На основании
положений гл. 2 раздела III части третьей
Договора о создании Европейского союза
(далее - ДЕС, Договор о ЕС) можно
выделить основные цели регулирования
юридических лиц в праве
а) обеспечение свободы учреждения юридических лиц, а также снятие препятствий на пути открытия филиалов, представительств и дочерних обществ на территории любого государства-члена на условиях национального режима данного государства,