Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

В качестве задач данной выпускной работы можно выделить следующие:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке услуг.
5. Разработать возможную концепцию развития транспортных услуг в РФ (на примере немецкой компании DHL)

Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие сферы услуг в мировой торговле в ХХI веке
1.1. История возникновения и роль услуг на мировых рынках
1.2. Роль ГАТС в развитии международного рынка услуг
1.3.Географическое распределение и развитие торговли услугами в мировом хозяйстве
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг (на примере развития туризма, транспортных услуг и лизинга)
2.1. Международный рынок транспортных услуг
2.2. Международные лизинговые операции, как часть рынка финансовых услуг в мире
Глава 3. Россия на международном рынке услуг
3.1. Современное состояние рынка услуг в РФ
3.2. Возможная концепция формирования и реализации экспортной стратегии российской компании на международном рынке транспортных услуг (на примере немецкой транспортной компании DHL)
Заключение
Библиографический список
Приложение 1

Файлы: 1 файл

диплом по услугам.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

В перспективе значительное влияние на развитие рынка транспортно-логистических услуг окажут:

1) проекты Федеральной таможенной службы:

- реализация концепции переноса таможенного оформления на внешние границы РФ;

- проекты ФТС РФ - ЕС «Модернизация таможенной системы транзита в Российской Федерации»;

2) реализация национальных и региональных стратегий и концепций развития.

Поступательное движение российского рынка логистических услуг было несколько замедлено в связи с наступившей рецессией, однако общий вектор остался прежним. В будущем на рынке останутся только те компании, которые будут способны предлагать комплексные решения, интегрируя или осуществляя от имени заказчика его бизнес-процессы.

Российский рынок логистических услуг еще не сформировался, но он активно развивается. Емкость рынка в 2009 году оценивалась в 70 млрд. долларов, его потенциал на перспективу оценивается в 120 млрд. долларов ежегодно[11]. 

В 2009 году стоимостной объем российского логистического рынка сократился на 12% в рублях и на 34% в долларах США.

Состояние рынка находится в прямой зависимости от роста товаропотоков, которые, в свою очередь, обусловлены как социально-экономической ситуацией в стране, уровнем развития промышленности, оптовой и розничной торговли, так и повышением платежеспособности населения. Эти факторы оказывали положительное влияние на рынок все последние годы, а их отрицательная динамика с началом финансово-экономического кризиса, ухудшила ситуацию на рынке логистических услуг.

Темпы роста рынка логистических услуг в докризисный период были относительно высоки. В 2005-2007 гг. его объемы увеличивались ежегодно в среднем на 20% в год[12]. 

В целом за 2008 год объем рынка вырос на 10% и составил 60,4 млрд.$[13].


 

Рисунок 3.3. Динамика логистического рынка[14]

В то же самое время доля логистических затрат в ВВП достаточно высока[15]:

Россия – 23%,

Китай – 17%,

США – 11%,

ЕС – 6,5%.

Тарифы на грузоперевозки за 2008 год выросли на 41,4%, за последние шесть лет это максимальные темпы роста.Среднее значение рентабельности по отрасли за 2007 год составило примерно 11%, причем диапазон изменения значений рентабельности деятельности исследуемых компаний – от 0,5% до 48%[16]. 

Конкурентную среду на российском рынке транспортно-логистических услуг в целом определяет деятельность российских компаний, хотя здесь уже работает большое число ведущих мировых провайдеров логистических услуг и смешанных компаний.

Крупные компании обладают конкурентными преимуществами, они доминируют и опережают конкурентов. Уровень их издержек зависит от величины объемов услуг или от кривой опыта. Чем больше объем предоставляемых услуг, тем ниже издержки, тем больше возможностей для снижения цен, а значит, и для дальнейшего роста объема услуг.

Сильная конкуренция возникает среди логистических компаний, предоставляющих одинаковый комплекс услуг. И наоборот, если компания реализует специфические запросы клиентов, предоставляет уникальный высокодифференцированный комплекс услуг, то конкурентов у нее несравнимо меньше. К компаниям, которые реализуют неординарные потребности клиентов, относятся, например, DHL в России, ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" и ЗАО "ЮПС Эс Си Эс" (СНГ), которые являются признанными лидерами на рынке экспресс-перевозок и доставки посылок и грузов. На неординарные потребности клиентов ориентируется, например, Группа компаний ARMADILLO, которая является одним из признанных лидеров на рынке доставки посылок и грузов, GEFCO CIS - один из лидеров, обслуживающих логистику промышленных предприятий и автомобильной отрасли, ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» - крупнейший российский дистрибутор фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья, компания International Logistic Systems - специализирующаяся на оказании логистических услуг при импорте в Россию подакцизных товаров.

Сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством компаний, оказывающих «традиционные» услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, в секторе услуг по интеграции и управлению цепями поставок - поле деятельности – ЗРL-провайдеров – пока работают единицы.

В настоящее время прослеживаются следующие основные тенденции на рынке транспортных услуг: цены на логистические услуги ползут вниз (рынок ищет новые равновесные цены) многие участники демпингуют с целью окупить хоть часть постоянных затрат, клиенты заказывают доставку меньшими париями, усиливается тенденция создания складов общего пользования по причине снижения рентабельности бизнеса (в будущем, возможно их объединение в партнерства и ассоциации).

По моему мнению, в перспективе часть логистических компаний обанкротится, как в транспортном сегменте, так и в складском. Только качество обслуживания и конкурентоспособные цены смогут позволить расширить клиентскую базу. Выиграют те компании которые вместо демпинга предлагают своим клиентам качественные транспортные услуги за конкурентоспособные цены, умеют правильно продавать, снижать затраты, оптимизировать бизнес-процессы, адекватно оценивать компетентность персонала.

3.2. Возможная концепция формирования и реализации экспортной стратегии российской компании на международном рынке транспортных услуг (на примере немецкой транспортной компании DHL)

Высокая степень координации структурных элементов позволяет максимально упростить и минимизировать количество выполняемых процедур в процессе авиагрузовой перевозки. Большое внимание развитию вертикальных форм сотрудничества между авиакомпаниями и экспедиторами уделяется в рамках проекта Cargo 2000 (С2К) под эгидой ИАТА.

Цели членов проекта состоят в следующем:

- предоставление набора услуг по гарантированной доставке «от двери до двери»;

- предоставление услуг по гарантированной по времени доставке;

- формирование глобального масштаба деятельности;

- достижение конкурентоспособных цен.

              Членами С2К являются 28 авиакомпаний, среди которых есть и одна авиакомпания – ЭйрБридж Карго. Помимо авиакомпаний и в экспедиторов участвуют хендлинг-агенты, аэропорты, перевозчики и IT-провайдеры.

              Для того, чтобы стратегия российской компании на российском рынке транспортных услуг была успешной, она прежде всего должна учитывать современные тенденции развития мирового авиагрузового рынка. Определенно заслуживают внимания следующие наиболее значимые тренды развития данного рынка:

- конвергенция рынков грузовых авиаперевозок и интегрированных экспресс-перевозок;

- усиление влияния рынка морских перевозок на авиагрузовую индустрию.

              Подобно тому как интегрированные экспресс-перевозчики постепенно начинают предлагать все менее стандартизированные услуги, в этих условиях традиционным авиакомпаниям следует перенимать определенные черты бизнес- модели интеграторов. Можно предложить следующие рекомендации по формированию стратегии традиционной грузовой авиакомпании.

              Развитие горизонтальных связей с другими авиакомпаниями с целью расширения масштаба деятельности и предоставления услуг на основе глобального сотрудничества.

              На сегодняшний день существует множество форм горизонтального сотрудничества между авиакомпаниями, среди которым можно выделить:

  - слияния и поглощения;

- создание альянсов авиакомпаний;

- заключение интерлайн-соглашений (соглашения о взаимном признании перевозочных документов);

- заключение соглашений код-шеринга (соглашения между двумя перевозчиками по использованию одним из них своего двухбуквенного кода на рейсах другого);

- совместная эксплуатация авиалиний;

- создание совместных предприятий и др.

Развитие различных форм вертикального сотрудничества с экспедиторскими компаниями и  их ассоциациями с целью предоставления более качественных услуг отправителям, а также улучшение сервиса по отслеживаю грузов, в т.ч. предоставление возможности отслеживания груза на всех этапах цепочки добавления стоимости.

              Одно из основных преимуществ интеграторов  заключается в том, что вертикально-интегрированная структура позволяет обеспечить максимальную слаженность действий всех функциональных элементов.

Опыт одной из крупнейших транспортно-логистических компаний мира – DHL, добившейся столь значительных результатов на мировом рынке транспортной отрасли, и даже в период мирового финансово-экономического кризиса не теряющей своей мощи, заслуживает подробного изучения и выявления возможности его адаптации в России.

Проведенное исследование в рамках дипломной работы позволило изучить опыт немецкой транспортной компании DHL по формированию и реализации экспортной стратегии компании на международном рынке транспортных услуг. В результате проведенного исследования были выявлены шесть основных направлений, которые позволят реализовать экспортную стратегию компании DHL на международном рынке транспортных услуг.

Первое направление: экономическое – сокращение сроков доставки, увеличение объемов  поставки. В 1969 году компания DHL организовала экспресс-доставку по принципу «От двери до двери», став родоначальниками новой индустрии и оказав влияние на принципы ведения бизнеса во всем мире.

Первым маршрутом для доставки документов воздушным путем стали Сан-Франциско – Гонолулу. Выбранный подход позволил доставлять документы, необходимые для таможенного оформления груза, ещё до фактического прибытия корабля в порт назначения, что существенно сокращало время оформления грузов и затраты клиентов компании на транспортировку.

              Подход к транспортировке грузов, предложенный DHL стал инновационным и положил начало индустрии международной экспресс-доставки грузов и документов воздушным путем.

Для увеличения объемов доставки DHL стала расширяться быстрыми темпами, осуществив выход на международный рынок. Рыночные условия с течением времени также изменялись. От DHL требовалось решение все более сложных задач. Компания успешно развивала свою операционную деятельность в соответствии с требованиями рынка, как на локальном, так на глобальном уровне.

Преимуществом компании DHL является то, что она предоставляет не только транспортную услугу, но и все сопутствующие перевозке услуги: получение, упаковка, таможенное оформление (при экспорте/импорте), складская обработка груза (break-bulk), т.е. груз больших объемов делится на мелкие партии для точечной рассылки по различным адресам, также обеспечение надлежащего хранения  и доставки в кратчайший срок в любое удобное для получателя время, в т.ч. в выходные дни.

Следующим преимуществом является то, что компания DHL – одна из немногих, которая обладает своей собственной транспортной сетью, использует только свои транспортные средства для перевозки грузов. Компания DHL располагает собственным большим авиапарком, автомобильным парком, контейнерным парком (при морских и железнодорожных перевозках грузов).

В корпорацию DHL входят четыре смежных подразделения, занятых в разных сферах транспортного бизнеса:

1. экспресс-перевозки – до 250 кг (удельный вес в обороте компании - 20%).

2. авиафрахт любых грузов всех размеров и веса (удельный вес в обороте компании вместе с морским фрахтом - 80%).

3. морской фрахт (любой груз) (удельный вес в обороте компании вместе с авиафрахтом - 80%).

4. складская логистика и организация цепей поставок.

Второе направление: применение IT-технологий.

В сентябре 2005 года компания DHL в России завершила миграцию операционных информационных систем в глобальный информационный центр в Праге, одновременно заменив их набором новых приложений. В задачи глобального IT-центра DHL, открытого в 2008 году, входит обеспечение технической поддержки информационной инфраструктуры подразделений компании DHL в Европе.

Теперь вся информация о грузах, принятых у клиентов DHL, поступает в режиме онлайн в глобальные базы данных, поддержка которых реализуется через IT-центр в Праге. Специалисты пражского центра осуществляют обработку, хранение и обмен данных обо всех грузах, обеспечивая круглосуточный контроль качества и безопасности информации. Гарантированная доступность информационных приложений составляет 99,5%. Новая система, используемая в IT-центре, создана на базе СУБД Informix и позволяет увеличить функциональность, гибкость и оперативность локальных информационных приложений DHL в России и в остальных европейских странах.

Консолидация IT-услуг в глобальных IT-центрах стала главной особенностью экспортной стратегии компании DHL на международном рынке транспортных услуг. Ранее небольшой IT-центр функционировал в каждой стране. Несколько лет назад в связи с ориентацией на снижение издержек при одновременном повышении качества и скорости обслуживания сотрудников было решено образовать три крупных центра, в которых сосредоточились бы IT-ресурсы компании. Помимо Праги IT-центры компании расположены также в Киберджайя (Малайзия) и Скоттсдейле (США). В случае необходимости – к примеру, при природных катаклизмах – любой из трех центров способен взять на себя основные функции других, таким образом, обеспечивая непрерывность бизнеса компании.

IT-услуги DHL

 

IT-центр

(Прага – Чехия)

*

-----

IT-центр

(Киберджайя – Малайзия)

*

-----

IT-центр

(Скоттсдеил – США)

Информация о работе Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века