Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".
1. Понятие налогового права
Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РФ, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.
Являясь подотраслью финансового права, налоговое право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права и их составными элементами:
1) финансовым правом;
2) конституционным правом;
3) гражданским правом;
4) административным правом;
5) уголовным правом и др.
В рамках финансового права налоговое право более взаимодействует с бюджетным правом, так как налоги являются основным источником бюджетной системы, но и с другими составными частями финансового права оно неразрывно связано.
Конституционное право имеет основополагающее значение для установления налоговых норм. Сама Конституция РФ содержит нормы прямого действия (ст. 57 Конституции РФ), а также закрепляет основные принципы, отраженные в налоговом законодательстве.
Как и гражданское право, налоговое право регулирует имущественные отношения, однако гражданско-правовое регулирование основано на методе диспозиции, а в налоговых правоотношениях преобладает императивный метод.
Налоговое право опирается на нормы уголовного права в части наказания за преступления в налоговой сфере (ст. 194, 198, 199 УК РФ).
Как и нормы большинства отраслей российского права, нормы налогового права группируются в две части — общую и особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в РФ, права и обязанности участников налоговых правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, устанавливает порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты субъектов налогового права.
Особенная
часть налогового права включает
в себя нормы, регулирующие порядок
взимания отдельных видов налогов. В настоящее
время продолжается процесс их кодификации,
и они включаются вторую (Особенную) часть
Налогового кодекса.
2.Предмет и метод и принципы налогового права
Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.
Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений. Основным является императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания.
Метод рекомендаций (дача разъяснений по налоговым вопросам, формы и образцы документации) и согласования является публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод, однако в редких случаях используется договорной метод, а при регулировании отдельных налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.
Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.
Юридические принципы:
1) принцип равного налогового бремени;
2) принцип установления налогов законом;
3) принцип отрицания обратной силы закона;
4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;
5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;
6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
Организационные принципы:
1) принцип единства налоговой системы;
2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;
3) принцип подвижности (эластичности);
4) принцип стабильности;
5) принцип множественности налогов;
6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Экономические принципы:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип учета интересов налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (эффективности).
Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в ст. ЗНКРФ:
1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);
2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);
3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);
4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);
5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);
6) все
неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).
3. Понятие налога, сбора, пошлины
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Особенности:
1) имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);
2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означают, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности указывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;
3) уплачивается в денежной форме;
4) уплачивается физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;
5) носят постоянный (регулярный характер), являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Под
государственной
пошлиной понимается сбор, который взимается
с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их
обращении в государственные органы, органы
местного самоуправления, иные органы
и (или) к должностным лицам, которые уполномочены
в соответствии с законодательными актами
РФ, законодательными актами субъектов
РФ и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, за совершением
в отношении этих лиц юридически значимых
действий, предусмотренных соответствующей
главой НК РФ, за исключением действий,
совершаемых консульскими учреждениями
РФ.
4. Характеристика источников налогового права
Источниками налогового
1.Конституция Российской
2. Специальное налоговое
- НК РФ;
- иные федеральные законы о налогах и сборах;
- законы субъектов РФ;
- иные
нормативные правовые акты о
налогах и сборах, принятые законодательными
(представительными) органами
3. Общее налоговое
4. Подзаконные нормативные
• акты органов общей компетенции:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- подзаконные
нормативные правовые акты по
вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, принятые органами
исполнительной власти
- подзаконные
нормативные правовые акты по
вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, принятые
•
акты органов специальной
5.
Решения Конституционного Суда
6.
Нормы международного права и м
5. Налоговая система РФ
Налоговая
система РФ - это основанная на