Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".
За последние 5 лет наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Связано это, прежде всего, с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС.
Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговых органов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже время вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов.
Следует учитывать, что действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемого решения. При этом в случае оспаривания решений налоговых органов арбитражные суды нередко разделяют позицию налогоплательщика, поскольку зачастую решения налоговых органов не основываются на законе, а «подгоняются» под нормы права.
Как правило, причинами налоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия (бездействия):
- необоснованный отказ в возмещении НДС;
- решения налоговых органов по результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности;
- необоснованное решение о блокировке расчетного счета;
- выставленное требование об уплате налогов, пени, штрафных санкций;
- необоснованное списание налогов с расчетного счета организации;
- уклонение от ответов на письма, заявление и запросы налогоплательщика.
Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха в разрешении налогового спора являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика.
Налоговые споры
Наверно, любое дело, разрешаемое судом, можно отнести к категории «тяжелых». В противном случае, такие дела до суда бы и не доходили. К одним из самых тяжелых относятся налоговые споры. Конечно, не в последнюю очередь эти сложность связана с неправильной формулировкой исковых требований, которые предъявляют налоговые органы. В основном эти требования касаются правильности исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лица и прочие, то есть относятся к спорам бизнеса с государством.
Налоги нужно платить и с этим никто не спорит, но далеко не всегда налоговые органы относятся к своим обязанностям стопроцентно добросовестно. И чтобы защитить себя, свое дело и свое имущество, приходится прибегать к судебным тяжбам. А в таком случае обращение за помощью к квалифицированным юристам не помешает.
Причин, по которым разворачиваются дела,
может быть масса, например, налоговые
органы по результатам проверок приняли
решение привлечь налогоплательщика к
налоговой ответственности, а налогоплательщик
с этим, естественно, не согласен.
Анализируя
судебную практику,
выделяют три основных
категории налоговых
споров:
- споры, связанные с самой процедурой налогообложения, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом;
- споры по вопросам факта, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами и связанные с различной оценкой фактических обстоятельств дела;
- споры по вопросам права, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами и связанные с разным толкованием и/или применением ряда норм материального права – налогового, гражданского и пр.
Кстати, с 1 января 2009 года обжаловать решении
налогового органа в суде можно только
в том случае, если ранее они были обжалованы
в вышестоящих налоговых органах.
Одним из основополагающих
принципов налогового законодательства
Российской Федерации является принцип,
«озвученный» в пункте 1 статьи 3 Налогового
кодекса РФ, который гласит, что каждое
лицо должно уплачивать «законно установленные
налоги и сборы». В случае налоговых споров
налогоплательщик вправе обжаловать решение
налоговых споров в различных инстанциях,
начиная от арбитражного и заканчивая
президентом страны. Президенту РФ могут
быть обжалованы любые действия или полное
бездействие контролирующих органов в
финансовой сфере. Административный способ
предполагает обращение за защитой и восстановлением
нарушенного права к вышестоящему органу
власти по отношению к органу, принявшему
решение или выполнившему действие (напомним,
с 1 января 2009 года это обращение в случае
налоговых споров стало обязательным).
И вот после административного
способа обжалования налогового спора
и в случае отсутствия должной реакции
возникает необходимость обжалования
решения налоговых органов в суде. Порядок
обжалования решения налоговых органов
в суде предусмотрен Законом РФ от 27 апреля
1993 г. «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан».
Для защиты нарушенных прав налогоплательщиков
или налоговых агентов требуется соблюдение
сразу двух условий: во-первых, ненормативные
акты налоговых органов или их действие/бездействие
нарушили права налогоплательщика, а во-вторых,
нормативные акты налоговых органов обжалуются
в порядке, который предусмотрен не Налоговым
кодексом РФ, а иным федеральным законодательством.
Если акты налоговых проверок не содержат
в себе обязательных для налогоплательщиков
предписаний, которые влекут юридические
последствия.
В случае административного
обжалования решения налоговых органов
Налоговым кодексом предусмотрен трехмесячный
срок давности (то бишь срок обжалования)
для обращения с жалобой на неправомерные
акты, действия или бездействие налоговых
органов или их должностных лиц. Причем
срок этот назначается со дня, когда налогоплательщик
узнал или должен был узнать о нарушении
своих прав. Это срок может быть восстановлен
при условии наличия уважительной причины
его пропуска, для чего подается письменное
заявление о восстановлении пропущенного
срока давности с указанием причин пропуска.
Принимать во внимание или нет уважительную
причину – решает сам налоговый орган.
Однозначно принимается во внимание болезнь,
длительное отсутствие, стечение тяжелых
семейных обстоятельств и иные обстоятельства.
В течение месяца со дня получения жалобы
налоговые органы должны принять решение
и или оставить жалобу без удовлетворения,
или отменить акт налогового органа и
назначить дополнительную проверку, или
отменить решение и прекратить производство
по делу вовсе, или изменить решение, или
вынести новое решение по существу дела.
В течение трех дней лицо, подавшее жалобу,
ставится в известность о принятом налоговым
органом решении.
Несмотря на то, что административный
порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
действует параллельно с судебным, существует
определенная зависимость решения налогового
органа от судебного решения по тем же
основаниям. По правилам, которые предусмотрены
в Налоговом кодексе РФ, налоговый орган
имеет право рассмотреть жалобу и вынести
решение до момента вступления в законную
силу решения арбитражного суда. Если
решение суда вступает в силу раньше, чем
решение принимает судебный орган, то
принятое впоследствии решение не должно
противоречить судебному акту.
Конечно,
каждый налогоплательщик
выбирает модель защиты,
но очень часто нежелание
граждан связываться
с налоговым органами
негативно сказывается
на них самих. Вне зависимости
от того, как разрешилась
та или иная проверка,
избежать следующей
вряд ли удастся. Законодательство
РФ предусматривает
для налоговых органов
обязанность доказать
обстоятельства, которые
послужили основание
для принятия оспариваемого
решения. Вот пускай
и доказывает!
14. Административный способ защиты налогоплательщиков.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков осуществляется путем подачи на акт налогового органа, действия или бездействия его должностного лица письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа подается в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, то по заявлению лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Если у заявителя жалобы, пропустившего срок на ее подачу, имеется возможность документально подтвердить наличие соответствующей уважительной причины, то к заявлению о восстановлении пропущенного срока прикладываются наравне с обосновывающими жалобу и эти Документы.
Как уже говорилось, жалоба подается в письменной форме, подписывается заявителем и датируется. Содержание жалобы должно включать в себя: наименование налогового органа (должностное положение и (факультативно) Ф.И.О. должностного лица), которому адресуется жалоба; наименование (Ф.И.О. и статус) и адрес заявителя жалобы; наименование налогового органа, акт (действия или бездействие) которого обжалуется; заголовок с указанием объекта жалобы (например, «Жалоба на... (такой-то акт, такие-то действия, бездействие в такой-то ситуации)»); основания жалобы (содержание требования налогоплательщика (налогового агента).
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее, написав соответствующее заявление. Но в этом случае повторная подача жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу не допускается. Такая повторная подача жалобы на тот же акт (действия или бездействие) в тот же налоговый орган (тону же должностному лицу) возможна только в том случае, когда при неизменном предмете обжалования (составе и характере содержащихся в жалоба требований) изменяются основания (факты, мотивы, обстоятельства и т.п.) такого обжалования.
Подача
жалобы в вышестоящий налоговый
орган не приостанавливает исполнения
обжалуемого акта или действия. Но
если налоговый орган (должностное
лицо), рассматривающим жалобу, имеет
достаточные основания
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) принимает одно из, нижеследующих решений:
15. Судебный способ защиты налогоплательщиков.
Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производят судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
При этом на практике в суды могут направляться исковые заявления со следующими видами исковых требований: