Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

В качестве задач данной выпускной работы можно выделить следующие:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке услуг.
5. Разработать возможную концепцию развития транспортных услуг в РФ (на примере немецкой компании DHL)

Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие сферы услуг в мировой торговле в ХХI веке
1.1. История возникновения и роль услуг на мировых рынках
1.2. Роль ГАТС в развитии международного рынка услуг
1.3.Географическое распределение и развитие торговли услугами в мировом хозяйстве
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг (на примере развития туризма, транспортных услуг и лизинга)
2.1. Международный рынок транспортных услуг
2.2. Международные лизинговые операции, как часть рынка финансовых услуг в мире
Глава 3. Россия на международном рынке услуг
3.1. Современное состояние рынка услуг в РФ
3.2. Возможная концепция формирования и реализации экспортной стратегии российской компании на международном рынке транспортных услуг (на примере немецкой транспортной компании DHL)
Заключение
Библиографический список
Приложение 1

Файлы: 1 файл

диплом по услугам.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

-         неосязаемость;

-         невидимость;

-         неразрывность производства и потребления;

-         неоднородность и изменчивость качества;

-         неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

а)   транспорт:

1)                  пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг);

2)                  грузовой (международная перевозка грузов);

3)                  поездки: деловые и личные.

б)   связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами);

в)   строительство;

г)   страхование;

д)   финансовые услуги;

е)   компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

ж)   роялти и лицензионные платежи;

з)   другие бизнес – услуги:

1)     посреднические услуги;

2)     лизинг;

3)     прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.);

и)   личные, культурные, рекреационные услуги:

1)     аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.);

2)     прочие (показ выставок, проведение мероприятий).

к)   правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)[2].

В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах транснациональных корпораций, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

Одна из главных закономерностей общественного развития – это опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научные, технические знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и многое другое. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса[3].

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обме­на между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных со­глашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — наиболее динамичная статья внешней торговли. В 90-е гг. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран достигла 70%. По дан­ным МВФ, стоимость оказанных услуг в 1994 г. равнялась 1100 млрд долл., что составляет около 25% общей величины экспорта. В 1997 г. эта цифра увеличилась на 1/3 и составила 1500 млрд долл.

Появлению и развитию рынка услуг логически и историче­ски предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увели­чение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция това­ропроизводителей привели к появлению неценовой конкурен­ции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, стра­хование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоя­тельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовле­чения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, мар­кетинге и распределении товаров способствуют интернациона­лизации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развити­ем научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставле­ния услуг. Возросла доля производительных и профессиональ­ных услуг, для которых характерна высокая степень централи­зации управления, финансов, оперативного контроля и марке­тинга.

В целом основными стимулами роста международных услуг являются:

• развитие научно-технического прогресса, внедрение но­вых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;

• долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать допол­нительной потребности в ряде услуг, например в области ту­ризма;

• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимо­сти «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными про­мышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП;

• переквалификация рабочих мест, увеличивающая чис­ленность занятых в сфере услуг. За последние десять лет сред­ние темпы роста занятых в сфере услуг составляют 5,7%, а к 2000 г. большинство американских промышленных компаний значительно сократит численность своего среднего управленче­ского звена и заменит их независимыми консультантами. Это скажется, во-первых, на издержках производства, снижение которых приведет к росту конкурентоспособности товаров, а, во-вторых, — на росте консультационных услуг;

• индифферентность к невосполнимым природным ресур­сам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэф­фективный экспорт.

Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров — 15. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли увеличился с 155 млрд долл. в 1975 г. до 10 трлн долл.в 1982—1992 гг. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос в 30 раз. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустри­альных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в на­чале 90-х гг. приблизился к 30% .

Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товара­ми, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизи­тельно 3/4 объема всех услуг — услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензия­ми, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).

Но в последнее время развитие сферы услуг вдет не так ди­намично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности:

• отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле — перемещение товаров к потребителю считается более целесооб­разной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная;

• широкая конкуренция.

Для устранения таких ограничений в 1986г. в рамках «уругвайского раунда» был создан комитет по торговле услуга­ми. В 1987 г. были обоснованы принципы и правила, регули­рующие торговлю услугами, а в 1990 г. - подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Для последних лет характерна либерализация международной тор­говли услугами.

Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня ос­новными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубе­жом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК.

1.2. Роль ГАТС в развитии международного рынка услуг

Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Информация о работе Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века