Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 5
1.1.Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности 5
ГЛАВА II. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ 9
2.1.Место и роль транспорта во внутреннем и внешнем экономическом 9
развитии России 9
2.2. Анализ современного состояния и проблем развития 11
транспорта в Российской Федерации 11
2.3.Транспортный диалог России с ЕС 20
ГЛАВА III. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ 23
3.1. Инерционный вариант развития транспортной системы 23
3.2. Энергосырьевой вариант развития транспортной системы 23
3.3. Инновационный вариант развития транспортной системы 25
3.4. Цели и приоритеты развития транспорта 30
на долгосрочную перспективу 30
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Роль транспорта во внешнеэкономических связях России.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     продолжение увеличения численности парка личных легковых автомобилей при снижении объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования (главным образом автомобильным) в период до 2020 года и некотором росте в 2021 - 2030 годах;

     увеличение  потребности в строительстве  и реконструкции автодорожной сети, связывающей новые жилые районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами приложения рабочей силы.

     При реализации данного варианта меры по развитию транспортной системы страны будут осуществляться прежде всего  в столичных агломерациях, а также в регионах с высокими темпами роста - на Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

     Железнодорожный транспорт должен будет обеспечить беспрепятственный рост перевозок  сырья к основным центрам потребления, включая перевозки на экспорт.

     Решающее  значение будет иметь специализация морских портов через создание так называемых "эшелонированных портов" по роттердамскому образцу, когда портовая система будет включать удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

     Дополнительный  импульс получит развитие транспорта в арктической зоне (территории, расположенные преимущественно севернее 60-й параллели).

     Развитие  транспортной системы страны станет одним из основных источников экономического роста. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, связанных с обеспечением развития транспорта.

     В то же время реализация энергосырьевого  варианта будет иметь ряд негативных последствий для перспективного социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, в частности:

     потребуется создание значительных резервов пропускной способности транспортной сети на основных направлениях из-за возможных резких колебаний спроса на перевозки экспортных массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям в связи с изменением конъюнктуры на мировых рынках топливных и сырьевых товаров;

     возможно  снижение показателей экономической  эффективности перевозок вследствие увеличения дисбаланса в экспортно-импортных  грузопотоках. Дисбаланс будет связан с увеличением экспорта массовых и наливных грузов и импорта готовой продукции. Специализированные и универсальные виды подвижного состава будут иметь низкие эксплуатационные показатели по коэффициенту пробега с грузом, то есть возможны значительные потоки порожнего состава;

     мобильность населения будет расти низкими темпами, что станет одной из причин недостаточной динамики повышения качества человеческого капитала в стране. Уровень перевозок пассажиров будет ниже уровня при инновационном варианте на 14,3 процента, а пассажирооборот - на 11,5 процента. Это связано с более низкими темпами роста реальных доходов населения, сокращением численности населения и меньшими масштабами развития инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта. Более низкие показатели роста благосостояния населения будут причиной меньших темпов роста количества личных автомобилей;

     сохранится  значительная дифференциация в обеспечении  доступности транспортных услуг  для различных регионов и социальных групп общества;

     низкая  инвестиционная активность будет обусловливать  значительную нагрузку на бюджетную систему, связанную с финансированием строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

3.3. Инновационный вариант развития транспортной системы

     Инновационный вариант предполагает ускоренное и  сбалансированное развитие транспортной системы страны, которое наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации энергосырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

     Для инновационного варианта сохраняется  ряд особенностей, характерных для  энергосырьевого варианта, в частности:

     реализация  крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождений  полезных ископаемых в новых районах добычи;

     диверсификация  направлений экспортных поставок российских углеводородов;

     развитие  транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках ЕврАзЭС, а также с другими государствами;

     увеличение  внутренних перевозок угля в связи  с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического  производства;

     увеличение  объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива  и сырья, а также продукции машиностроения в связи с наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними машиностроительных производствах. [14]

     В то же время отличительными особенностями  развития транспортной системы по инновационному варианту станут:

     значительное  увеличение экспортных перевозок товаров  высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных  секторов экономики, темпы роста  которых будут в 2,5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных  импортных грузов;

     повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения;

     рост  объемов перевозок пассажиров транспортом  общего пользования. Наибольшие темпы  роста ожидаются на воздушном  транспорте, а основной абсолютный прирост будет обеспечиваться автомобильным транспортом;

     возникновение необходимости строительства и  реконструкции автодорожной сети, связывающей  новые жилые районы в мегаполисах  и пригородные зоны крупных городов  с местами приложения рабочей  силы, в значительном количестве крупных и средних городов в связи с повышением уровня доходов и качества жизни населения;

     повышение потребности экономики и населения  в услугах по высокоскоростным перевозкам (с обеспечением заранее оговоренного срока доставки) и пассажиров (с  максимальным обеспечением свободы передвижения и возможности планирования личного времени).

     При реализации данного варианта меры по развитию транспортной системы страны будут сосредоточены наряду со столичными агломерациями также в городах, в которых концентрируется значительный инновационный и человеческий капитал. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов, имеющих значительный объем накопленного инновационного потенциала, - Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска.

     При этом важнейшее значение будет иметь "инфраструктурный эффект" формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов.

     Зонами  опережающего развития транспорта наряду с Югом России, Сибирью, Дальним Востоком и арктической зоной станут Поволжский и Уральский макрорегионы. Пространственное развитие станет многополярным, не привязанным жестко к сложившимся энергосырьевым и финансовым центрам.

     Региональные  аспекты развития транспортной системы страны будут связаны с:

     созданием сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные  производства (в авиационной промышленности, судостроении, атомной промышленности, в сфере производства новых материалов, в информатике и телекоммуникациях), с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

     созданием территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку  сырья и производство энергии, обеспечивающих освоение новых территорий;

     образованием  и развитием туристско-рекреационных  зон на Черноморском побережье (особенно в связи с проведением XXII Олимпийских  зимних игр 2014 года в г. Сочи), на Алтае, Байкале, Камчатке, районах Севера;

     развитием крупных транспортно-логистических и производственных узлов Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока.

     Развитие  железнодорожного и морского транспорта наряду с задачами обеспечения перевозок  массовых грузов, в том числе экспортных, будет все в большей степени  ориентироваться на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и усиление взаимодействия в рамках обеспечения эффективных логистических цепочек товародвижения.

     Важную  роль будет играть развитие Северного  морского пути, прежде всего для  осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры на северном побережье России.

     Меры  по повышению конкурентоспособности  морского транспорта позволят существенно  увеличить долю флота под Государственным  флагом Российской Федерации в мировом морском флоте и значительно увеличить экспорт транспортных услуг.

     Высокими  темпами будут расти перевозки  автомобильным транспортом, который  обеспечивает наиболее гибкую реакцию  на запросы экономики, особенно секторов высоко- и среднетехнологичных производств.

     Меры, направленные на развитие перевозок  воздушным транспортом и использование  значимых преимуществ (прежде всего  экологических) внутреннего водного  транспорта, позволят существенно увеличить  их удельный вес в транспортном балансе  страны.

     Решающее значение для формирования современной товаропроводящей сети на территории России будет иметь создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих предоставление широкого спектра конкурентоспособных услуг, ускоренное развитие интермодальных перевозок и формирование территориально-производственных кластеров.

     Значительный  импульс получит развитие пассажирского  транспорта общего пользования. Прежде всего это относится к развитию скоростных и высокоскоростных железнодорожных  перевозок, всех видов авиаперевозок, городского и пригородного транспорта.

     При реализации данного варианта транспортная система страны должна развиваться  опережающими темпами по сравнению  с отраслями экономики и социальной сферой, для того чтобы снять инфраструктурные ограничения перспективного социально-экономического развития страны, зависящие от транспорта.

     Реализация  инновационного варианта развития транспортной системы позволит решить основные задачи, стоящие перед страной, а именно:

     показатели  мобильности населения приблизятся к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране;

     снизится  дифференциация в обеспечении доступности  транспортных услуг для различных  регионов и социальных групп общества;

     повысится конкурентоспособность отечественных  товаров и услуг на мировых  рынках вследствие сбалансированного  развития транспортной системы страны;

     рост  экономической эффективности пассажирских и грузовых перевозок позволит оптимизировать транспортные издержки экономики и повысить доступность транспортных услуг для населения.

     В соответствии с рассмотренными сценарными вариантами разработаны прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров, которые приведены  в приложении N 2.

     Сопоставление сценарных вариантов приводит к выводу, что инновационный вариант выступает в качестве целевого для долгосрочной государственной транспортной политики, поскольку в полной мере позволяет реализовать стратегические интересы России.

     При переходе к инновационному варианту требования к характеру и направлениям развития транспортной системы в наибольшей степени определяют следующие фундаментальные факторы:

     усиление  глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и  других факторов экономического роста. Структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастание роли региональных экономических союзов, ожидаемое распространение новых информационных, нано- и биотехнологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, повышение требований к качеству транспортного обслуживания;

     исчерпание  источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на наращивании  топливного и сырьевого экспорта, необходимость перехода к интенсивному инновационному развитию.

Информация о работе Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ