Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа
На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 5
1.1.Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности 5
ГЛАВА II. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ 9
2.1.Место и роль транспорта во внутреннем и внешнем экономическом 9
развитии России 9
2.2. Анализ современного состояния и проблем развития 11
транспорта в Российской Федерации 11
2.3.Транспортный диалог России с ЕС 20
ГЛАВА III. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ 23
3.1. Инерционный вариант развития транспортной системы 23
3.2. Энергосырьевой вариант развития транспортной системы 23
3.3. Инновационный вариант развития транспортной системы 25
3.4. Цели и приоритеты развития транспорта 30
на долгосрочную перспективу 30
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
рынок
транспортных услуг стал усложняться,
все сегменты транспортного процесса
и логистики стали
транспортные центры стали управляющими элементами системы, что позволило оптимизировать "сквозные" тарифы. Это привело к переходу точки прибыльности из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось. Из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, которые постепенно приобрели функции управления тарифной политикой;
качество транспортных услуг и конкурентоспособность достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг. Оно гарантировано. Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.
Для российской транспортной системы эти уровни развития пока не достижимы. Необходимо стимулирование поэтапного повышения качества транспортных услуг, интеграции технологий транспортного обслуживания, повышения конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Вслед за этим можно ожидать оптимизации ценовой доступности транспортных услуг. В качестве ограничений должны выступать заданные уровни безопасности и экологичности транспорта.
Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:
наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
недостаточный
уровень доступности
недостаточное качество транспортных услуг;
низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;
недостаточный уровень транспортной безопасности;
усиление негативного влияния транспорта на экологию.
Таким
образом, в России появились существенные
ограничения роста экономики, обусловленные
недостаточным развитием
Принимая во внимание преимущества для взаимной торговли, экономики и потребителей, которые появятся в результате укрепления транспортных и инфраструктурных связей и регулярного обмена информацией, Министерство транспорта Российской Федерации и Генеральный директорат Европейской комиссии по транспорту и энергетике договорились способствовать установлению и возглавить транспортный диалог Россия – ЕС, который будет основываться на следующих принципах:
Диалог должен способствовать гармонизации и взаимному дополнению стратегий развития транспортной инфраструктуры России и ЕС, сотрудничеству в развитии и применении технических правил, норм и общепризнанных стандартов;
Диалог должен также способствовать усилению взаимопонимания по вопросам действующего и разрабатываемого законодательства, а также политики в сфере транспорта;
Диалог должен развиваться на основе Статьи 70 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и содействовать предпринимаемым Российской Федерацией и Европейским союзом усилиям с целью реализации «дорожный карты» по формированию Общего европейского экономического пространства, согласованной в ходе саммита Россия – ЕС в мае 2005 г. в Москве;
Диалог должен охватывать вопросы, представляющие взаимный интерес для России и ЕС. Это включает как горизонтальные вопросы, так и вопросы, относящиеся к конкретным приоритетным секторам транспорта.
Целями
Транспортного диалога Россия-
обмен
мнениями о новых моментах в части,
касающейся выработки политики в
отношении отдельных видов
Достижение более высокой совместимости, и, где это возможно и целесообразно - гармонизации технических правил и норм Российской Федерации и Европейского союза в сфере транспорта;
Повышение
транспарентности регуляторной деятельности
путем обмена информацией и «ноу-хау»,
а также посредством
Гармонизация позиций России и ЕС по вопросам, рассматриваемым в рамках международных организаций, в частности ИМО, ИКАО и МОТ, в целях продвижения универсальных стандартов транспортной безопасности и безопасности на транспорте;
Содействие гармонизации и взаимодополняемости среднесрочных и долгосрочных транспортных стратегий России и ЕС.
Транспортный диалог будет вестись на основе согласованных приоритетов и рабочих планов, принимаемых на предстоящий год, в форме регулярных встреч по взаимосогласованным вопросам и темам и в рамках специальных рабочих групп. Рабочими языками будут русский и английский. Ежегодные координационные встречи будут проходить поочередно в России и ЕС, и каждая сторона будет представлена на них соответствующем уровне.
Если это будет сочтено необходимым и целесообразным, могут организовываться встречи на политическом уровне (министр - член Комиссии ЕС) в более широком формате, в том числе в рамках Постоянного совета партнерства на уровне министров транспорта России и стран-членов Европейского союза.
По
конкретным секторам и горизонтальным
вопросам повестки дня Транспортного
диалога будут учреждаться
Решения об учреждении дополнительных рабочих групп, а также по продолжению, приостановлению или реорганизации каких-либо рабочих групп, могут быть приняты в любое время, при условии, что обе стороны придут к согласию на сей счет посредством обмена письмами. Каждая рабочая группа формирует свой рабочий план и административную структуру.
Каждая сторона назначит по одному контактному лицу, которое будет осуществлять общую координацию по текущим вопросам, а также по одному контактному лицу (если не будет принято иное решение – сопредседателю) по каждой рабочей группе.
Гармонизация долгосрочных транспортных стратегий России и ЕС, включая сближение, где это возможно и целесообразно, соответствующего законодательства в сфере транспорта
– Усиление сотрудничества, в частности, путем регулярных консультаций, в рамках международных организаций (ICAO – Международная организация по гражданской авиации; IMО – Международная организация по морскому судоходству, UNECE – Европейская экономическая комиссия ООН, ECMT – Европейская конференция министров транспорта и др.)
-
Дальнейшее усиление
– Более тесное сотрудничество между органами по обеспечению авиационной безопасности в отношении взаимного признания сертификатов летной годности и гармонизации технических требований к изделиям аэрокосмического назначения
– В контексте заключения межправительственного соглашения по сотрудничеству Галилео/ГЛОНАСС, как далее определено в разделе 5, рассмотреть целесообразность включения таких ключевых вопросов, как подготовка прикладных транспортных разработок двух систем, последующее совместное использование этих разработок и координация действий в рамках международных форумов (ICAO, ITU; IMО)
– Облегчение и совершенствование условий деятельности транспортных операторов
Инерционный вариант развития транспортной системы предполагает:
реализацию крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть в Восточной Сибири, газ на арктическом шельфе и др.) и строительство соответствующих трубопроводов;
развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики;
реконструкцию и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств;
опережающее развитие транспортной инфраструктуры на направлениях экспортных поставок грузов, в первую очередь развитие морских портов и подходов к ним;
рост
объемов внутренних перевозок сырьевых
грузов в связи с увеличением
угледобычи, развитием энергетики,
металлургии и
низкую динамику экспортных перевозок и опережающий рост импортных перевозок, сохраняющееся преобладание в импорте продовольствия и потребительских товаров;
недостаточно высокие темпы строительства и реконструкции автодорожной сети, сохранение резких диспропорций в ее развитии в европейской и азиатской частях России;
сохранение
низкой подвижности населения, в
первую очередь на воздушном транспорте,
что обусловлено недостаточными
темпами роста доходов
отсутствие перевозочных и инфраструктурных резервов на видах транспорта, необходимых для повышения качества транспортного обслуживания населения и производства, внедрения транспортно-логистических технологий. [12]
Энергосырьевой
вариант предполагает ускоренное развитие
транспортной инфраструктуры главным
образом для транспортного
реализация крупномасштабных транспортных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе;
диверсификация направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в Китай, и создание соответствующей инфраструктуры;
развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕврАзЭС, а также с другими государствами;
увеличение внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
увеличение
объемов перевозок и сортамента
продуктов переработки топлива
и сырья (нефтепродуктов, концентратов,
химических грузов, металлов и т.д.),
а также продукции
низкие
темпы роста объема экспортных перевозок
и значительное увеличение объема импортных
перевозок товаров высокой
Информация о работе Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ