Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Право Европейского Союза".
15.Понятие и содержание принципа прямого действия права Европейского союза
Принцип
прямого действия права ЕС, в наиболее
полной последовательной форме установлен
решениями Европейского суда.
Регламенты, принимаемые институтами
ЕС, являются актами прямого действия
с момента утверждения Советом. Принцип
прямого действия обязывает
государства-члены
непосредственно применять нормы права
ЕС независимо от того, каково отношение
национальных властных структур к регулированию
на уровне ЕС данных правоотношений. Принцип прямого
действия предполагает, что нормы права
ЕС наделяют непосредственно напрямую
правами и налагают обязанности на частных
физических и юридических лиц. Каждый,
кто полагает, что его права и интересы
нарушены в результате неприменения или
недолжного применения нормы права ЕС,
может обращаться за защитой в компетентные
национальные судебные органы.
Содержание
принципа прямого действия состоит
в том, что он направлен на обеспечение
полной и единообразной реализации
всех нормативных актов, составляющих
правовую систему ЕС, соблюдение прав
и обязанностей, установленных в источниках
права ЕС, всеми гражданами, государственными
и негосударственными организациями.
16.Понятие и содержание принципа интегрированности права Европейского Союз
Нормы права ЕС рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Принцип интегрированности означает, что все нормы права ЕС автоматически внедряются в их национальные правовые системы. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права.
Значение
этого принципа
особенно важно для стран с дуалистическим
режимом применения норм международного
права.
18. Соотношение международного, национального права и права ЕС
Между
национальным и международным правом
существует тесная взаимосвязь и
взаимодействие: Международное право
аккумулирует достижения национальных
систем права. По структуре международное
право приближается к их структуре
(деление на две подсистемы — частную
и публичную, наличие отраслей права — международное
экономическое, космическое,
воздушное, морское, гуманитарное и др.),
что свидетельствует о влиянии национального
права на международное. Международное
право (в форме международно-правового
Договора) служит одним из
юридических источников
национального права, предполагает прямое
«вхождение» норм международного публичного
и частного права в конституционное, гражданское,
уголовно-исполнительное и другое право. Несомненным
является правило: международное право
имеет преимущественную силу над национальным
правом. Это основной принцип международного
права. Принцип верховенства международного
над внутригосударственным правом принимается
государствами либо в законодательном
порядке, либо на практике. Имея обязательную
силу для государств, международное право
оставляет на их усмотрение решение вопроса
о применении его норм в рамках внутренних
правовых систем. Государствам не требуется
формально признавать верховенство международного
права по отношению к национальному законодательству,
но они должны полностью соблюдать эти
нормы теми путями, которые определят
самостоятельно. Через право ЕС происходит
сближение различных отраслей права (предпринимательского,
банковского, финансового), а также определённых
норм (технических норм, норм в области
ядерной энергетики) и т.п. Утверждение
правил, принципов и приемов, общих для
всех стран Европейского Союза, в перспективе
наиболее возможно в таких блоках права,
как административно-хозяйственное, финансовое,
банковское, таможенное, налоговое и, конечно,
гражданское со всеми его договорами,
обеспечивающими свободное передвижение
капиталов, товаров и услуг, предпринимательскую
деятельность, охрану интеллектуальной
собственности, а также трудовое право
и страхование. По существу может произойти
глубокое обновление всей системы права
Украины на пути постепенного сближения
с системой европейского права.
27.Понятие, особенности, принципы построения и деятельности институтов ЕС
Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями.
Полномочия Совета ЕС:
1) Совет ЕС обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов;
2) Совет ЕС наделен правом принятия обязательных решений. Он может делегировать полномочия по исполнению принятых им решений Еврокомиссии. При этом Совет ЕС сохраняет за собой право в случае, если он сочтет это необходимым, непосредственно обеспечивать исполнение принятых им решений;
3) разработка и принятие Советом ЕС общей позиции по вопросам внешней политики и политики безопасности;
4) полномочия в сфере усиления сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Порядок работы: заседания Совета ЕС созываются Председателем по его собственной инициативе, по просьбе одного из государств-членов или по предложению Комиссии по мере необходимости. Повестка дня заседаний, подготавливаемая соответствующими службами, определяется председательствующим в Совете. Она включает две категории вопросов (категории А и В) в зависимости от того, достигнуто ли предварительно согласие по данным вопросам или нет. Проведение соответствующих переговоров внутри Совета в целях достижения согласия и поиска компромисса, а равно подготовки отвечающего общим и национальным интересам решения возлагается, прежде всего, на председательствующего в Совете.
Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документов ЕС.
Порядок формирования : представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.
Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях и заседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.
Полномочия Европейского парламента :
1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);
2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;
3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;
4) осуществление внешних связей.
Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.
Система включает три самостоятельные судебные инстанции:
1) Суд ЕС;
2) Суд общей юрисдикции;
3) специализированные
суды, являющиеся не просто вспомогательными
палатами, а самостоятельной судебной
инстанцией.
40.Особенности судебной защиты, которая регулируется правом ЕС.
ЕСПЧ не обладает правом инициативы. Он занимается разбирательством дел, поступивших на его рассмотрение. В этом его основное предназначение. ЕСПЧ дает толкование общему стандарту защиты прав человека, закрепленному в ЕКПЧ, преодолевая национальную замкнутость и ограниченность. Он конструирует наднациональный понятийный аппарат, вынуждая национальные и правоприменительные органы ориентироваться не на свои собственные, а на господствующие в Европе представления. Под влиянием формируемого им прецедентного права возникает ситуация, при которой общий стандарт защиты прав человека действует повсеместно вне зависимости от национальных границ и одинаковым образом.
Разбирательство дела в ЕСПЧ может состояться только тогда, когда в нем принимают участие надлежащие стороны. Инициаторами разбирательства дел в ЕСПЧ могут выступать государств а– участники ЕКПЧ и частные лица. Государства-участники являются привилегированными истцами. Им не нужно обосновывать свой интерес в деле. Индивидуальные заявители должны доказать, что нарушение было совершено лично в их отношении. Возможность рассмотрения индивидуальных заявлений, подаваемых в интересах третьих лиц, ЕКПЧ не предусматривает. Ответчиком по делам, принимаемым к производству в Европейском Суде, являются государства– участники ЕКПЧ, которым может быть инкриминировано предполагаемое нарушение ее предписаний.
Требования к использованию права на подачу жалобы:
1) соответствие жалобы предметной компетенции – в Европейский Суд следует обращаться только по определенному кругу вопросов, отстаивать в ЕСПЧ можно только те права и свободы, которые перечислены в Конвенции;
2) жалоба должна быть подана в пределах срока исковой давности – шесть месяцев со дня вынесения национальными органами окончательного решения по делу;
3) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, т. е. принятие национальными судебными учреждениями окончательного решения, которое не подлежит обжалованию национальными судебными органами.
Процедура
судопроизводства в
ЕСПЧ складывается из досудебной стадии,
проверки на соответствие формальным
требованиям, обмена состязательными
бумагами и проведения слушаний для решения
вопроса о приемлемости заявления, усилий
по дружественному урегулированию дела,
рассмотрения дела по существу и возможного
обжалования вынесенного постановления.
50.Правовой статус вспомогательных органов ЕС.
Наиболее
важными вспомогательными органами
являются: Консультативный комитет (орган
представительства социально-экономического
сектора ЕОУС), Экономический и социальный
комитет (общий для Европейского Сообщества
и Евроатома), КОРЕПЕР, Комитет регионов
(орган только Европейского Сообщества)
и Суд ЕС первой инстанции (строго говоря,
это не вспомогательный орган, а орган,
расширивший судебную систему сообществ).
Европейский инвестиционный банк (далее
— ЕИБ) не относится к органам сообществ,
поскольку он — самостоятельный субъект
международного права, связанный с сообществами
общими целями и использующий служащих
административного аппарата европейских
сообществ.
В свою очередь каждый институт и некоторые
вспомогательные органы окружены поистине
созвездием комитетов и рабочих групп,
многие из которых создаются на постоянной
основе, другие являются органами ad hoc.
53. Особенности осуществления консультативной процедуры принятия нормативно-правовых актов в Европейском Союзе.
Для принятия нормативно-правовых актов в ЕС используются четыре основные процедуры, одна из них:
1) консультативная
процедура – такой порядок принятия
решений Советом или Комиссией, который
требует в обязательном порядке получения
заключения Европейского парламента до
принятия окончательного решения. В этом
случае проект регламента или директивы,
подготавливаемый по общему правилу Комиссией
и принимаемый Советом, направляется для
получения предварительного заключения
Европейскому парламенту. Порядок рассмотрения
такого рода запросов и формулирования
мнений и позиций Парламента регулируется
его регламентом;
96.Понятие и источники конкурентного права ЕС.
Конкурентное право является важной частью права Европейского Союза. Оно стремится урегулировать взаимоотношения коммерческих организаций посредством нахождения баланса между стремлениями хозяйствующих субъектов повысить экономическую эффективность, а также созданием единого европейского рынка и защитой потребителей, мелких фирм от угрозы со стороны экономически сильных конкурентов и монополий.
Основополагающие
нормы конкурентного
1)Юридические акты, устанавливающие общие
правила, процедуру применения соответствующих
статей Римских договоров.
2) Правовые акты, предусматривающие «групповые»
исключения (изъятия) из сферы действия
статьи 81 Римского договора.
3)Уведомления и рекомендации Комиссии
общего характера.