Внешнеэкономические связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Экономика страны в течение многих десятилетий была, можно сказать, искусственно изолирована от мирового рынка и международной конкуренции. Еще буквально десять лет назад российская экономика характеризовалась значительной “закрытостью”. Нарастание экономического кризиса в России в 90-х годах так же отразилось на объеме внешней торговли.

Оглавление

Введение
1. Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики
2. Формы внешнеэкономических связей
3. Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономических связей
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

внешнеэк связи.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение

3

1. Внешнеэкономические  связи как одно из важнейших  средств экономики

4

2. Формы внешнеэкономических  связей

13

3. Барьеры, препятствующие  росту внешнеэкономических связей

22

Вывод

23

Список литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика страны в течение  многих десятилетий была, можно сказать, искусственно изолирована от мирового рынка и международной конкуренции. Еще буквально десять лет назад  российская экономика характеризовалась  значительной “закрытостью”. Нарастание экономического кризиса в России в 90-х годах так же отразилось на объеме внешней торговли. Он сократился более чем в два раза. Но со временем внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер.

Внешнеэкономическая связи - это совокупность направлений, форм, методов, с помощью которых строятся различные отношения с зарубежными странами.

Причинами торговых отношений  между странами послужили экономические  и природные ресурсы, распределенные не равномерно, а так же производство товаров требовало новых технологий. Поэтому России просто необходимы торговые отношения с другими странами мира. Право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты РФ (республики, автономии, края, области), а так же отдельные предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики.

Возникновение и развитие экономических отношений между  государствами есть результат общественного  разделения труда в международном  масштабе.

Международные экономические  связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов.

Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в  производство новейших достижений науки  и техники, обеспечивает подъем производительности общественного труда.

Разделение труда между  странами — является одной из форм общественного территориального разделения труда, выражающей специализацией трудовой деятельности в международном масштабе.

Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений.

В то же время на развитие разделения общественного труда  и экономических отношении между  странами существенно влияют и такие факторы, как:

• уровень экономического развития и хозяйственная специализация  тех или иных государств;

• различие и исторически  сложившихся производственных навыков  населения разных стран.

В настоящее время  на углубление международного разделения общественного труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс.

Международное разделение общественного труда находится  также в определенной зависимости  от международной обстановки и политических взаимоотношений между различными государствами.

Целью международного разделения общественного труда является сотрудничество в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей, которое может быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности  производства па базе новейших научно-технических достижений, при росте производительности труда.

Интеграция способствует установлению глубоких, устойчивых экономических  связей и разделению труда, ведет  к образованию хозяйственных  международных комплексов в рамках, близких по уровню развития экономики групп государств с одинаковым социально-экономическим строем. Экономическая интеграция имеет место между отдельными предприятиями и отраслями. Большую роль в регулировании интеграционных процессов играют межгосударственные институты. 
Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономике стран, на ее основе складываются новые хозяйственные пропорции, ведущие к повышению производительности труда.

Международная экономическая  интеграция наиболее активно начала развиваться в Западной Европе в рамках созданного в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или «Общий рынок»); эта организация в настоящее время называется Европейский Союз (ЕС). Она объединила национальные рынки европейских стран в единый рынок. 
В 1960 г. образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). 
Данная ассоциация создавалась как противовес «Общему рынку». В отличие от последнего ЕАСТ дает право своим членам самостоятельно устанавливать торговые отношения с «третьими странами». Некоторые государства образовали также ряд интеграционных группировок в Азии, Африке и Латинской Америке.

Так, страны — экспортеры нефти в противовес Международному нефтяному картелю теми монополистических  компаний, владеющему нефтяными концессиями  в развивающихся странах мира, создали Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК).

В Южной Америке созданы  Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛППИ), Латиноамериканская организация по вопросам энергетики. В Африке — Восточноафриканское сообщество, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Экономическое сообщество 15 западноафриканских государств и многие другие.

Создание развивающимися странами интеграционных объединений  — сопутствовало их национальной экономики. Взаимовыгодное сотрудничество отвечает интересам всех стран. Оно способствует решению важных проблем в интересах всего человечества.

Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в  Европе одобрило принципы, которыми государства-участники (33 страны из Европы,США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях. Это принципы равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Совещание также определило направления и конкретные формы сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и техники, защиты окружающей среды, культуры, образования, контактов между людьми, учреждениями, организациями. 
Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового внутреннего продукта стран — участниц международной торговли. В процесс международного географического разделения труда вовлечены практически все страны земного шара. Многие из них благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть государствами с открытой экономикой. К их числу относят, прежде всего, страны Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового товарооборота. 
В последние десятилетия под влиянием НТР в товарной структуре международной торговли произошли глубокие изменения. Они связаны с падением роли сырьевых товаров и повышением значения готовых изделий, в том числе наукоемкой продукции машиностроения.

Активному участию в  мировых хозяйственных связях бывшему  СССР препятствовали противостояние и  противоборство капиталистических  стран, железный занавес, созданный  на пути нормальных партнерских отношений  в сфере международной торговли. После распада СССР геополитическое положение России как его преемницы существенно усложнилось. Лишившись половины морских портов и торгового флота, она потеряла возможность отстаивать свои торгово-экономические интересы как в странах бывшего СЭВ, так и на традиционных рынках дальнего зарубежья.

Сложившаяся ситуация потребовала  взвешенного анализа при формировании действенной стратегии внешнеэкономической  деятельности и ее политического  и институционального обеспечения, роль которых в современных условиях существенно возрастает. Следует также учитывать, что торгово-политические условия за последнее время в отношении России усложнились, тогда, как для основных партнеров они стали благоприятнее.

Курс на создание открытой экономики предусматривался, прежде всего, развитием торгово-экономических отношений России с Западом, откуда предполагалось получать необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары, не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Этой задаче служил также процесс реформирования внешнеэкономической деятельности, ее децентрализация и либерализация.

Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела к  расширению и совершенствованию торгово-экономических отношений с Западом. Либерализация внешней торговли расширила круг ее непосредственных участников, но, не усовершенствовав структуру экспорта или импорта, существенно ухудшила и то, и другое, на что наложилось падение уровня производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей, существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка и решения внутренних проблем.

Все это можно было бы отнести на счет трудностей переходного  периода. Но, к сожалению, при сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения до 8 % (в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю); в импорте возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий (именно технологии являются основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле за последнее время), стагнации инвестиционного процесса в стране.

Важной составной частью стратегического курса на современном  этапе социально-экономических реформ страны является коренная перестройка  внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности — углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

В настоящее время для каждого государства важным условием эффективного развития своих производительных сил является использование тех выгод, которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения задач интенсификации общественного производства па основе научно- технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о внешнеэкономических связях как второстепенной сфере. Внешнеэкономическому комплексу в условиях перестройки отводится активная, преобразующая роль, он становится важной неотъемлемой частью российской экономики.

Внешнеэкономические связи рассматриваются  как равноценный, наряду с другими, фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, учи пения роли и влияния России в мировой экономике и политике.

Начало рыночных реформ в России положило конец существовавшей в  бывшем СССР государственном монополии  на внешнеэкономическую, в том числе внешнеторговую, деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лишь весьма ограниченный круг специализированных государственных внешнеторговых организаций.

Фактически экономика СССР —  одной из крупнейших индустриальных держав мира — развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле не превышала во второй половине 80-х годов 4 %.

Широкое вовлечение России в международное  разделение труда и мировую экономику  является одним из необходимых условий  превращения нашей страны в передовое демократическое государство с рыночной экономикой.

Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические связи были либерализованы, что явилось началом  радикальной рыночной реформы. Участие  во внешнеэкономических операциях  разрешалось всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Это означало ликвидацию государственной монополии внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно-импортных объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика.

Информация о работе Внешнеэкономические связи