Введение
Предметом данной учебной
дисциплины является изучение теории
и практики организации и функционирования
внешнеэкономических связей.
Учебная дисциплина
«Внешнеэкономические связи» ставит перед
собой четыре цели:
сформировать у
студентов целостную систему
знаний об организации и экономике
внешнеэкономических связей;
дать понятийно-терминологический
аппарат, характеризующий организацию
и экономику внешнеэкономических
связей;
раскрыть взаимосвязь
всех понятий, внутреннюю логику и организационно-экономическую
модель внешнеэкономических связей;
дать методику оценки
эффективности внешнеэкономических
связей.
Страхование внешнеэкономических связей
Страхование внешнеэкономических
связей - это международные экономические
отношения по защите имущественных
интересов государств, хозяйствующих
субъектов и граждан при наступлении
определенных событий (страховых случаев)
за счет денежных фондов, формируемых
из уплачиваемых ими страховых премий
(т.е. взносов). Внешнеэкономическое
страхование охватывает комплекс видов
страхования, обеспечивающих защиту интересов
отечественных и зарубежных участников
тех или иных форм международного сотруд-ничества.
Оно включает
страхование экспортно-импортных
грузов, перевозящих их средств транспорта
(суда, самолеты, автотранспорт и т.д.),
отечественных имущественных интересов
за границей, туризма и автотуризма, имущественных
интересов иностранных физических и юридических
лиц в нашей стране, деятельности совместных
предприятий, морское страхование, страхование
внешнеторговой деятельности. В зависимости
от содержания соответствующих контрактов
расходы по страхованию может нести любая
из сторон, которая выбирает страховую
компанию и условия страхования. Услуги
по страхованию во внешнеторговой деятельности
на тер-ритории Российской Федерации осуществляются
в соответствии с федеральными законами
о страховой деятельности, в частности
с Федеральным законом О государственном
регулировании внешне-торговой деятельности.
Государство в
целях стимулирования экспорта
может участвовать в системе
страхования экспортных кредитов.
Коммерческие риски во внешнеторговой
деятельности страхуются на добровольной
основе по договорам страхования
с российскими или иностранными
страховщиками (юридическими лицами).
Важное условие договора страхования
экспортных кредитов — так
называемый срок ожидания платежа.
Согласно этому условию, ответственность
страховщика не наступает немедленно
после того, как по торговому
или договору оказания услуг
не произведен платеж в обусловленное
время или на оговоренную дату,
а по истечении определенного
срока, обычно 60—90 дней. Этот срок
необходим для выяснения причин
неплатежа и принятия мер по
их устранению. Страхование экспортных
кредитов от неплатежа производится
чаще всего специализированными
учреждениями и обществами, которые
обычно принадлежат государству
или в которых государство
имеет контрольный пакет акций.
Так, в Великобритании
страхование таких рисков осуществляется
Департаментом гарантий экспортных
кредитов, обществом Индемнити и корпорацией
Ллойд; в Германии — обществом Гермес
и частной компанией Тройарбайт; во Франции
— обществом Кафас; в Италии — САЧЕ; в
США — ОПИК и т.д. Обычно такие страховщики
действуют от имени и за счет правительства
в рамках лимита государственных гарантий
по экспортным кредитам, утверждаемого
при принятии госбюджета. Получение таких
гарантий или полиса государственного
страхования не всегда возможно в силу
различных причин.
Кроме того, государственное
страхование, как показывает опыт
зарубежных стран (США, Франции,
Германии и др.), всегда поставлено
в жесткие рамки, страхуемые
кредиты должны удовлетворять
строгим требованиям. Принимая
во внимание специфику страхования
экспортных кредитов или риска
неплатежа, тарификация по нему
требует инди-видуального подхода к
каждому конкретному случаю. При установлении
ставок премии учитываются: общий срок
и сумма кредита, размер первоначального
платежа, сроки частичного погашения кредита
на определенные даты, объект поставок
в кредит или вид оказываемых услуг.
Важным фактором
при рассмотрении вопроса о
принятии риска на страхование
является необходимость недопущения
кумуляции. В любом случае страхование
экспортных кредитов следует
рассматривать как фактор, стимулирующий
развитие внешнеэкономических связей.
В сферу страхования внешнеэкономических
рисков входит и страхование
промышленных и других объектов,
сооружаемых в нашей стране
с помощью иностранных фирм, и
объектов, строящихся за границей
при нашем содействии. В объем
покрытия по этому виду страхования
входят: страхование строительно-монтажных
рисков, машин от поломок, послепусковых
гарантийных обязательств, страхование
ответственности за причинение ущерба
подрядчику и третьим лицам в период монтажных,
пусконаладочных работ и гарантийного
срока эксплуатации оборудования, Продолжает
развиваться страхование совместных предприятий.
При вхождении на рынок нашей страны совместные
предприятия организуют рекламную демонстрацию
своей продукции путем широкого проведения
выставок. И в этой связи большую роль
играет не столько страхование выставочных
павильонов и экспонатов, сколько страхование
ответственности устроителей выставок
за вред, который может быть причинен третьим
лицам, в частности посетителям.
Страхованием
охватываются имущество и персонал
наших посольств и других организаций,
осуществляющих свою деятельность
за границей, а также арендованные
помещения и имущество иностранных
посольств и других представительств,
аккредитованных в СНГ. В последние
годы значительное развитие получил
туризм, и осо-бенно автотуризм. В большинстве
стран мира страхование ответ-ственности
автотуристов за вред, который может быть
причинен имуществу, здоровью и жизни
третьих лиц, является обязательным. В
этой связи автотуристы, выезжающие за
рубеж, обязаны иметь полис по страхованию
ответственности перед третьими лицами,
который должен быть действительным на
территории стран, которые собирается
посетить автотурист.
Используемый
за рубежом, а также в деятельности
САО "Ингосстрах" термин "страховая
премия" равнозначен термину "страховой
взнос", применяемому в российском
законодательстве.
Страховая премия (или
взнос) - это плата за страхование,
которую страхователь обязан внести
страховщику в соответствии со страховым
полисом.
Страховой полис (франц.
police от итал. polizza - расписка, квитанция)
- письменный договор о страховании (или
перестраховании), выдаваемый страховщиком
в качестве свидетельства о страховании.
В Российской Федерации страховой полис
часто носит название "страховое свидетельство".
В процессе страхования
внешнеэкономических связей участвуют
два субъекта: полисодержатель и
страховщик. В российском законодательстве
термин "полисодержатель" заменен
понятием "страхователь".
Полисодержатель (страхователь)
- это хозяйствующий субъект или
гражданин, выражающий страховой интерес,
уплачивающий страховую премию и
вступающий в конкретные страховые
отношения со страховщиком в силу
закона или двусторонней сделки (договора
страхования).
Полисодержателем
признается лицо, заключившее со страховщиком
договоры страхования или являющееся
страхователем в силу закона.
При заключении договора
страхования полисодержатель должен
сообщить страховщику о всех известных
ему обстоятельствах, имеющих значение
для оценки страхового внешнеэкономического
риска, а также о всех заключенных или
заключаемых договорах страхования в
отношении данного объекта страхования.
При наступлении страхового случая полисодержатель
обязан принимать необходимые меры для
предотвращения и уменьшения ущерба застрахованному
имуществу.
Страховщиком является
хозяйствующий субъект, созданный
для осуществления страховой
деятельности, проводящий страхование
и ведающий созданием и расходованием
страхового фонда.
На платежном балансе
страны страховые операции отражаются
тогда, когда полисодержатель (т.е. страхователь)
или страховщик являются нерезидентами.
Страхование внешнеэкономических
связей означает страхование внешнеэкономических
рисков и представляет собой комплекс
видов страхования, обеспечивающих
защиту интересов отечественных
и зарубежных участников тех или
иных форм международного сотрудничества.
Страхование внешнеэкономических
связей, как и страхование вообще,
включает личное страхование, имущественное
страхование, страхование ответственности.
Личное страхование
означает осуществление страховой
защиты граждан. Объектом страховых
отношений в имущественном страховании
выступают имущество в различных
видах и имущественные интересы.
Экономическим назначением имущественного
страхования является возмещение ущерба,
возникшего вследствие страхового случая.
Объектом страховых
отношений в страховании ответственности
является ответственность перед
третьими физическими или юридическими
лицами вследствие какого-либо действия
или бездействия полисодержателя
(т.е. страхователя). В отличие от имущественного
страхования, в котором полисодержателю
(страхователю) принадлежит личная собственность
граждан, хозяйствующих субъектов и их
имущественные интересы, и в отличие от
личного страхования, которое проводится
на случай наступления определенных событий,
связанных с жизнью и здоровьем застрахованных,
целью страхования ответственности является
страховая защита интересов возможных
причинителей вреда, которые в каждом
страховом случае находят свое конкретное
денежное выражение. Страхование ответственности
не предусматривает установление страховой
суммы и застрахованного, т.е. гражданина
или хозяйствующего субъекта, которому
должно быть выплачено возмещение.
Застрахованный и величина
страховой суммы выявляются только при
наступлении страхового случая, т.е. при
причинении вреда третьим лицам.
Наиболее распространенными
видами страхования внешнеэкономических
связей являются страхование туристов,
страхование перевозок внешнеторговых
грузов (груза и/или транспорта), страхование
от валютных рисков, страхование иностранных
инвестиций, страхование ответственности
владельца автотранспорта, страхование
ответственности заемщика за непогашение
кредита (рис. 7.1).
Для большинства
видов страхования заключение их
юридически является добровольным. Однако
сам характер соглашений о товарных
поставках, о туристских услугах, подрядах
на строительство и перевозку, об
аренде того или иного имущества
и др., как правило, учитывает страхование
в качестве непременной предпосылки
действия договора. В зависимости
от содержания соответствующих контрактов
расходы по страхованию может
нести любая из сторон, она выбирает
страховую компанию и условия
страхования, ориентируясь на собственные
интересы и интересы отечественных
страховых компаний.
Сейчас иностранные
страховые компании не могут иметь
более 49% в уставном капитале российских
страховых компаний. С вступлением
России во всемирную торговую организацию
это ограничение для иностранных
страховых компаний будет снято.
Это, безусловно, вытеснит
многие мелкие компании со страхового
рынка. На рынке останутся только
крупные страховые российские компании,
например РОСНО, "Ингосстрах", Промышленно-страховая
компания и др.
Сегодня большинство
крупных российских страховых компаний
были созданы финансово-промышленными
группами (Автобанк-"Ингосстрах";
"Группа Мост" - Спасские ворота и
др.).
Такие связи ставят
страховщиков в прямую зависимость
от политической конъюнктуры, которая
ощутимо отражается на положении
этих компаний. Объем собираемых взносов
у них намного меньше, чем в
других странах (Англии, Германии). Сегодня
в основном формой страхования является
обязательное страхование.
Появление иностранных
страховых компаний на российском страховом
рынке может привести к экспорту
российского капитала за рубеж и
к потере государственного контроля
за значительными инвестициями.
С целью захвата
страхового рынка сегодня некоторые
страховые компании ("Ингосстрах",
"Ренессанс-Страхование" и др.)
снижают тарифы и выплачивают
большие агентские вознаграждения
(до 25% страховой суммы), что способствует
поглощению мелких страховых компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика внешнеэкономической
деятельности по экспорту-импорту товаров
и услуг опирается на систему
договоров страхования, которые
предоставляют определенные гарантии
экспортерам и импортерам при
возникновении различных непредвиденных
обстоятельств и случайностей. В
подавляющем большинстве внешняя
торговля обслуживается морским
транспортом. Поэтому вопросы страхования
внешнеэкономической деятельности
рассматриваются через систему
договоров морского страхования. В
круг вопросов морского страхования
входят страхование морских судов
( корпуса и оснастки перевозочных и других
плавсредств), страхование карго ( перевозимых
грузов) и страхование ответственности
судовладельцев. Страхование карго носит
также название транспортного страхования
грузов.
Активизация внешнеэкономической
деятельности, усиление ее роли в формировании
ВВП, доходов бюджетов всех уровней,
либерализация внешнеэкономической
деятельности, укрепление международных
отношений, развитие рыночного механизма
хозяйствования способствовали выходу
российских хозяйствующих субъектов
на мировые рынки: товарный, туристский,
финансовый, страховой, рынок услуг
и т.п. В связи с этим первостепенное
значение придается валютно-финансовому
обеспечению внешнеэкономической
деятельности, регулированию международных
финансовых отношений и самой
технологии финансовых операций, совершаемых
на мировом рынке.