Шпаргалка по "Право Европейского Союза"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Право Европейского Союза".

Файлы: 1 файл

Қан жүйесінің маңызы.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

15.Понятие  и содержание принципа  прямого действия  права Европейского  союза

Принцип прямого действия права ЕС, в наиболее полной последовательной форме установлен решениями Европейского суда.  
Регламенты, принимаемые институтами ЕС, являются актами прямого действия с момента утверждения Советом.
Принцип прямого действия обязывает государства-члены непосредственно применять нормы права ЕС независимо от того, каково отношение национальных властных структур к регулированию на уровне ЕС данных правоотношений. Принцип прямого действия предполагает, что нормы права ЕС наделяют непосредственно напрямую правами и налагают обязанности на частных физических и юридических лиц. Каждый, кто полагает, что его права и интересы нарушены в результате неприменения или недолжного применения нормы права ЕС, может обращаться за защитой в компетентные национальные судебные органы.

Содержание  принципа прямого действия состоит  в том, что он направлен на обеспечение  полной и единообразной реализации всех нормативных актов, составляющих правовую систему ЕС, соблюдение прав и обязанностей, установленных в источниках права ЕС, всеми гражданами, государственными и негосударственными организациями. 

  16.Понятие  и содержание принципа     интегрированности права Европейского Союз

Нормы права ЕС рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Принцип интегрированности означает, что все нормы права ЕС автоматически внедряются в их национальные правовые системы. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права.

Значение  этого принципа особенно важно для стран с дуалистическим режимом применения норм международного права. 

18. Соотношение международного, национального права и права ЕС

  Между национальным и международным правом существует тесная взаимосвязь и  взаимодействие: Международное право  аккумулирует достижения национальных систем права. По структуре международное  право приближается к их структуре (деление на две подсистемы — частную и публичную, наличие отраслей права — международное экономическое, космическое, воздушное, морское, гуманитарное и др.), что свидетельствует о влиянии национального права на международное. Международное право (в форме международно-правового Договора) служит одним из юридических источников национального права, предполагает прямое «вхождение» норм международного публичного и частного права в конституционное, гражданское, уголовно-исполнительное и другое право. Несомненным является правило: международное право имеет преимущественную силу над национальным правом. Это основной принцип международного права. Принцип верховенства международного над внутригосударственным правом принимается государствами либо в законодательном порядке, либо на практике. Имея обязательную силу для государств, международное право оставляет на их усмотрение решение вопроса о применении его норм в рамках внутренних правовых систем. Государствам не требуется формально признавать верховенство международного права по отношению к национальному законодательству, но они должны полностью соблюдать эти нормы теми путями, которые определят самостоятельно. Через право ЕС происходит сближение различных отраслей права (предпринимательского, банковского, финансового), а также определённых норм (технических норм, норм в области ядерной энергетики) и т.п. Утверждение правил, принципов и приемов, общих для всех стран Европейского Союза, в перспективе наиболее возможно в таких блоках права, как административно-хозяйственное, финансовое, банковское, таможенное, налоговое и, конечно, гражданское со всеми его договорами, обеспечивающими свободное передвижение капиталов, товаров и услуг, предпринимательскую деятельность, охрану интеллектуальной собственности, а также трудовое право и страхование. По существу может произойти глубокое обновление всей системы права Украины на пути постепенного сближения с системой европейского права. 

  27.Понятие,  особенности, принципы  построения и деятельности  институтов ЕС

Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями.

Полномочия  Совета ЕС:

1) Совет ЕС обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов;

2) Совет ЕС наделен правом принятия обязательных решений. Он может делегировать полномочия по исполнению принятых им решений Еврокомиссии. При этом Совет ЕС сохраняет за собой право в случае, если он сочтет это необходимым, непосредственно обеспечивать исполнение принятых им решений;

3) разработка и принятие Советом ЕС общей позиции по вопросам внешней политики и политики безопасности;

4) полномочия в сфере усиления сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере.

Порядок работы: заседания Совета ЕС созываются Председателем по его собственной инициативе, по просьбе одного из государств-членов или по предложению Комиссии по мере необходимости. Повестка дня заседаний, подготавливаемая соответствующими службами, определяется председательствующим в Совете. Она включает две категории вопросов (категории А и В) в зависимости от того, достигнуто ли предварительно согласие по данным вопросам или нет. Проведение соответствующих переговоров внутри Совета в целях достижения согласия и поиска компромисса, а равно подготовки отвечающего общим и национальным интересам решения возлагается, прежде всего, на председательствующего в Совете.

Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документов ЕС.

Порядок формирования : представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя  структура и порядок  работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях и заседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.

Полномочия Европейского парламента :

1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);

2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;

3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;

4) осуществление внешних связей.

Суд Европейских сообществ  (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.

Система включает три самостоятельные судебные инстанции:

1) Суд ЕС;

2) Суд общей юрисдикции;

3) специализированные суды, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией. 

40.Особенности судебной защиты,  которая регулируется правом ЕС.

ЕСПЧ  не обладает правом инициативы. Он занимается разбирательством дел, поступивших на его рассмотрение. В этом его основное предназначение. ЕСПЧ дает толкование общему стандарту защиты прав человека, закрепленному в ЕКПЧ, преодолевая национальную замкнутость и ограниченность. Он конструирует наднациональный понятийный аппарат, вынуждая национальные и правоприменительные органы ориентироваться не на свои собственные, а на господствующие в Европе представления. Под влиянием формируемого им прецедентного права возникает ситуация, при которой общий стандарт защиты прав человека действует повсеместно вне зависимости от национальных границ и одинаковым образом.

Разбирательство дела в ЕСПЧ может состояться только тогда, когда в нем принимают  участие надлежащие стороны. Инициаторами разбирательства дел в ЕСПЧ могут выступать государств а– участники ЕКПЧ и частные лица. Государства-участники являются привилегированными истцами. Им не нужно обосновывать свой интерес в деле. Индивидуальные заявители должны доказать, что нарушение было совершено лично в их отношении. Возможность рассмотрения индивидуальных заявлений, подаваемых в интересах третьих лиц, ЕКПЧ не предусматривает. Ответчиком по делам, принимаемым к производству в Европейском Суде, являются государства– участники ЕКПЧ, которым может быть инкриминировано предполагаемое нарушение ее предписаний.

Требования  к использованию права на подачу жалобы:

1) соответствие жалобы предметной компетенции – в Европейский Суд следует обращаться только по определенному кругу вопросов, отстаивать в ЕСПЧ можно только те права и свободы, которые перечислены в Конвенции;

2) жалоба должна быть подана в пределах срока исковой давности – шесть месяцев со дня вынесения национальными органами окончательного решения по делу;

3) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, т. е. принятие национальными судебными учреждениями окончательного решения, которое не подлежит обжалованию национальными судебными органами.

Процедура судопроизводства в  ЕСПЧ складывается из досудебной стадии, проверки на соответствие формальным требованиям, обмена состязательными бумагами и проведения слушаний для решения вопроса о приемлемости заявления, усилий по дружественному урегулированию дела, рассмотрения дела по существу и возможного обжалования вынесенного постановления. 

50.Правовой  статус вспомогательных органов ЕС.

Наиболее  важными вспомогательными органами являются: Консультативный комитет (орган представительства социально-экономического сектора ЕОУС), Экономический и социальный комитет (общий для Европейского Сообщества и Евроатома), КОРЕПЕР, Комитет регионов (орган только Европейского Сообщества) и Суд ЕС первой инстанции (строго говоря, это не вспомогательный орган, а орган, расширивший судебную систему сообществ). Европейский инвестиционный банк (далее — ЕИБ) не относится к органам сообществ, поскольку он — самостоятельный субъект международного права, связанный с сообществами общими целями и использующий служащих административного аппарата европейских сообществ.  
В свою очередь каждый институт и некоторые вспомогательные органы окружены поистине созвездием комитетов и рабочих групп, многие из которых создаются на постоянной основе, другие являются органами ad hoc.
 

53. Особенности осуществления консультативной процедуры принятия нормативно-правовых актов в Европейском Союзе.

Для принятия нормативно-правовых актов в ЕС используются четыре основные процедуры, одна из них:

1) консультативная процедура – такой порядок принятия решений Советом или Комиссией, который требует в обязательном порядке получения заключения Европейского парламента до принятия окончательного решения. В этом случае проект регламента или директивы, подготавливаемый по общему правилу Комиссией и принимаемый Советом, направляется для получения предварительного заключения Европейскому парламенту. Порядок рассмотрения такого рода запросов и формулирования мнений и позиций Парламента регулируется его регламентом; 

96.Понятие  и источники конкурентного  права ЕС.

Конкурентное  право является важной частью права  Европейского Союза. Оно стремится  урегулировать взаимоотношения коммерческих организаций посредством нахождения баланса между стремлениями хозяйствующих субъектов повысить экономическую эффективность, а также созданием единого европейского рынка и защитой потребителей, мелких фирм от угрозы со стороны экономически сильных конкурентов и монополий.

Основополагающие  нормы конкурентного законодательства ЕС содержатся в Римском договоре об учреждении ЕС (статьи (81- 82).Крупный  массив источников конкурентного права, относящихся к вторичным юридическим  актам, содержится в регламентах, директивах и решениях Совета и Комиссии по применению правил конкуренции, установленных Римскими договорами об учреждении ЕЭС и ЕОУС. Эти источники в свою очередь можно разделить следующим образом.  
1)Юридические акты, устанавливающие общие правила, процедуру применения соответствующих статей Римских договоров.  
2) Правовые акты, предусматривающие «групповые» исключения (изъятия) из сферы действия статьи 81 Римского договора.  
3)Уведомления и рекомендации Комиссии общего характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Право Европейского Союза"