Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:30, шпаргалка
1. Европейское право как сфера научного познания и учебная дисциплина.
2. Основные предпосылки создания Европейских сообществ и Европейского Союза.
3. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.
4. Расширение Европейского Союза: требования, предъявляемые к государству-кандидату, процедура вступления в члены.
5. Процедура выхода из состава Европейского Союза.
6. Понятие, предмет и методы европейского права.
7. Принципы европейского права.
8. Система источников европейского права.
9. Правовая характеристика Договора о Европейском Союзе.
10. Правовая характеристика Договора о функционировании Европейского Союза.
б) установление единых минимальных требований к юридическим лицам, в первую, очередь предоставление одинаковой защиты на всей территории Европейского Союза участникам и кредиторам юридических лиц,
в) облегчение деятельности трансъевропейских компаний посредством снятия барьеров, вытекающих из различий, существующих между национальными правовыми системами,
г) поощрение
сотрудничества между юридическими
лицами различных государств-членов
во всех сферах экономической деятельности.
Государственное
регулирование аграрного
Основные принципы аграрного права ЕС:
- Общий
рынок -- Преференции фермерам
Сообщества
-- Финансовая солидарность -- Принцип стабильности
правового регулирования -- Принцип недискриминации
--
Принцип пропорциональности -- Принцип
открытой рыночной
экономики со свободной конкуренцией
-- Принцип
предосторожности.
При создании ЕЭС был предусмотрен общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков. В зависимости от продукции этот механизм должен был принимать одну из следующих трех форм:
1) общие
правила в отношении
2) обязательная координация различных национальных рыночных структур;
3) организация европейского рынка.
Ее главными
целями назывались: 1) создание условий
для того, чтобы фермеры были оснащены
современной технологией
В отличие от других общих «политик», о которых шла речь, транспортная политика ЕЭС сформулирована явно не в столь определенных нормах. В Договоре о ЕЭС сказано лишь, что в рамках общей транспортной политики государства-члены должны руководствоваться целями Сообщества. Перечислим максимум того, что должно было быть достигнуто: а) общие правила, применимые к международным транспортным перевозкам, отправляемым с территории или направляемым на территорию государства-члена или пересекающим территорию одного или нескольких государств-членов; б) условия, на которых нерезиденты, предоставляющие транспортные услуги, могут оказаться на территории государств-членов; в) все другие необходимые положения (ст. 75). Еще одно общее положение состояло в том, что в случае перевозок внутри ЕЭС не позже второго этапа отменялась всякая дискриминация, заключавшаяся в применении транспортными агентствами разных тарифов и разных условий при перевозках одного и того же товара и по одним и тем же транспортным путям в зависимости от страны происхождения или назначения перевозимых товаров (ст. 79).
Между
тем переход к созданию единого
внутреннего рынка существенно повысил
интерес государств-членов к проблемам
транспорта. Без его модернизации трудно
было бы обеспечить свободу движения товаров,
капиталов, услуг и лиц, а также соблюсти
современные стандарты, касающиеся сроков
перевозок, безопасности и сохранности
грузов, удобств для пассажиров. Если в
отношении автомобильного, железнодорожного
и водного транспорта можно было сказать,
что для них единый рынок сложился быстро,
то авиационно-транспортный рынок был
последним в этом ряду.
Трудовое право Европейского Союза можно определить как совокупность норм права Европейского Союза, регулирующих трудовые отношения работников с работодателями и другие тесно с ними связанные отношения и устанавливающих права и обязанности по труду путем гармонизации и унификации норм национального законодательства государств-членов.
В сфере социальной политики источником полномочий ЕС служат разд. VIII «Занятость», две главы разд. XI ч. 3 Договора о ЕС – гл. 1 «Социальные положения» и гл. 2 «Европейский Социальный Фонд», а также положения о свободном передвижении работников, содержащиеся в гл. 1 разд. III ч. 3 Договора о ЕС.
Целями социальной политики
Принципы:
1) принцип
социальной справедливости, включающий
предоставление возможностей
2) принцип равной оплаты за равный труд;
3) принцип свободы слова и свободы объединения работников и нанимателей как необходимое условие постоянного прогресса;
4) принцип
человечности (гуманизма) в сфере
труда, включающий
5) труд
свободен и не является
6) принцип социального партнерства, включающий равноправие и сотрудничество представителей трудящихся, предпринимателей и правительств.
Важнейшие
гарантии трудовых прав устанавливает
принятая 14 октября 1991 г. Советом Директива
91/533/ЕЭС об обязанности работодателя информировать
работника об условиях, предусмотренных
в трудовом договоре. Данная Директива
вводит обязанность работодателя представлять
работнику письменную декларацию, содержащую
детальное описание условий трудового
контракта. Декларация должна быть направлена
не позднее двух месяцев с момента фактического
начала выполнения работником своих трудовых
обязанностей и, в частности, содержать
сведения о продолжительности рабочего
дня и оплачиваемого отпуска, размере
заработной платы, месте работы, сроке
трудового контракта, социальных гарантиях
работнику на данном предприятии и др.
Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы.Источники права окружающей среды ЕС делятся на акты первичного и вторичного права. Впервые термин «окружающая среда» встречается в ст. 100А («Внутренний рынок») Единого европейского акта 1986 г. В ЕЕА содержалась также и отдельная статья, посвященная окружающей среде (130 К.Т). Однако осуществление охраны окружающей среды как таковое еще не отнесено формально к целям ЕЭС. В Маастрихтском договоре 1992 г. охрана окружающей среды поставлена в ряд с другими целями Сообщества в ст. 2 Договора о Сообществе. Амстердамский договор 1997 г. также является основным источником экологического права, который еще дальше развил положения, регулирующие окружающую среду в ЕС. В результате вступления Договора в силу охране окружающей среды был придан конституционный статус (ст. 2); раздел XIX («Окружающая среда») включил ст.174–176, содержащие различные аспекты регулирования охраны окружающей среды; принцип интеграции, ранее закрепленный в ст. 174, был выделен в отдельную статью– ст. 6 Договора.
Принцип высокого уровня охраны окружающей среды – один из важнейших и основных принципов экологического права Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государствчленов.
Принцип предосторожности. Его сущность заключается в том, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. Принцип может в некоторых случаях оправдать слишком строгие протекционистские меры государствчленов, направленные на предотвращение экологического ущерба, даже при отсутствии причинноследственной связи между данными мерами и возможностью предполагаемого ущерба.
Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором «лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду». Необходимость восстановления окружающей среды после нанесенного ущерба более не является первоочередной задачей. Вместо этого принцип предполагает принятие мер, которые вообще исключат возможность нанесения ущерба.
Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.
Принцип
«загрязнитель платит» – загрязнитель
должен оплатить стоимость устранения
причиненного им ущерба, что заставляет
экологически небезопасные отрасли промышленности
и отдельные предприятия использовать
в производстве менее вредные вещества
и технологии. Помимо использования штрафов,
принцип работает и при введении экологических
стандартов. Компании, которым приходится
соответствовать принятым стандартам,
начинают применять наилучшие существующие
технологии и инвестировать в свой производственный
процесс, делая его менее вредным для окружающей
среды.
Важнейшей составляющей механизма охраны окружающей среды является экологическая стандартизация (экологическое нормирование). Введение общих для государств-членов экологических стандартов - самый старый и наиболее разработанный инструмент защиты окружающей среды в рамках ЕС. Рекомендацией Совета от 3 марта 1975 г. относительно распределения стоимости и действий публичных властей в экологических делах дается официальная правовая классификация экологических стандартов Европейского сообщества. В документе устанавливается, что Сообществом принимаются следующие виды экологических стандартов:
- стандарты качества окружающей среды, ее компонентов (вода, воздух, почва, флора и фауна);
- экологические стандарты продукции;
- экологические стандарты производственных процессов.
Гарантии:
- обязанности работодателя информировать работника об условиях, предусмотренных в трудовом договоре. Данная Директива вводит обязанность работодателя представлять работнику письменную декларацию, содержащую детальное описание условий трудового контракта;
- обязанность
предпринимателя в случае