Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 5
1.1.Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности 5
ГЛАВА II. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ 9
2.1.Место и роль транспорта во внутреннем и внешнем экономическом 9
развитии России 9
2.2. Анализ современного состояния и проблем развития 11
транспорта в Российской Федерации 11
2.3.Транспортный диалог России с ЕС 20
ГЛАВА III. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ 23
3.1. Инерционный вариант развития транспортной системы 23
3.2. Энергосырьевой вариант развития транспортной системы 23
3.3. Инновационный вариант развития транспортной системы 25
3.4. Цели и приоритеты развития транспорта 30
на долгосрочную перспективу 30
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Роль транспорта во внешнеэкономических связях России.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики стали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа - транспортно-складским и товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия;

     транспортные  центры стали управляющими элементами системы, что позволило оптимизировать "сквозные" тарифы. Это привело к переходу точки прибыльности из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось. Из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, которые постепенно приобрели функции управления тарифной политикой;

     качество  транспортных услуг и конкурентоспособность  достигли высокого уровня развития. В  сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг. Оно гарантировано. Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.

     Для российской транспортной системы эти  уровни развития пока не достижимы. Необходимо стимулирование поэтапного повышения  качества транспортных услуг, интеграции технологий транспортного обслуживания, повышения конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Вслед за этим можно ожидать оптимизации ценовой доступности транспортных услуг. В качестве ограничений должны выступать заданные уровни безопасности и экологичности транспорта.

     Основные  общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят  в следующем:

     наличие территориальных и структурных  диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

     недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;

     недостаточное качество транспортных услуг;

     низкий  уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования  транзитного потенциала;

     недостаточный уровень транспортной безопасности;

     усиление  негативного влияния транспорта на экологию.

     Таким образом, в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные  недостаточным развитием транспортной системы. Необходима новая долгосрочная транспортная стратегия, которая определяет основные стратегические направления и целевые ориентиры развития транспортной системы на период до 2030 года.

2.3.Транспортный диалог России с ЕС

     Принимая  во внимание преимущества для взаимной торговли, экономики и потребителей, которые появятся в результате укрепления транспортных и инфраструктурных связей и регулярного обмена информацией, Министерство транспорта Российской Федерации и Генеральный директорат Европейской комиссии по транспорту и энергетике договорились способствовать установлению и возглавить транспортный диалог Россия – ЕС, который будет основываться на следующих принципах:

     Диалог  должен способствовать гармонизации и  взаимному дополнению стратегий  развития транспортной инфраструктуры России и ЕС, сотрудничеству в развитии и применении технических правил, норм и общепризнанных стандартов;

     Диалог  должен также способствовать усилению взаимопонимания по вопросам действующего и разрабатываемого законодательства, а также политики в сфере транспорта;

     Диалог  должен развиваться на основе Статьи 70 Соглашения о партнерстве и  сотрудничестве и содействовать  предпринимаемым Российской Федерацией и Европейским союзом усилиям  с целью реализации «дорожный  карты» по формированию Общего европейского экономического пространства, согласованной в ходе саммита Россия  – ЕС в мае 2005 г. в Москве;

     Диалог  должен охватывать вопросы, представляющие взаимный интерес для России и  ЕС. Это включает как горизонтальные вопросы, так и вопросы, относящиеся  к конкретным приоритетным секторам транспорта.

     Целями  Транспортного диалога Россия-ЕС являются:

     обмен мнениями о новых моментах в части, касающейся выработки политики в  отношении отдельных видов транспорта в России и ЕС;

     Достижение  более высокой совместимости, и, где это возможно и целесообразно - гармонизации технических правил и норм Российской Федерации и Европейского союза в сфере транспорта;

     Повышение транспарентности регуляторной деятельности путем обмена информацией и «ноу-хау», а также посредством консультаций по вопросам разработки и применения правил и норм;

     Гармонизация  позиций России и ЕС по вопросам, рассматриваемым в рамках международных  организаций, в частности ИМО, ИКАО и МОТ, в целях продвижения  универсальных стандартов транспортной безопасности и безопасности на транспорте;

     Содействие  гармонизации и взаимодополняемости  среднесрочных и долгосрочных транспортных стратегий России и ЕС.

     Транспортный  диалог будет вестись на основе согласованных  приоритетов и рабочих планов, принимаемых на предстоящий год, в форме регулярных встреч по взаимосогласованным вопросам и темам и в рамках специальных рабочих групп. Рабочими языками будут русский и английский. Ежегодные координационные встречи будут проходить поочередно в России и ЕС, и каждая сторона будет представлена на них соответствующем уровне.

     Если  это будет сочтено необходимым  и целесообразным, могут организовываться встречи на политическом уровне (министр - член Комиссии ЕС) в более широком  формате, в том числе в рамках Постоянного совета партнерства  на уровне министров транспорта России и стран-членов Европейского союза.

     По  конкретным секторам и горизонтальным вопросам повестки дня Транспортного  диалога будут учреждаться специальные  рабочие группы. Примерный перечень рабочих групп изложен в приложении.

     Решения об учреждении дополнительных рабочих групп, а также по продолжению, приостановлению или реорганизации каких-либо рабочих групп, могут быть приняты в любое время, при условии, что обе стороны придут к согласию на сей счет посредством обмена письмами. Каждая рабочая группа формирует свой рабочий план и административную структуру.

     Каждая  сторона назначит по одному контактному  лицу, которое будет осуществлять общую координацию по текущим  вопросам, а также по одному контактному  лицу (если не будет принято иное решение – сопредседателю) по каждой рабочей группе.

     Гармонизация  долгосрочных транспортных стратегий  России и ЕС, включая сближение, где  это возможно и целесообразно, соответствующего законодательства в сфере транспорта

     – Усиление сотрудничества, в частности, путем регулярных консультаций, в рамках международных организаций (ICAO – Международная организация по гражданской авиации; IMО – Международная организация по морскому судоходству, UNECE – Европейская экономическая комиссия ООН, ECMT – Европейская конференция министров транспорта и др.)

     - Дальнейшее усиление сотрудничества  в области воздушного транспорта, включая воздушные перевозки,  промышленное сотрудничество, развитие  систем управления воздушным  сообщением, сертификацию воздушных  судов в контексте переговоров Россия – ЕС. Подтверждаются договоренности, достигнутые в контексте вступления России в ВТО, включая мероприятия по модернизации системы транссибирских перелетов, и соглашаются выполнять их соответственно

     – Более тесное сотрудничество между органами по обеспечению авиационной безопасности в отношении взаимного признания сертификатов летной годности и гармонизации технических требований к изделиям аэрокосмического назначения

     – В контексте заключения межправительственного  соглашения по сотрудничеству Галилео/ГЛОНАСС, как далее определено в разделе 5, рассмотреть целесообразность включения  таких ключевых вопросов, как подготовка прикладных транспортных разработок двух систем, последующее совместное использование этих разработок и координация действий в рамках международных форумов (ICAO, ITU; IMО)

     – Облегчение и совершенствование  условий деятельности транспортных операторов

 

ГЛАВА III. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ

3.1. Инерционный вариант развития транспортной системы

     Инерционный вариант развития транспортной системы  предполагает:

     реализацию  крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть в Восточной Сибири, газ на арктическом шельфе и др.) и строительство соответствующих трубопроводов;

     развитие  транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики;

     реконструкцию и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств;

     опережающее развитие транспортной инфраструктуры на направлениях экспортных поставок грузов, в первую очередь развитие морских портов и подходов к ним;

     рост  объемов внутренних перевозок сырьевых грузов в связи с увеличением  угледобычи, развитием энергетики, металлургии и нефтепереработки;

     низкую  динамику экспортных перевозок и опережающий рост импортных перевозок, сохраняющееся преобладание в импорте продовольствия и потребительских товаров;

     недостаточно  высокие темпы строительства  и реконструкции автодорожной сети, сохранение резких диспропорций в ее развитии в европейской и азиатской частях России;

     сохранение  низкой подвижности населения, в  первую очередь на воздушном транспорте, что обусловлено недостаточными темпами роста доходов населения  и продолжающимся старением самолетного  парка;

     отсутствие  перевозочных и инфраструктурных резервов на видах транспорта, необходимых для повышения качества транспортного обслуживания населения и производства, внедрения транспортно-логистических технологий. [12]

3.2. Энергосырьевой вариант развития транспортной системы

 

     Энергосырьевой  вариант предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры главным  образом для транспортного обеспечения  освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого  экспорта, реализации конкурентного  потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. При этом можно выделить следующие особенности:

     реализация  крупномасштабных транспортных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе;

     диверсификация  направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в  Китай, и создание соответствующей  инфраструктуры;

     развитие  транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов  в рамках ЕврАзЭС, а также с  другими государствами;

     увеличение  внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;

     увеличение  объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива  и сырья (нефтепродуктов, концентратов, химических грузов, металлов и т.д.), а также продукции машиностроения;

     низкие  темпы роста объема экспортных перевозок  и значительное увеличение объема импортных  перевозок товаров высокой степени  обработки, прежде всего продукции  высокотехнологичных секторов экономики;

Информация о работе Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ