Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по Налоговому праву.docx

— 105.18 Кб (Скачать)

  10) об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесения по такому делу нового решения.

  Такие исковые заявления рассматриваются  и разрешаются судом в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. 

16. Система налогового  права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Система налогового права – это определенная внутренняя структура (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования.

Системе налогового права свойственны такие  характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится  на две крупные части – Общую  и Особенную.

В Общую часть налогового права включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции). Они содержатся в части 2 НК РФ, а также в законах, которые в настоящее время не подверглись кодификации.

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему  с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций. 

17. Представительство  в налоговых правоотношениях.

  Налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом).

  Личное  участие налогоплательщика (плательщика сборов) в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, и наоборот — участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

  Законными представителями  налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, как правило, руководитель организации и его заместители.

  Законными представителями  налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством (родители для несовершеннолетних детей, включая усыновленных, опекуны для опекаемых, попечители для подопечных). Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

  Кроме того, любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем. 
 

27. Зачет и возврат  излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора,  пени.

  Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по тому или иным налогам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

  Решение о зачете суммы излишне уплаченного  налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается  налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления  налогоплательщика или со дня  подписания налоговым органом и  этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов.

  Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням  и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.

  Сумма излишне уплаченного  налога подлежит возврату по письменному  заявлению налогоплательщика в  течение 1 месяца со дня получения  налоговым органом такого заявления.

  Возврат налогоплательщику суммы излишне  уплаченного налога при наличии  у него недоимки по иным налогам  соответствующего вида или задолженности  по соответствующим пеням, а также  штрафам, производится только после  зачета суммы излишне уплаченного  налога в счет погашения недоимки (задолженности).

  Заявление о зачете или о возврате суммы  излишне уплаченного налога может  быть подано в течение трех лет  со дня уплаты указанной суммы.

  Налоговый орган  обязан сообщить в письменной форме  налогоплательщику о принятом решении  о зачете (возврате) сумм излишне  уплаченного налога или решении  об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня  принятия соответствующего решения.

  Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

  Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора

  Возврат налогоплательщику  суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим  пеням, а также штрафам, производится только после зачета этой суммы в  счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 Кодекса.

  Решение о возврате суммы излишне взысканного  налога принимается налоговым органом  в течение 10 дней со дня получения  письменного заявления налогоплательщика  о возврате суммы излишне взысканного  налога.

  До  истечения срока, поручение на возврат  суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения  налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению  налоговым органом в территориальный  орган Федерального казначейства для  осуществления возврата налогоплательщику  в соответствии с бюджетным законодательством  РФ.

  Заявление о возврате суммы излишне взысканного  налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 1 месяца со дня, когда налогоплательщику  стало известно о факте, или со дня вступления в силу решения  суда.

  Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет.

  Налоговый орган, установив факт излишнего  взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого  факта.

  Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня  получения письменного заявления  налогоплательщика о возврате суммы  излишне взысканного налога. 
 

28. Обеспечение принудительного  исполнения обязанности  по уплате налогов  и сборов.

     Способы обеспечения налоговой обязанности — это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или иным обязанным лицом обязанностей по уплате налогов и сборов. В п. 1 ст. 72 НК РФ содержится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налоговой обязанности: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

     Порядок и условия применения способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов установлен главой 11 НК РФ.

     Залог может быть применен в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога (сбора). Основанием возникновения в налоговых отношениях залога является договор, заключенный между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем).

     По общему правилу, залогодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, достигшее возраста 18 лет (п. 1 ст. 335 ГК РФ).

     Согласно п. 2 ст. 335 ГК РФ, вещь, переданная в залог, должна принадлежать залогодателю на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залога по другому договору (п. 4 ст. 73 НК РФ). Замена предмета залога допускается только с согласия налогового органа (залогодержателя), если законом или договором не предусмотрено иное.

     Заложенное имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (п. 5 ст. 73 НК РФ).

     В случае неисполнения залогодателем обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества (п. 3 ст. 73 НК РФ).

     Поручительство, как и залог, может быть применено только при изменении срока уплаты налога (сбора). Поручительство оформляется договором, в силу которого поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок суммы налога (сбора) и соответствующих пеней (п. 2 ст. 74 НК РФ).

     По остальным содержательным и формальным моментам поручительства вступают в регулирование нормы § 5 «Поручительство» гл. 23 ч. 1 ГК РФ.

     Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов (сборов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пеня уплачивается помимо причитающейся к уплате суммы недоимки по налогу (сбору) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязательств, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"