- кассовый
метод (присвоения) – доходом объявляются
все суммы, реально полученные налогоплательщиком
в налоговом периоде, а расходами – реально
выплаченные суммы;
- накопительный
метод – доходом признаются все суммы,
право на получение, которых возникло
в данном налоговом периоде, вне зависимости
от того, получены ли они налогоплательщиком.
НДФЛ – з/пл начислена, но не получена,
НДС – в момент отгрузки товара.
Налоговый период
– это срок в течение, которого
формируется налоговая база и
окончательно определяется размер налогового
обязательства (календарный год
или иной период времени применительно
к отдельным налогам, по окончании
которого определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате).
Налоговая ставка
– размер налога на единицу налогообложения.
В зависимости
от способа определения суммы
налога:
- равные ставки,
когда для каждого налогоплательщика
устанавливается равная сумма налога
(налог на благоустройство территории);
- твердые
ставки, когда для каждой единицы налогообложения
определен зафиксированный размер налога
( 7 коп. за 1 кв.м площади);
- процентные
ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определенный
% налогового обязательства.
В зависимости
от степени изменяемости ставок налога:
- общие ставки;
- повышенные
ставки;
- экономические
ставки.
В зависимости
от содержания:
- маргинальные
ставки (определена нормативным актом
о налоге);
- фактические
ставки (отношение уплаченного налога
к налоговой базе);
- экономические
ставки (отношение уплаченного налога
ко всему полученному доходу).
Значение экономических
ставок состоит в том, что их динамика
адекватно характеризует последствия
для налогоплательщика.
Налоговая льгота
– представленная налоговым законодательством
исключительная возможность смягчения
налогового бремени для налогоплательщика.
Виды налоговых
льгот:
1) изъятия
– налоговые льготы, выводящие из под
налогообложения отдельные предметы (объекты)
налогообложения;
2) скидки
– это льготы, сокращающие налоговую базу;
3) налоговый
кредит.
Налоговые каникулы
– полное освобождение от уплаты налога
на определенный период.
В соответствии
со ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя
из налоговой базы, налоговой ставки
и налоговых льгот. Пример: расчет
налога на прибыль. За налогоплательщика
может рассчитать налог – налоговый
орган (земельный налог), третье лицо
уплачивают – налоговые агенты (НДФЛ).
Существуют две
системы исчисления налогов:
1) некумулятивная
(база налоговая рассматривается по частям,
при расчете
НДС);
2) кумулятивная
(исчисление налога нарастающим итогом
с начала налогового периода, налог на
прибыль, НДФЛ).
Порядок уплаты
налога – способ внесения суммы
налога в соответствующий бюджет.
Порядок уплаты
предполагает решение следующих
вопросов:
1) направление
платежа (бюджет, внебюджетный фонд);
2) средства
уплаты налога (в рублях, или в валюте);
3) механизм
платежа (безналично или налично), либо
через сборщиков налогов.
Особенности контроля
уплаты: подлежащая сумма перечисляется
в тот или иной бюджет.
Сроки уплаты налогов
– дата или период в течении
которого налогоплательщик обязан внести
сумму налога в бюджет.
В зависимости
от сроков уплаты налогов выделяют:
1) срочные
налоги (при покупке транспортных средств
в течение 5 дней);
2) периодически
календарные (месячные, квартальные, полугодовые,
годовые, 1 раз в квартал).
Порядок предоставления
отсрочки и рассрочки по уплате налога
и сбора:
Отсрочка –
перенесли срок и рассрочка –
изменение срока уплаты на срок от
1 до 6 месяцев, с единовременной или
поэтапной уплатой налогоплательщиком
суммы задолженности, при наличии
следующих оснований:
1) нанесении
налогоплательщику значительного материального
ущерба в результате стихийных бедствий,
катастроф;
2) задержки
финансирования из бюджета;
3) задержка
оплаты выполненного государственного
заказа;
4) угроза
банкротства в случае единовременной
выплаты налогов;
5) сезонный
характер предпринимательской деятельности.
Если 1 и 2 - % не начисляются,
3 и 5 - % = 0,5 ставки рефинансирования, которые
действуют в период отсрочки и
рассрочки.
Кредит –
изменение срока уплаты на срок от
3 месяцев до 1 года, при наличии
выше перечисленных условий (срок более
длительный в отличии от рассрочки
и необходимо предоставить залог
или поручительство).
Целевой (инвестиционный)
налоговый кредит – изменение
срока уплаты налога, на срок от 1 до
5 лет, дается не всем организациям, а
при наличии оснований:
1) выделяется
организации, проводящей НИОКР, либо техническое
перевооружение собственного производства;
2) осуществление
внедренческой или инновационной деятельности;
3) выполнение
особо важного заказа по социально-экономическому
развитию
региона.
12.
Налоговые правонарушения,
ответственность
за которые установлена
НК РФ.
Налоговое
правонарушение и
ответственность
за нихпредставляет собой виновно
совершенное в сфере
налогообложения противоправное (т.е.
в нарушение законодательства
о налогах и сборах)
деяние (действие или
бездействие) налогоплательщика,
налогового агента и
их представителей,
за совершение которого
установлена юридическая
ответственность законодательством
о налогах и сборах (Налоговым
кодексом). Легальное юридическое определение
понятия «налоговое правонарушение» содержится
в статье 106 Налогового кодекса. При классификации
нарушений налогового законодательства
необходимо различать три вида таких правонарушений:
1) налоговые
правонарушения, ответственность за
совершение которых установлена Налоговым
кодексом, которые, в свою очередь, делятся
на:
б) специальные
налоговые правонарушения (налоговые
правонарушения банков (кредитных организаций);
административные правонарушения
в сфере налогообложения(ответственность
за совершение которых установлена Кодексом
об административных правонарушениях);
уголовные преступления
в сфере налогообложения (налоговые преступления,
ответственность за совершение которых
установлена Уголовным кодексом).
Основным
критерием такой классификации
выступает правовая природа правонарушения,
опосредующаяся тем, каким нормативным
правовым актом установлена ответственность
за совершение такого правонарушения
— налоговым, административным либо уголовным
законом. Рассмотрим эти три вида налоговых
правонарушений более подробно.
2.
Характеристика налоговых
правонарушений.
Общие положения об ответственности за
совершение налоговых правонарушений
регламентируются нормами главы 15 части
первой НК РФ. Виды налоговых правонарушений
и размеры налоговых санкций как ответственности
за совершения налоговых правонарушений
установлены главами 16 и 18 части первой
НКРФ.
Элементами
налогового правонарушения являются:
объект налогового правонарушения —
публичный правопорядок
в сфере налогообложения
(урегулированные и защищенные действующим
правом общественные ценности и блага,
которым наносится вред соответствующим
противоправным действием или бездействием);
объективная сторона
налогового правонарушения — противоправное
действие либо бездействие субъекта правонарушения,
за которое нормами Налогового кодекса
установлена ответственность, его юридически
нежелательные результаты для публичного
правопорядка в сфере налогообложения
и юридически значимая причинная связь
между ними. При этом такое действие либо
бездействие именуется также событием
налогового правонарушения;
субъективная сторона
налогового правонарушения — юридическая
вина правонарушителя в форме умысла или
неосторожности;
субъект налогового правонарушения
— деликтоспособное лицо, совершившее
правонарушение, — налогоплательщик,
налоговый агент, лица, содействующие
осуществлению налогового контроля (эксперт,
переводчик, специалист), и т.д. В дальнейшем
данное лицо, совершившее правонарушение,
и становится субъектом ответственности.
Субъектом
налогового правонарушения может выступать:
а)
физическое лицо (вменяемое и достигшее
16-летнего возраста лицо)
или б) организация,
Виды налоговых
правонарушений, ответственность
за совершение которых
предусмотрена в Налоговом
кодексе. Налоговые правонарушения,
ответственность за совершение которых
установлена Налоговым кодексом, подразделяются
на:
Налоговые
правонарушения рассматриваемой группы,
как правило, направлены
на нарушение указанными субъектами основных
обязанностей, возложенных на них налоговым
законодательством, и уклонение от выполнения
возложенных на них законодательством
функций.
В
Налоговом кодексе предусмотрено
14 видов подлежащих наказа-нию общих
налоговых правонарушений этих субъектов:
нарушение срока постановки на учет в
налоговом органе; уклонение от постановки
на учет в налоговом органе; нарушение
срока представления сведений об открытии
и закрытии счета в банке; непредставление
налоговой декларации; грубое нарушение
правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения; неуплата или неполная
уплата сумм налога; невыполнение налоговым
агентом обязанности по удержанию и (или)
перечислению налогов; незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица налогового
органа, таможенного органа, органа государственного
внебюджетного фонда на территорию или
в помещение; несоблюдение порядка владения,
пользования и (или) распоряжения имуществом,
на которое наложен арест; непредставление
налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля;
неправомерная неявка свидетеля, а также
неправомерный отказ свидетеля от дачи
показаний или дача заведомо ложных показаний;
отказ эксперта, переводчика или специалиста
от участия в проведении налоговой проверки,
дача заведомо ложного заключения или
осуществление заведомо ложного перевода;
неправомерное несообщение сведений налоговому
органу;
2)
специальные налоговые
правонарушения (налоговые правонарушения
банков (кредитных организаций).
В
Налоговом кодексе предусмотрено
5 видов подлежащих наказанию противоправных
деяний банков, так или иначе ведущих
к нарушению нормального функционирования
налоговой системы: нарушение банком порядка
открытия счета налогоплательщику; нарушение
срока исполнения поручения о перечислении
налога или сбора; неисполнение банком
решения налогового органа о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента;
неисполнение банком решения о взыскании
налога и сбора, а также пени; непредставление
налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков — клиентов
банка.