Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 5
1.1.Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности 5
ГЛАВА II. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ 9
2.1.Место и роль транспорта во внутреннем и внешнем экономическом 9
развитии России 9
2.2. Анализ современного состояния и проблем развития 11
транспорта в Российской Федерации 11
2.3.Транспортный диалог России с ЕС 20
ГЛАВА III. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИИ 23
3.1. Инерционный вариант развития транспортной системы 23
3.2. Энергосырьевой вариант развития транспортной системы 23
3.3. Инновационный вариант развития транспортной системы 25
3.4. Цели и приоритеты развития транспорта 30
на долгосрочную перспективу 30
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Роль транспорта во внешнеэкономических связях России.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов.

     Первый  фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.

     Второй  фактор - возрастание роли человеческого  капитала в социально-экономическом  развитии. Уровень конкурентоспособности  современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, встающей на путь инновационного развития.

     Третий  фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого  типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

     Одновременно  в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные  недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и  качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики.

     Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

     Предыдущие  стратегические документы в области  транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

     При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним  из лидеров глобальной экономики, что  требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

     На  новом этапе транспортная стратегия  должна определять активную позицию  государства по созданию условий  для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения  качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

     Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

     Предмет курсовой работы – место транспорта в развитии внешнеэкономических связей России. Объектом является влияние транспорта на развитие ВЭД, рассмотрение его как приоритетной точки роста национальной экономики.

     Целью данной курсовой работы является выявление проблем в развитии транспорта во внешнеэкономических связях России, а также рассмотрение возможных вариантов развития транспортной системы страны.

 

ГЛАВА I. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

1.1.Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности

 

     Внешнеэкономические связи — совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества с другими странами. Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

     В настоящее время внешнеэкономические связи России включают следующие формы: внешняя торговля, СП на территории России, СП за рубежом, международные объединения и организации, консорциумы, подрядное сотрудничество, концессии, лизинг, сотрудничество на компенсационной основе, сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами, привлечение иностранной рабочей силы, производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество, торговля лицензиями, технологией, прибрежная, приграничная торговля, сотрудничество в банковской сфере, иностранный туризм, сотрудничество в СЭЗ, прочие формы международного экономического сотрудничества (биржи), торговые дома и др.[12]

     Внешнеэкономическая деятельность осуществляется не на макроуровне, а на уровне производственных структур (фирм,  предприятий).  Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

     Согласно Закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под данной деятельностью понимается предпринимательство в области обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Понятие внешнеэкономической деятельности в этом аспекте значительно шире. Оно включает собственно внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции.

     Формы торговли

     Среди форм торговли можно выделить следующие:

  1. компенсационные сделки,
  2. бартерные операции,
  3. приграничная торговля,
  4. операции на давальческом сырье,
  5. выкуп устаревшей продукции.
 

     Могут также использоваться различные комбинации этих форм в сочетании с элементами аренды, совместных научно-технических разработок, сотрудничества в сфере маркетинга.

     1. Компенсационные сделки

     Механизм компенсационных сделок, или сделок «бай-бэк», предусматривает продажу западной фирмой машин и оборудования, иногда комплектных заводов, в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, выпускаемых на поставленном оборудовании.

     В практике утвердились два основных типа компенсационных соглашений:

  1. соглашения, в которых расчет за поставленное оборудование осуществляется натурой, то есть встречными поставками сырья и полуфабрикатов,
  2. сделки с раздельными валютно-финансовыми расчетами за оборудование и встречные отгрузки сырьевых товаров. По этой схеме западная фирма получает платеж в СКВ за машины и оборудование сразу и, соответственно, за все последующие отгрузки встречных товаров рассчитывается в СКВ.

     Первый тип компенсационных соглашений является модификацией бартера, то есть обмена в натурально-вещественной форме. Второй тип соглашений является модификацией сделки встречной закупки.

     В основе экономического эффекта сотрудничества на компенсационной основе для российской стороны лежит возможность замещения за счет иностранных заемных средств части единовременных капитальных вложений с погашением кредита текущими поступлениями за счет поставляемой встречной продукции.

     Главным недостатком компенсационных сделок является автономность финансовой и коммерческой сторон сделки.

     2. Бартерные операции

     Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, которые предусматривают использование при их осуществлении денежных и платежных средств (Указ Президента РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок от 18 авг. 1996 г. № 1209).

     Бартер как устоявшаяся форма внешнеэкономического обмена таит в себе значительные потенциальные возможности. Через бартер можно успешно решать такие задачи, как наращивание импорта необходимых товаров в условиях дефицита инвалютных средств, упрощать порядок расчетов, использовать бартер в целях активного продвижения товаров на рынках стран — контрагентов, дополнительно получать импортное оборудование в обмен на товары, реализация которых затруднена на обычных коммерческих условиях. 

     3. Приграничная торговля

     Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории. Приграничная торговля нацелена на удовлетворение местных нужд населения товарами. Порядок осуществления приграничной торговли и приграничные территории определяются Правительством РФ. Приграничная торговля занимает в ряду различных форм торговли особое место, поскольку призвана решать некоторые специфические задачи. Среди них: вовлечение во внешнеторговый оборот дополнительных товаров за счет местных региональных ресурсов и неиспользуемых в «большой» торговле мелких товарных партий, содействие социально-экономическому развитию отдаленных районов страны за счет предоставления им права самостоятельно распоряжаться всей валютной выручкой от приграничного экспорта, укрепление дружественных связей с близлежащими районами соседних стран.

     4. Операции с давальческим сырьем

     Операции с давальческим сырьем — это переработка иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами переработки.

     Из-за неравномерного развития производительных сил и в зависимости от наличия природных ресурсов страны обладают различными возможностями по добыче и переработке сырья. Возникает довольно часто необходимость заключения международных контрактов, по которым одна страна экспортирует исходное сырье и импортирует готовую продукцию, а другая страна перерабатывает давальческое сырье на своих предприятиях.

     Оплата за переработку осуществляется поставками дополнительных количеств давальческого сырья.

     Пример операций с давальческим сырьем — корейские швейные фабрики на территории Приморского края по пошиву трикотажных изделий из давальческого сырья и дальнейший экспорт изделий в США.

     Эффективность операций с переработкой давальческого сырья для поставщиков гарантируется только в том случае, если стоимость полученной после переработки продукции на мировом рынке выше стоимости давальческого сырья.

     5. Выкуп устаревшей продукции

     Выкуп устаревшей продукции — это зачет остаточной стоимости выпускаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продаж в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. [12]

     Она широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, Э. В. М и т. д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния. В Западной Европе в конце 80-х годов более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА II. РОЛЬ ТРАНСПОРТА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ

2.1.Место и роль транспорта во внутреннем и внешнем экономическом

развитии России

     В Российской Федерации, как и в  других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

     Транспортные  коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым  условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

     Выгодное  географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

Информация о работе Роль транспорта в развитии внешнеэкономических связях РФ