Шпаргалка по "Праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Право".

Файлы: 1 файл

Коммерческое право ответы на вопросы.docx

— 170.62 Кб (Скачать)

Контроль и последующее  гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

  1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
  2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
  3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
  4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов
  5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

  1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
  2. Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений
  3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.

 

  1.  Понятие и значение конкуренции в сфере коммерческой деятельности

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения.

Цена товара на таком  рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

  1. предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  2. предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции  РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное  перемещение товаров, свобода экономической  деятельности в РФ, защита конкуренции  и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Защита конкуренции  в РФ, связана с предупреждением  и пресечением монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется на отношения, в которых  участвуют российские юридические  лица и иностранные юридические  лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том  числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

  1. соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;
  2. соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

 

  1.  Виды конкуренции

Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:

  • совершенная конкуренция — характеризуется множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;
  • монополистическая конкуренция — характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;
  • олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;
  • монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;
  • монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует.

 

     Во избежание вредного воздействия  монополии на рыночную конкуренцию  их деятельность регулируется  антимонопольным государственным  законодательством.

  1. Формирование условий конкурентной среды

 

Среди способов формирования конкурентной среды можно назвать следующие:

1. Использование научно-технического  потенциала страны. Научно-технический  прогресс (НТП) не желательно относить  к пережиткам социалистического  этапа развития нашего государства.  НТП - это непрерывный процесс  открытия новых знаний и применения  их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять  и комбинировать имеющиеся ресурсы  в интересах увеличения выпуска  высококачественных конечных продуктов  при наименьших затратах2.

2. Развитие и поддержка малого  и среднего бизнеса. Современ- ные тенденции глобализации рынка ведут к обострению конкурен- ции между странами, а соответственно и между предприятиями, какого размера они бы не были. Россия все еще находится в процес- се реформирования и для того, чтобы совсем не потерять свои по- зиции на мировом рынке необходимо развивать отечественные предприятия и организации, как в виде производителей, так и тор- говых единиц. Малые и средние предприятия, имея небольшие масштабы, гораздо быстрее реагируют на какую-нибудь возникаю- щую в обществе потребность и на изменения рыночной конъюнкту- ры. Малое предприятие за более короткие сроки может обновить модели выпускаемой продукции и ввести новые технологии, осво- ить новые способы осуществления торговой деятельности.

Специалисты, исследующие проблемы малого бизнеса  в развитых странах выделяют ряд  достоинств малого бизнеса: -

малый бизнес дает свободу деловой активности инициативному предпринимателю, способствует принятию более гибких и оперативных  решений, идеально приспособлен для  изучения и учета особенностей местного рынка; -

малый бизнес отличается более низкими  операционными расходами, небольшим  фондом заработной платы, небольшими инвестициями в оборудование, низкими управленческими  расходами; -

малый бизнес более маневрен, чем крупный, который, как правило, ограничен  в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием.

3. Увеличение количества предприятий  и организаций, произ- водящих однородную продукцию и осуществляющих похожую де- ятельность, а соответственно, и осуществляющих торговую дея- тельность. Чем больше будет таких предприятий, тем больше они будут стремиться удовлетворить спрос покупателя. Для того чтобы производителю занять большую сферу рынка им с помощью торго- вых предприятий придется изучить спрос и предложение по каче- ству, ассортименту выпускаемых товаров.

Ознакомление  потенциального покупателя с новой  продукцией и технологиями. Это достаточно легко осуществить посредством  организации и проведения выставок, презентаций, конкурсов и т.п. К  тому же, анализируя и систематизируя полученную информацию, и публикуя результаты, можно стимулировать  покупку новых товаров и применения новых технологий в производстве. В этом процессе вполне могут участвовать  и торговые организации. 5.

Иногда  требуется проводить антидемпинговую  политику, т.е. ограничивать ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы по ценам  ниже российских.

Как правило, демпинг осуществляется для захвата  рынков сбыта или избавления от товарных излишков, а это может нанести  вред отечественной экономике2.

Придерживаясь классификации хозяйствующих субъектов, предложенной Б.И. Пугинским3, следует  подразделить способы стимулирования конкуренции в зависимости от торгового статуса хозяйствующего субъекта: а) для производителей; б) для посредников; в) потребителей (покупателей).

А. 1) предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них  производителей, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2) изменение сфер применения свободных, регулирующих и фиксированных цен (в частности, относительно естественных монополий); 3) создание и развитие параллельных структур в сфере производства и торговли, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов; 4) привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями; 5) финансирование мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Б. 1) создание и развитие параллельных структур в сфере обращения, в  том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

2) создание свободных экономических  зон; 3) лицензирование экспортно-импортных  операций и изменение таможенных  тарифов; 4) реализация программ демонополизации,  развития конкуренции и поддержки  предпринимательства; 

В. 1) проведение рекламных кампаний;

2) создание информационно-консультационных  служб. 

 

  1.  Способы обеспечения защиты конкуренции

 

Наряду  с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема  защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры  по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и  предусматривает признание в  установленном порядке недопустимыми  достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:

1) на установление или поддержание  цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются  повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это – очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному  принципу, по объемам продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок  или устранение с него других  хозяйствующих субъектов в качестве  продавцов определенных товаров  или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"