Европейское таможенное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:19, доклад

Краткое описание

Таможенное право Европейского Союза, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно – отраслью европейского права. Поскольку Европейские сообщества возникли на основе передачи государствами-членами части своего суверенитета наднациональным структурам (институтам и органам Сообществ, а затем и Союза),вопросы таможенного регулирования перешли, на основе учредительных договоров, в юрисдикцию интеграционных образований. Таким образом, с формированием и развитием правовых норм Сообщества в области таможенного регулирования, а также в связи с последующей таможенного регулирования трех сообществ (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) стало возможным говорить о появлении такой отрасли права Сообществ, как таможенное право.
Положения Договора о Сообществе позволяют выделить две основные сферы таможенного регулирования, осуществляем

Файлы: 1 файл

Европейское таможенное право Седов А..doc

— 73.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ  бюджетное 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 

Реферат по спецкурсу «Таможенное право»

на тему:

«Европейское таможенное право» 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                студент 5 курса (гр. Ю–О–07/4)

                юридического  дневного факультета

                Седов А.А.

                Научный руководитель:

                Иглин А.В.  
                 
                 

Ульяновск – 2011.

     Таможенное  право Европейского Союза, подобно  национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно – отраслью европейского права. Поскольку Европейские сообщества возникли на основе передачи государствами-членами части своего суверенитета наднациональным структурам (институтам и органам Сообществ, а затем и Союза),вопросы таможенного регулирования перешли, на основе учредительных договоров, в юрисдикцию интеграционных образований. Таким образом, с формированием и развитием правовых норм Сообщества в области таможенного регулирования, а также в связи с последующей таможенного регулирования трех сообществ (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) стало возможным говорить  о появлении такой отрасли права Сообществ, как таможенное право.

     Положения Договора о Сообществе позволяют  выделить две основные сферы таможенного  регулирования, осуществляемого нормами европейского права: отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами, и отношения, регулирующие торговый товарооборот Сообщества с третьими странами. Таким образом, европейское таможенное право – это совокупность норм, регламентирующих внутренние и внешние аспекты функционирования таможенного союза.

     Правовые  акты Европейского сообщества, принимаемые  для реализации положений учредительных  договоров в отношении создания и функционирования таможенного  союза, имеют обязательную силу в государствах-членах, применяются непосредственно, обладают прямым действием и юрисдикционной защитой Суда ЕС и национальных судебных органов. Актами институтов Сообщества были введены в действие Общий таможенный  тариф Сообщества 1968 г., Таможенный кодекс Таможенного Союза 2009 г. И другие важнейшие документы в области таможенного регулирования.

     За  пределами компетенций Сообществ  остаются многие области таможенных правоотношений, характерные для  национального таможенного регулирования. В частности, институциональная основа таможенной службы, система и структура таможенных органов, статус их служащих являются предметом конституционного и административного права государств-членов. Также в ведении национального права(административного и уголовного) остаются вопросы ответственности за таможенные правонарушения и преступления, хотя Маастрихтский и Амстердамский договоры открывают перспективы для гармонизации и в этой сфере.

     Термин  «таможенное право Европейского Союза» охватывает более широкий  круг правовых норм: как нормы права Сообществ, так и нормы, принятые в рамках второй и третьей опор ЕС (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т. п.). Однако последние не обладают особенностями норм пава Сообществ,  поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств—членов и не пользуются судебной защитой.

     Таможенное  право ЕС и национальное право  государств—членов. Хотя Договор о  Европейском сообществе устанавливает  исключительную компетенцию Сообщества в сфере таможенного и внешнеторгового регулирования, в некоторых случаях государства—члены вправе принимать собственные нормативно—правовые акты. К таким случаям относятся:

     1) запреты и ограничения импорта и экспорта на основаниях общественной морали, публичной политики и общественной безопасности; защиты жизни и здоровья людей, охраны животных и растений; охраны национального художественного, исторического и археологического достояния; охраны промышленной и коммерческой собственности;

     2) меры по охране окружающей среды и защите прав потребителей;

     3) меры, принимаемые в интересах  безопасности государств—членов  (торговля оружием, боеприпасами, товарами двойного назначения);

     4) меры, предпринимаемые государствами—членами  в случае серьезных нарушений правопорядка, в случае войны, а также для выполнения обязательств по поддержанию мира и международной безопасности;

     Некоторые акты вторичного права Сообщества, в частности Таможенный кодекс, также  уполномочивают государства—члены  принимать в ряде случаев национальные регулирующие меры. Государства—члены, в часности, могут регламентировать права и обязанности таможенных агентов (брокеров), расположение пунктов пересечения таможенной границы, компетенцию и структуру таможенных органов, расположение свободных зон, санкции за совершение таможенных правонарушений, процедуры обжалования решений таможенных органов и некоторые другие вопросы.

     Источники Таможенного права  Европейского Союза

     Система источников таможенного права ЕС включает: учредительные договоры Сообщества и Союза;  нормативно—правовые акты институтов ЕС; судебные решения; международные договоры Сообществ и государств—членов.

     Учредительные договоры

     Акты  данной группы обладают высшей юридической  силой в системе источников европейского права вообще и таможенного права ЕС в частности. Именно акты первичного права заложили основы таможенного союза, сформулировали условия реализации принципа свободы перемещения товаров и единой внешнеторговой политики Сообщества.

     Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. стал первым правовым актом, установившим общие начала в таможенно—тарифном регулировании государств членов. Статья 4 отменяла и запрещала в рамках Объединения импортные и экспортные пошлины, сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные ограничения на перемещение товаров. Статья 72 Договора уполномочивала Совет по предложению Высшего руководящего органа устанавливать минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин на уголь и сталь в торговле с третьими странами. Государства—члены обязывались не выходить за верхние и нижние пределы этих таможенных пошлин. Формирование таможенных тарифов оставалось в компетенции государств—членов, однако, Высший руководящий орган наделялся правом рекомендовать государствам изменения национальных тарифов. В ст. 73 Договора о ЕОУС закреплена компетенция Высшего руководящего органа осуществлять контроль над лицензированием импортной и экспортной торговли с третьими странами в отношении угля и стали. Ст. 74 уполномочивает Высший руководящий орган давать правительствам стран—членов рекомендации о введении количественных ограничений (квот). Договор о ЕОУС, таким образом, не предполагал ни введение общего таможенного тарифа, ни единообразных мер таможенной политики, регулирующих торговлю с третьими странами.

     Первостепенное  место среди источников таможенного  права ЕЭС,  в настоящее время  — Договор о Европейском сообществе 1957 г. Именно  он сформулировал понятие  и принципы таможенного союза. Среди основных положений Договора в сфере таможенного регулирования  можно выделить принципы и цели внутреннего рынка (ст.14) меры обеспечения свободы передвижения товаров внутри таможенного союза (ст. 23—25, 29—31) и т.д.

     Договор устанавливает процедуры принятия решений в сфере таможенного регулирования. Решение принимает Совет квалифицированным большинством за исключением ст.187(принцип единогласия) и решений по ст. 95 (процедура совместного принятия решений). Договор с Евратом, в силу специфической сферы его регулирования, как Договор об учреждении ЕЭС. Однако данный Договор  провозглашал создание общего рынка государств—членов в области атомной энергии, что предусматривало меры как внутреннего характера (в торговле внутри Сообщества), так и внешнего. Так, ст. 93 Договора обязывала государства-члены упразднить во взаимной торговле импортные и экспортные таможенные пошлины и сборы, имеющие равнозначный эффект, в отношении определенных товаров. Статья 94 предполагала в установленные сроки формирование общего таможенного тарифа Сообщества для торговли товарами, входящими в сферу действия Договора, с третьими странами.

     Единый  европейский акт 1986 г. внес существенные изменения в учредительные договоры Сообществ, в частности в положения, касающиеся процесса и форм экономической интеграции государств—членов. Так, Договор о ЕЭС был дополнен статьей 8а, которая предполагала постепенное создание внутреннего рынка Сообщества. Внутренний рынок представляет собой «пространство без внутренних границ, в котором… обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов», и является более высокой формой экономической интеграции по сравнению с общим рынком.

     Следующим важнейшим этапом в формировании правовой базы европейского интеграционного  процесса стал Маастрихтский договор 1992г. Договор внес значительные изменения в раздел «Общая торговая политика»  Договора о Сообществе, в частности, значительно ограничив правомочия государств-членов вводить  защитные торговые меры, теперь такие меры могут приниматься только при наличии предварительного разрешения Комиссии.

     По общему правилу нормы Договора о ЕС в области таможенного регулирования применяется в тех случаях на которые не распространяются положения Договора о Сообществе.

     Амстердамский Договор 1997 г. изменил и конкретизировал  положение о сотрудничестве  государства ЕС в уголовно—правовой сфере, призывая к более тесному сотрудничеству таможенных и других компетентных органов государств —членов.

     Ниццский  договор заложил правовую базу для  существенного расширения Европейского Союза. Расширение ЕС повлекло за собой существенное изменение таможенной территории ЕС, изменило порядок принятия решений институтами Союза и внесло серьезные коррективы в торговые и таможенные отношения ЕС с третьими странами. 

     НПА институтов ЕС

     Можно выделить следующие сферы применения актов, изданных институтами ЕС в сфере таможенного регулирования:1. Таможенные правила и таможенный тариф 2. Торговая политика 3. Сельхоз политика 4. Меры по охране здоровья и безопасности людей, охране животных и растений 5. Охрана прав потребителей 6. Защита промышленной и коммерческой собственности 7. Налогообложение импорта и экспорта.

     Среди актов вторичного права наибольшее значение для формирования таможенного  права ЕС имеют регламенты—акты, имеющие общий характер, обязательный в полном объеме и непосредственно действующие в государствах—членах. Свойства регламента позволяют использовать эту форму выражения права ЕС для закрепления основополагающих вопросов деятельности Сообщества в целом и таможенного союза в частности. Так, к важнейшим актам европейского права относится Регламент Совета № 2913/92, вводящий в действие Таможенный кодекс Сообщества. В форме регламентов реализуется Общий таможенный тариф ЕС.

     Директивы активно используются как инструмент гармонизации национального законодательства стран ЕС, в частности в области таможенной политики. Важнейшее значение в практике регулирования товарооборота в ЕС играют директивы Комиссии в области косвенного налогообложения.

     Решения являются актами индивидуального характера, обязательными для субъектов права, к которым они адресованы. При этом субъектами могут быть как государства—члены ЕС. Так и отдельные частные (юридические) лица либо определенные категории лиц.

     Судебные  решения

     Особой группой источников таможенного права ЕС являются многочисленные решения Суда ЕС и Суда первой инстанции в области таможенного регулирования. Судебные решения помимо правоприменительной функции, играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов учредительных договоров и актов вторичного права Сообществ. Довольно часто решения Суда в сфере таможенного союза ложатся в основу последующих НПА Сообщества.

     Международные договоры

     Статья 300 Договора о Сообществе устанавливает, что международные соглашения, заключенные при соблюдении условий Договора, обязательны для институтов Сообщества и государств—членов. Международно—правовые акты Сообщества подразделяются на три типа:

  1. Международные договоры, заключаемые Сообществами либо совместно Сообществами и государствами— членами с третьими странами;
  2. Международные договоры, заключаемые государствами— членами с третьими странами или международными организациями и затрагивающие юрисдикцию Сообществ; акты данного типа могут быть источниками европейского права только в том случае, если они заключаются в силу прямого уполномочия, содержащегося в учредительном договоре или следующего из акта института Сообщества, либо если их статус источника европейского права подтвержден Судом ЕС;
  3. Международные договоры (конвенции), заключаемые между государствами—членами для достижения целей учредительных договоров в отдельных областях в рамках второй и третей опор.

         К первому типу относится прежде всего  Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), подписанное европейским сообществом как одной из договорившихся сторон в1994 г. и объединяющее более 100 государств мира.

         Таможенный кодекс Европейского союза

Информация о работе Европейское таможенное право