Шпаргалка по "Праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Право".

Файлы: 1 файл

Коммерческое право ответы на вопросы.docx

— 170.62 Кб (Скачать)
  1. Понятие и предмет коммерческого права

Коммерческое право – отрасль права, регулирующая коммерческую или торговую деятельность.

Коммерческое право  как наука – вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности.

Коммерческое право, действуя в статусе науки, решает множество новых и весьма сложных  проблем.

В системе юридического образования коммерческое право  выступает в качестве учебной  дисциплины.

Учебная дисциплина предназначена  для целей обучения, подготовки специалистов к практической работе. Каждая учебная  дисциплина занимается своим определенным предметом.

Предмет коммерческого  права – реальные коммерческие отношения, т. е. отношения по купле-продаже объектов торгового оборота, складывающиеся:

1) между субъектами хозяйственной деятельности и непосредственно направленные на получение прибыли или иной выгоды;

2) между субъектами коммерческой деятельности, с одной стороны, и органами власти и управления – с другой.

Теоретическая и практическая задача коммерческого права –  правовое содействие становлению российского  товарного рынка.

Коммерческое право  – это подотрасль гражданского права, что прослеживается через принципы частного права.

Коммерческое право  пересекается с хозяйственным правом, которое так же, как и коммерческое право, не является самостоятельной  отраслью права, антимонопольным, таможенным, земельным правом.

Следует различать  понятия «коммерческое право» и  «коммерческое законодательство».

Коммерческое право  – это совокупность общих и  специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями  или с их участием при осуществлении  предпринимательской деятельности.

Коммерческое законодательство – это совокупность нормативных  актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Специализация коммерческого  законодательства заключается в  правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской  деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением).

 

  1. Принципы и функции коммерческого права

Никаких особых принципов  коммерческого права не существует, имеются лишь особенности проявления принципов частного права в сфере  предпринимательства. К принципам  частного права ст. 1 Гражданского кодекса РФ относит:

  1. признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
  2. неприкосновенность собственности;
  3. свободу договора;
  4. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
  5. беспрепятственное осуществление гражданских прав;
  6. судебную защиту нарушенных прав;
  7. дозволенную направленность частноправового регулирования,
  8. обеспечение восстановления нарушенных прав.

Принцип беспрепятственного осуществления частных прав закреплен  в Конституции РФ и означает свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  деятельности и иной не запрещенной  законом экономической деятельности.

Неприкосновенность собственности  – принцип, обеспечивающий собственникам  возможность стабильного осуществления  своих полномочий по владению, пользованию  и распоряжению имуществом.

Конституция РФ гласит, что  никто не может быть лишен своей  собственности без соответствующего решения суда.

Принцип свободы договора – предоставляет предпринимателям возможность самостоятельно решать вопросы заключения договора, выбора партнеров по договору, определения  вида договора и его условий, так  как это не противоречит закону.

Равенство участников, регулируемое частным правом – означает равенство  среди предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы  и формы собственности, на базе которой  они функционируют, и направлено на достижение практического функционирования рыночной экономики, на создание единого  рынка, на котором выступают все  предприниматели: физические и юридические  лица.

Принцип судебной защиты нарушенных частных прав закреплен  в ст. 46 Конституции РФ. Защита нарушенных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом. Принцип дозволенной направленности частноправового регулирования – означает возможность свободно распоряжаться принадлежащими им правами и осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенной законом.

Восстановление нарушенных прав обеспечивается применением способов их защиты. Восстановление прав является односторонне обязательным: для правонарушителя  – обязанность, для потерпевшего – право.

Принцип восстановления нарушенных прав субъектов частного права вытекает из присущей этому праву восстановительной  функции. Равенство участников частноправовых отношений, предполагает их ответственность  за результаты собственных действий. Если эти действия причиняют убытки другим лицам или иным образом  умаляют их имущественную сферу, нарушают частные права и охраняемые законом интересы, то эти убытки должны быть полностью возмещены  правонарушителем, имущественная сфера  потерпевшего, его частные права  и охраняемые законом интересы восстановлены.

Теоретическая функция коммерческого  права состоит в том, что оно  исследует коммерческое право как  подотрасль гражданского права, его становление, основные этапы развития. Наука коммерческого права представляет собой систему знаний о торговой деятельности, торговом обороте, его участниках. Коммерческое право разрешает научные проблемы, формирует теории и концепции о коммерции как самостоятельном виде предпринимательства, месте и роли норм торгового законодательства.

Познавательная функция коммерческого  права связана с представлением о коммерческом праве, его истории, закономерностях функционирования и перспективах развития. Коммерческое право формирует знания о состоянии правового урегулирования торгового оборота; анализирует нормы об объектах и участниках торговой деятельности, изучает их, объединяет в определенные институты.

Практическая функция коммерческого  права состоит в том, что оно  исследует практику применения норм торгового законодательства, разрабатывает практические предложения и рекомендации по повышению эффективности правового регулирования отношений в сфере торгового оборота.

  1. Источники коммерческого права

Коммерческое законодательство представляет собой нормативные  акты, которые содержат нормы различных  отраслей права, регулирующих предпринимательскую  деятельность.

По юридической силе источники коммерческого права  подразделяются следующим образом:

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральные законы;
  3. подзаконные нормативно-правовые акты;
  4. законы и иные акты субъектов РФ;
  5. международные договоры, действующие в РФ.

Конституция РФ 1993 г. является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права.

Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных как для  гражданского, так и для коммерческого  права. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:

  1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ);
  2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (КТМ РФ);
  3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ) и др.

В области коммерческого  права можно привести примеры  следующих федеральных законов:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров и т. д.;
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции.
  3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  4. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  5. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и др.

К подзаконным нормативным  актам относятся:

  1. Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;
  2. Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;
  3. государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и другими компетентными органами;
  4. акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Важнейшими международными документами в области коммерческого  права являются:

  1. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли- продажи товаров;
  2. Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи.
  3. Коммерческое правоотношение

Под коммерческим правоотношением  следует понимать отношения между  субъектами торгового оборота, складывающиеся в результате осуществления или  оптовой торговли деятельности, урегулированные  нормами торгового (коммерческого) права.

Субъектами коммерческих правоотношений являются коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В международных  сделках в качестве субъектов  выступают только коммерческие организации.

Отличительные особенности  субъектов заключаются в том, что они осуществляют торговую деятельность на постоянной профессиональной основе. К тому же характер их деятельности имеет узкую направленность - оптовую  торговлю.

Содержание коммерческого  правоотношения составляют субъективные права и обязанности участников оптовой торговой деятельности.

Субъективные права и  обязанности имеют узконаправленный характер, т.к. они формируются у  субъектов в рамках узкой направленности - сфере оптовой торговли. По своей  сущности отношения субъектов коммерческого  права имеют обязательственный

характер в силу того, что  основой их происхождения являются торговые сделки, относящиеся к разновидности  обязательств. Особенностью является еще и то, что в торговые отношения  вступают посредники с производителями; с розничной торговой сетью и  между собой. То есть производитель  не всегда выходит на потребителя  или розничную сеть. В большинстве  случаев он использует услуги посредника при осуществлении сбыта произведенной  продукции.

В коммерческом праве можно  выделить пять видов правоотношений:

1) правоотношение  производителя с потребителем;

2) правоотношение  производителя с посредником;

3) правоотношение  производителя с потребителем;

4) правоотношение  между потребителями;

5) правоотношение  между продавцами и субъектами, обслуживающими сферу торговли.

Как уже отмечалось, все  эти правоотношения имеют относительный  характер, т.к. управомоченному лицу противостоит строго обязанное лицо.

Объектом коммерческого  правоотношения является товар, который  может быть перемещен (передан) от одного лица другому за определенную денежную сумму. Следовательно, коммерческое правоотношение имеет только имущественный характер.

  1. Понятие и виды субъектов коммерческого права

В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют  специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в  уставах которых торговля является одной из уставных задач.

К таким субъектам относятся:

  1. юридические лица;
  2. граждане-предприниматели;
  3. специальные субъекты.

Физические лица не являются субъектами коммерческого права.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Специальные субъекты товарного  рынка не совершают сделок, а создают  возможности другим лицам совершать  сделки.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"