Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, дипломная работа
В качестве задач данной выпускной работы можно выделить следующие:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке услуг.
5. Разработать возможную концепцию развития транспортных услуг в РФ (на примере немецкой компании DHL)
Введение
Глава 1. Развитие сферы услуг в мировой торговле в ХХI веке
1.1. История возникновения и роль услуг на мировых рынках
1.2. Роль ГАТС в развитии международного рынка услуг
1.3.Географическое распределение и развитие торговли услугами в мировом хозяйстве
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг (на примере развития туризма, транспортных услуг и лизинга)
2.1. Международный рынок транспортных услуг
2.2. Международные лизинговые операции, как часть рынка финансовых услуг в мире
Глава 3. Россия на международном рынке услуг
3.1. Современное состояние рынка услуг в РФ
3.2. Возможная концепция формирования и реализации экспортной стратегии российской компании на международном рынке транспортных услуг (на примере немецкой транспортной компании DHL)
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Лизинговые операции — это сдача в долгосрочную аренду машин и оборудования. К началу 80-х гг. продажа лизинговых услуг на мировом рынке получила очень широкое распространение. В 56 странах мира уже действовало свыше 700 международных лизинговых компаний, оперирующих большим числом товаров, начиная от мелкого конторского оборудования и кончая целыми заводами.
Современный рынок лизинговых услуг характеризуется разнообразием форм лизинга и юридических норм, регулирующих арендные операции, высокой динамикой его показателей, быстро расширяющейся географией заключаемых сделок.
Лизинг может быть разделен на две основные группы: финансовый и оперативный, хотя могут быть и смешанные варианты.
Финансовый лизинг — это сдача в аренду главным образом средств производства или крупных изделий машиностроения (транспорт, комплектное оборудование) на длительный срок. При этом заключается соглашение, предусматривающее выплату в течение аренды сумм (арендных отчислений), покрывающих полную или большую часть стоимости арендуемого оборудования, а также прибыль арендодателя.
По истечении срока действия аренды арендуемое оборудование может быть возвращено арендодателю или куплено у него по остаточной стоимости; может быть также заключено новое соглашение на аренду данного оборудования.
Характерная особенность финансового лизинга — невозможность расторжения договора в течение основного срока аренды.*
* Срок, необходимый для возмещения расходов арендодателя, который включает затраты на приобретение оборудования, выплату процентов и другие финансовые, накладные, страховые издержки арендодателя.
В финансовом лизинге всегда участвуют три стороны: арендатор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель исполняет чисто финансовые операции. Он заключает договор о лизинге с арендатором и контракт на закупку оборудования с поставщиком. В обязанности арендатора входят выбор поставщика, оборудования, его приемка и все формальности, с этим связанные, поэтому арендодатель не несет ответственности за работу оборудования и не предоставляет соответствующих гарантий. Арендатор сам осуществляет техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Арендаторами в финансовом лизинге чаще всего являются мелкие и средние предприятия, промышленные компании региона, транспортные и торговые фирмы. Большинство арендодателей в силу чисто финансового характера такой аренды — это дочерние фирмы банков и других кредитных учреждений. Успешно работают в сфере финансового лизинга независимые лизинговые компании — дочерние фирмы крупнейших торговых домов, располагающие большими кредитными ресурсами.
Для СЭЗ развитие этой области услуг интересно в двух аспектах: импорт лизинга и его экспорт. Преобладание того или иного направления зависит от типа зоны и уровня развития в ней производительных сил.
Наибольшее распространение такая форма услуг может получить в торгово-складских зонах, включая свободные порты, свободные таможенные и беспошлинные зоны, а также в рекреационных, туристских, страховых, банковских и других зонах.
Оперативный лизинг в отличие от финансового имеет более короткий срок аренды — обычно короче амортизационного периода изделия. Поэтому арендные ставки здесь выше. Дело в том, что арендодатель, не имея гарантий, за один срок аренды пытается полностью окупить затраты, учитывая возможные коммерческие риски, что ведет к повышению цен на лизинг. В соглашении на оперативный лизинг участвуют две стороны: арендатор и арендодатель. Арендодатель осуществляет техническое обслуживание и прочий уход за сданным в аренду оборудованием. Ответственность за порчу или утерю имущества, сдаваемого в аренду, несет в основном арендодатель. Договор аренды может предусматривать и ответственность арендатора, но ее размер обычно значительно меньше первоначальной цены имущества. По окончании установленного срока аренды имущество обычно возвращается арендодателю, который затем либо продает его, либо повторно сдает в аренду другому клиенту. Такой порядок позволяет арендатору избежать рисков, связанных с владением имуществом (быстрым моральным устареванием, снижением рентабельности вследствие изменения конъюнктуры рынка и др.), или прямых и косвенных непроизводительных затрат, чаще всего вызываемых ремонтом или простоем техники.
Арендаторы предпочитают оперативный лизинг в случаях, если:
предполагаемые доходы от использования арендуемого оборудования не окупают его первоначальной цены;
оборудование требуется на небольшой срок (например, сезонные работы или разовое целевое использование);
оборудование требует специального технического обслуживания;
арендуется новое непроверенное оборудование.
Сделки оперативного лизинга чаще всего заключаются в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промышленности, транспорте.
Арендодатели обычно тесно связаны с производителем оборудования и имеют довольно узкую товарную специализацию. Для многих типов оборудования в мировой практике применяются специальные виды лизинга, в которых сочетаются в различных вариантах элементы финансового и оперативного лизинга.
Арендодатели проводят операции оперативного лизинга через дилеров, знающих специфику рынка и способных предоставить технические услуги. На рынках оперативного лизинга выступают не специализированные компании и производители промышленного оборудования. Специализированные лизинговые компании (материнские) обычно имеют за границей свои филиалы или дочерние компании, которые покупают у материнской компании оборудование, сдаваемое в аренду.
Международный лизинг может быть прямым и косвенным, а также экспортным или импортным.
Прямой лизинг предполагает заключение арендной сделки между юридическими лицами разных стран, косвенный — между юридическими лицами одной страны, но с обязательным участием в капитале арендодателя иностранных компаний или финансовых учреждений. Косвенный лизинг распространен более широко, причем большая часть подобных операций контролируется транснациональными корпорациями (ТНК).
При экспортном лизинге лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и сдает его в аренду за границу; при импортном — оборудование закупается у иностранной фирмы и сдается в аренду отечественному арендатору.
Международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, так как согласно правилам Международного валютного фонда обязательства, обусловленные арендой, не включаются в объем внешней задолженности государства. Это объясняет высокую динамичность рынка лизинга.
Условия конкурентной борьбы на лизинговых рынках значительно сложнее, чем на товарных, поэтому к лизинговым услугам предъявляются более жесткие требования в отношении конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяется главным образом на основе:
сравнительного анализа эффективности лизинга и других форм финансирования инвестиций;
определения позиции арендодателя по отношению к конкурирующим лизинговым фирмам.
Главный элемент конкурентоспособности лизинговой компании — цена оказываемой услуги, которая формируется под влиянием цены оборудования, сдаваемого в аренду, и величины процента, начисляемого арендодателем на сумму основного долга арендатора. Последний находится в жесткой зависимости от ставок банковского процента, налогового режима страны, соотношения курсов национальных валют, наличия (или отсутствия) государственных субсидий из фондов финансирования экспорта. Определенное влияние на величину процента, начисляемого на сумму основного долга арендатора, оказывает возможность коммерческой реализации оборудования после окончания срока аренды.
Очень важный элемент конкурентоспособности лизинга — его качество. Оно определяется качеством оборудования и качеством собственно лизинговых услуг, в число которых входят доскональное знание бухгалтерских, финансовых и других стандартов стран-партнеров, наличие лизингового ноу-хау, набор и качество предоставляемых дополнительных услуг (страхование, регистрация оборудования, получение экспортных лицензий, оформление финансовых документов и др.).
На конкурентоспособность лизинговых услуг значительное влияние оказывает характер торгово-политического режима в отношении стран-партнеров. В тех из них, где связи традиционны и стабильны, действует преференциальный режим и цены ниже, а значит, выше конкурентоспособность лизинговой компании.
Развитие лизинговых услуг в СЭЗ России, с нашей точки зрения, позволит реализовать важнейшую тенденцию в их становлении и функционировании — включить предприятия зоны в сферу влияния международного финансового капитала через крупнейшие транснациональные банки (ТНБ).
Создание лизинговой индустрии в СЭЗ — необходимое условие эффективного функционирования зоны, поскольку лизинг позволяет активизировать экспорт сложной в техническом отношении машиностроительной продукции и внедрить специфическую форму финансирования капиталовложений, альтернативную традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов. В результате промышленные предприятия получают возможность приобрести необходимые товары без значительных единовременных затрат, а как бы в кредит, и таким образом избежать потерь, связанных с моральным старением средств производства и многими видами рисков.
Международный лизинг может рассматриваться в трех аспектах:
экспортный лизинг, при котором зарубежной стороной является сторона арендатора и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из страны на условиях экспортного контракта;
импортный лизинг. При этом зарубежной стороной является лизингодатель, и оборудование поставляется в страну арендатора на условиях импортного контракта;
транзитный лизинг, при котором все участники находятся в разных странах.
Анализ международной практики позволяет выделить три основных вида лизинговых сделок:
1. Лизинг с условной продажей. Эта разновидность лизинга, по существу, представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа, причем объект лизинга выступает в качестве обеспечения предоставленного фирмой кредита. Срок аренды обычно составляет 75 или более процентов от предполагаемого срока службы имущества.
В случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель после истечения срока действия договора имеет право приобрести лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в этом договоре.
2. Истинный лизинг, ориентированный на оптимизацию налоговых платежей. При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по справедливой рыночной цене после истечения срока действия лизингового договора.
3. Лизинг с опционом содержит положение о возможности корректировки лизинговых платежей в течение срока действия лизингового договора.
В зарубежной практике этот вид лизинга используется при работе с автотранспортом, предназначенным для эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт, ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться объектом лизинга с опционом, что существенно снижает его значимость для лизинговых операций с недвижимостью.
В соответствие с международной классификацией, которая все полнее входит в понятийный оборот российских финансистов и экономистов, все лизингодатели могут быть условно разделены на три группы:
1. Специализированные лизинговые компании, которые профессионально работают на рынке лизинговых услуг и выполняют роль финансового посредника между производителем оборудования и лизингополучателем.
2. Продавцы и производители лизингового имущества, заинтересованные в реализации своей продукции, которые используют лизинг в качестве средства, стимулирующего потребителя к приобретению производимых ими товаров.
3. Спонсоры или партнеры, заинтересованные в завершении того или иного проекта и рассматривающие лизинг как инструмент, позволяющий целевым образом направить инвестиции для реализации проекта.
Расширение сферы деятельности этого типа лизингодателей особенно актуально для российской экономики на современном этапе, когда гарантии и поручительства, выставляемые учредителями и партнерами лизинговых компаний, позволяют достаточно оперативно решать вопросы привлечения ресурсов для осуществления лизинговых сделок.
Для организации на практике целенаправленного использования лизинга важное значение приобретает правильное определение видов, форм и способов их реализации. Виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от: форм организации сделок, и продолжительности; объемов обязанностей сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.
Развитие лизингового рынка в мире связано не только с увеличением стран- участниц, интенсивным развитием производств и интеграцией, но и с расширением и объединением международного лизинга. К сожалению, в Западной Европе, по данным Организации европейского лизинга, международный лизинг осуществляется лишь в пределах 2% общего объема лизинговых операций.
Поскольку лизинг в каждой стране развивается на законодательной базе данного государства, то он подпадает под национальные режимы, как по налогообложению, так и по бухгалтерской отчетности, а это зачастую сдерживает интеграцию международного лизинга, хотя и не является непреодолимым препятствием.
Информация о работе Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века