Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:30, шпаргалка
1. Европейское право как сфера научного познания и учебная дисциплина.
2. Основные предпосылки создания Европейских сообществ и Европейского Союза.
3. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.
4. Расширение Европейского Союза: требования, предъявляемые к государству-кандидату, процедура вступления в члены.
5. Процедура выхода из состава Европейского Союза.
6. Понятие, предмет и методы европейского права.
7. Принципы европейского права.
8. Система источников европейского права.
9. Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе.
10. Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза.
27.Консультативные органы Европейского Союза: виды, особенности правового статуса. Комите́т регио́нов (англ. Committee of the Regions) — консультативный орган Европейского союза, созданный в 1994 году и служащий гарантом того, что местные и региональные власти принимают непосредственное участие в деятельности институтов организации. Комитет регионов был создан с целью приблизить Европу к своим гражданам, а также дать возможность выразить своё мнение на европейском уровне представителям местных и региональных объединений, так как именно они призваны превращать в жизнь большую часть европейского законодательства. Согласно Маастрихтскому и Амстердамскому договорам, Европейская комиссия, а также Совет министров обязаны консультироваться с Комитетом регионов по вопросам, которые будут иметь непосредственное значение для местного и регионального уровней в следующих областях политики: социальная и экономическая сплоченность, здравоохранение, образование и культура, профессиональное образование, транспорт. По некоторым вопросам Комитет регионов выступает с инициативными мнениями, а также следит за соблюдением принципа субсидиарности, записанным в Маастрихтском договоре, согласно которому, решения должны приниматься на уровне, наиболее близком к гражданам.
Статья 23. Консультативные органы Союза. Данное положение должно предусмотреть, что Европейскому парламенту, Совету и Комиссии оказывают содействие Экономический и социальный комитет и Комитет регионов – органы, выполняющие консультативные функции.
Economic and Social Committee) — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором. Состав: Состоит из 344 членов, называемых советниками. Функции: Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций). Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек. Место проведения заседаний: Комитет собирается один раз в месяц в Брюсселе.
28. Права человека в Европейском Союзе. 1. Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государству осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление
этих свобод, налагающее обязанности
и ответственность, может быть
сопряжено с формальностями, условиями,
ограничениями или санкциями,
которые установлены законом
и которые необходимы в
4. Нормы,
направленные на охрану
5. Нормы,
направленные на охрану личной
свободы и обеспечение
6. Нормы, направленные на охрану свободы передвижения и выбора места жительства.
7. Нормы,
направленные на защиту
29. Эмиграционная политика Европейского Союза. В первую очередь она заключается в выработке единого подхода к миграции у всех государств-членов ЕС. Составными частями ее являются:
– Усиление
борьбы с нелегальной миграцией.
Для чего предпринимаются меры по
совершенствованию пограничного контроля
на внешней границе между
30. Правовая характеристика Шенгенских соглашений. Шенгенская информационная система (сокр. ШИС, англ. Schengen Information System, сокр. SIS) — закрытая база данных в рамках Шенгенского соглашения, в которую внесены физические лица и предметы, которые находятся в розыске, лица, нежелательные на территории одного из государств-участников или пропавшие без вести, а также информации о поддельных и утерянных документах и связанная с безопасностью границ. Первоначально участниками Шенгенского соглашения были: Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Франция. С момента учреждения договор подписали и присоединились к системе ещё 20 стран: Австрия, Венгрия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. На данный момент Шенгенская информационная система используется 25 странами. Следует заметить, что среди них только Исландия, Норвегия и Швейцария не являются членами Европейского союза. Ирландия и Великобритания, которые не подписали Шенгенское соглашение.
Начиная с 25 марта 2001 года пятнадцать государств приняли шенгенское соглашение и сняли полицейский контроль на их внутренних границах. Компенсационные меры формируют основную часть соглашения, но принципиальная часть, основа Шенгена, это создание общей информационной системы в подписавшихся государствах: Шенгенской информационной системы (ШИС). Что касается полицейского сотрудничества, эта система — новатор, как технически так и юридически:
Для того, чтобы это осуществить, государства подписали соглашение гарантирующее правильность, законность и своевременное обновление интегрируемых данных, а также использование этих данных только для окончательных мер, представленных уместными в рамках статей подписанного соглашения.
Данные, хранящиеся в ШИС. Заносимые в ШИС данные касаются: лиц, находящихся в розыске, с целью их передачи правоохранительным органам или экстрадиции в страну, откуда они прибыли; иностранцев, для которых установлен запрет на въезд в страны Шенгенской зоны; пропавших без вести или объявленных в розыск людей; свидетелей, уклоняющихся от контактов с правоохранительными органами; обвиняемых; осужденных; лиц, в отношении которых осуществляется скрытый или особый контроль.
В ШИС могут быть занесены следующие данные человека: фамилия и имя; его особые постоянные физические характеристики; первая буква второго имени; дата и место рождения; гражданство; информация о том, вооружен ли он и может ли оказать сопротивление при задержании; источник информации о данном человеке; метод, который будет применен при его задержании.
31.
Внешнеполитическая
деятельность Европейского
Союза: цели, задачи,
принципы. Члены ЕС, имея общие интересы
в области внешней политики, коллективной
безопасности, безусловно имеют и отстаивают
и свои национальные интересы. В течение
длительного периода этим странам удается,
в основном, находить общие решения, соблюдать
баланс интересов ЕС в целом и отдельных
государств-членов. Следует также отметить,
что ЕС успешно использует специфические
возможности своих членов в различных
регионах мира. В частности, традиционно
продвинутые отношения Испании с Латинской
Америкой, Северной Африкой играют значительную
роль в развитии контактов этих стран
с Евросоюзом. Развитие единой внешней
политики ЕС зависит, в первую очередь,
от характера отношений Евросоюза с Соединенными
Штатами и Североатлантическим альянсом.
Если во времена «холодной войны» политика
Европейских сообществ в отношении США
и НАТО в сфере безопасности была во многом
сходной по своему содержанию, на рубеже
ХХ–ХХI веков различия стали существенными.
Наиболее рельефно расхождения выявила
натовская агрессия против Югославии
(1999). В ходе этой войны европейские члены
НАТО выражали сомнения в уместности примененной
Соединенными Штатами военной стратегии,
считая ее слишком жесткой в виду большого
числа жертв среди мирного населения.
В свою очередь, американские военные
сделали вывод о том, что в будущем им лучше
вести боевые действия отдельно от европейских
союзников. Последние, по мнению американцев,
ничем не способствовали успеху военной
операции против Югославии, а только затрудняли
процесс принятия решений о методах ведения
войны.
Европейские члены НАТО на опыте этой
кампании поняли, что, если твой вклад
в боевые действия невелик, то ты теряешь
контроль над их ходом. Если ЕС хочет контролировать
ситуацию в сфере безопасности, ему надо
иметь собственную систему ее обеспечения,
которая хотя бы в будущем позволила бы
урегулировать кризисные ситуации без
участия США. Развитие единой внешней
политики ЕС зависит, в первую очередь,
от характера отношений Евросоюза с Соединенными
Штатами и Североатлантическим альянсом.
Если во времена «холодной войны» политика
Европейских сообществ в отношении США
и НАТО в сфере безопасности была во многом
сходной по своему содержанию, на рубеже
ХХ–ХХI веков различия стали существенными.
Наиболее рельефно расхождения выявила
натовская агрессия против Югославии
(1999). В ходе этой войны европейские члены
НАТО выражали сомнения в уместности примененной
Соединенными Штатами военной стратегии,
считая ее слишком жесткой в виду большого
числа жертв среди мирного населения.
В свою очередь, американские военные
сделали вывод о том, что в будущем им лучше
вести боевые действия отдельно от европейских
союзников. Последние, по мнению американцев,
ничем не способствовали успеху военной
операции против Югославии, а только затрудняли
процесс принятия решений о методах ведения
войны.
Европейские члены НАТО на опыте этой
кампании поняли, что, если твой вклад
в боевые действия невелик, то ты теряешь
контроль над их ходом. Если ЕС хочет контролировать
ситуацию в сфере безопасности, ему надо
иметь собственную систему ее обеспечения,
которая хотя бы в будущем позволила бы
урегулировать кризисные ситуации без
участия США.