Отчёт по практике в национальном агентстве инвестиции и приватизации (Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 19:25, отчет по практике

Краткое описание

В период с 13.01.2013 по 13.04.2013 гг. студент 5 курса Босак Виктор Викторович проходил преддипломную практику в государственном учреждении «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Преддипломная практика проходила в отделе взаимодействия с инвесторами под руководством старшего сотрудника отдела Яворской Татьяны Леонидовны.
Основной целью практики являлось знакомство с современным состоянием и потенциалом развития сектора альтернативной энергетики в Республике Беларусь, изучение опыта реализации инвестиционных проектов в данной сфере и анализа реализуемой государственной политике посредством изучения нормативно-правовой базы, рамочных условий функционирования сектора альтернативной энергетики, современных тенденций и существующих препятствий для его развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 Структура и общая характеристика ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» …………………………………………………
5
1.1 Организационно-правовые основы деятельности Агентства …….......... 5
1.2 Кадровая политика Агентства ……………………………….................... 7
1.3 Основные направления деятельности, функции и права Агентства …… 10
2 Изучение международного опыта создания специальных агентств по привлечению иностранных инвестиций и его применение в Республике Беларусь ……………………………………………………………………......

15
2.1 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в государствах Центральной и Восточной Европы ……………………………
15
2.2 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в промышленно развитых странах ……………………………………………..
18
2.3 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в развивающихся странах……………………………………………….............
20
3 Описание практики ………………………………………………………..... 25
3.1 Деятельность отдела взаимодействия с инвесторами ………………….. 25
3.2 Характеристика выполненных работ …………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30
ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………………………………. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………... 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….. 37

Файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практике.docx

— 291.61 Кб (Скачать)

В отделе существенное влияние уделяется также подбору кадров. Например, согласно должностной  инструкции, специалист I категории отдела взаимодействия с инвесторами:

  • организует встречи и сопровождает инвесторов во время их визита в Республику Беларусь;
  • сопровождает закреплённые за ним инвестиционные проекты;
  • организует своевременную и компетентную работу с входящей корреспонденцией от потенциальных  инвесторов;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности Агентства в сфере компетенции отдела;
  • своевременно и качественно выполняет работу в соответствии с указаниями начальника отдела взаимодействия с инвесторами и его заместителя;

Обеспечивает:

  • сохранность и конфиденциальность электронной информации в подразделении;
  • соблюдение законодательства по борьбе с коррупцией, недопущение злоупотреблений служебным положением;
  • выполнение только той работы, которая поручена начальником отдела и его заместителем.

 

3.2 Характеристика выполняемых  работ 

 

В процессе прохождения практики были выполнены следующие виды работ:

  1. Изучена нормативно-правовая база и принципы государственной инвестиционной политики, в том числе:
  • Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 173 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. №53-З «Об инвестициях»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности";
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4»;
  • Приказ Министерства экономики от 13 июня 2011 г. № 69;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и др.

Кроме того, были изучены Устав и Генеральная стратегия развития ГУ «НАИП».

  1. Подготовлены аналитические материалы для ГУ «НАИП» (информация о потенциальных инвесторах, данные о их финансовом положении и т.д.).
  2. Изучен список инвестиционных предложений Республики Беларусь в приоритетных отраслях.
  3. Организованы встречи и переговоры с потенциальными инвесторами и партнерами Агентства как в стенах государственного учреждения, так и вне Агентства.
  4. Принято участие в переговорах с компаниями, заинтересованными в инвестировании в экономику Республики Беларусь, в том числе:
  • компания ИЧП «Деловой Имидж», заинтересованная в реализации инвестиционных проектов по строительству мебельной фабрики и тепличного хозяйства на территории Витебской области;
  • бразильская компания «Magnesita», заинтересованная в инвестировании в сферу огнеупоров;
  • южнокорейская компания «LS Networks», высказавшая намерения развивать торговое и инвестиционное сотрудничество с Республикой Беларусь в различных направлениях бизнеса и др.
  1. Подготовлены презентационные материалы об общем инвестиционном климате Республики Беларусь, преимуществах инвестирования в экономику страны и опыте сотрудничества с отдельными странами.
  1. Подготовлены ответы на запросы иностранных компаний – потенциальных инвесторов в экономику Республики Беларусь.
  2. Принято участие в координировании текущих инвестиционных проектов, которые реализовываются при участии Агентства.

Во время прохождения практики в Агентстве я смог укрепить и углубить полученные в университете знания. Во-первых, я получил доступ к информации, касающейся актуальной темы «создание и деятельность инвестиционных агентств мира». Коллеги всегда оперативно и грамотно отвечали на поставленные вопросы и объясняли основные закономерности и принципы функционирования инвестиционного агентства Республики Беларусь.

Во-вторых, я принимал участие в тематических мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.), где я смог следить за актуальными изменениями и направлениями развития сферы привлечения инвестиций в Республике Беларусь. Кроме того, мною была получена актуальная информация по деятельности зарубежных инвестиционных агентств.

Наконец, я познакомился с некоторыми аспектами межкультурной коммуникации, поскольку мне довелось работать с иностранными партнерами. Таким образом, я смог установить культурные различия в деловой среде.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе прохождения преддипломной практики в  
ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» мною был получен ряд практических навыков, способствующих закреплению полученных в университете  знаний и дальнейшей подготовке к работе по написанию дипломной работы.

Были сделаны следующие выводы:

      1. Учрежденное в Республике Беларусь ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» пока находится  на  начальных  стадиях  своего  становления,  но  обладает  значительным потенциалом в области привлечения прямых иностранных инвестиций. В Агентстве работают высококвалифицированные сотрудники, способные справиться с возложенными на него целями и задачами.
      2. Привлечение финансовых советников, с обеспечением для них премии за успех, – это крайне важные факторы для успешной приватизации крупных предприятий. Бизнес финансовых агентов сориентирован как раз на такие сделки, у них есть долгосрочные контакты с инвесторами и столько знаний о них, сколькими никто другой не обладает. Только с помощью финансовых агентов можно будет привлечь стратегических инвесторов в текущем году максимально эффективно, так как, когда финансовых консультантов нанимает продающая сторона, они заинтересованы в максимально высокой стоимости продажи, максимально больших объемах гарантированных инвестиций и ценности технологий и опыта, который принесет инвестор в последующем.
      3. Основные сектора экономики для привлечения ПИИ сегодня: промышленность, транспорт и связь, торговля. В промышленности это производство транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, а также машин и оборудования. Однако для Республики Беларусь важно развиваться в высокотехнологичных отраслях, таких как фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии. В данном случае инвестиции смогли бы принести большую добавленную стоимость. Особую роль в отраслевом балансе привлечения ПИИ играет альтернативная энергетика, которая также является одним из приоритетных направлений деятельности Агентства по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны.
      4. Агентство учитывает и последующие инвестиции в развитие предприятия, и имеющиеся у инвестора нематериальные активы, которые должны приходить в предприятие через ноу-хау, технологии, менеджмент, интеграцию в глобальные производственные и сбытовые сети, что порой гораздо дороже.

Под руководством сотрудников Агентства я ознакомился с основными направлениями работы организации, с её организационной структурой, основными целями и задачами, нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность организации, приобрел навыки сбора и систематизации информации, поступающей в организацию по различным каналам, улучшил свои коммуникационно-презентационные навыки, в том числе и на иностранных языках. Кроме того, в ходе преддипломной практики были получены и изучены материалы по деятельности зарубежных инвестиционных агентств, в том числе и по опыту их взаимодействия с ГУ «НАИП».

Практика способствовала моему личному и профессиональному развитию и дала мне хорошую информативную базу для дальнейшего изучения деятельности инвестиционных агентств мира. Важной задачей при прохождении практики являлся сбор и анализ информации по тематике дипломной работы. Я проанализировал международный опыт создания и деятельности зарубежных инвестиционных агентств, а также изучил деятельность ГУ «НАИП» и выявил основные трудности, с которыми приходится сталкиваться Агентству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Результаты инвестиционной политики Республики Беларусь

 

В 2013 году использовано 202,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 107,5% к уровню 2012 года, что эквивалентно 21,3 млрд. долл. США. При этом доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций составила 36,7%, в том числе без учета инвестиций, направляемых на жилищное строительство, социальную и финансовую сферы – 48,9%, доля строительно-монтажных работ - 52,7%. В современных условиях состояния экономики, в связи с ужесточением денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, сокращением кредитования госпрограмм, уходом от эмиссионных источников финансирования изменился вектор инвестиционной политики не на достижение максимальных темпов роста, а на повышение эффективности инвестиций, направление инвестиций в модернизацию экономики. В этой связи вложения инвестиций должны быть увязаны с наличием реальных источников финансирования и направляться только на реализацию эффективных инвестиционных проектов. Однако в 2013 году не в должной мере было осуществлено замещение выпадающих объемов внутренних источников иностранными, доля которых составила 9,3%.

Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП составил 31,8%.

Всего за 2013 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 14,97 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 11,1 млрд. долларов (74% от общего объема), портфельных – 0,12 млрд. долларов, прочих –  3,9 млрд. долларов.

ТОП-10 2013 года стран-доноров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямого инвестору за товары, работы, услуги) в Республику Беларусь: Россия 52,5%, Соединенное Королевство 25,3%, Кипр 6,8%, Австрия 2,2%, Польша 1,6%, Германия 1,4%, Украина 1,2%, США 1,2%, Швейцария 1,0%, Литва 1,0%. На долю прочих стран-доноров приходится – 5,6%.

Структура ПИИ (с учетом задолженности прямого инвестору за товары, работы, услуги), направленные в 2013 г. в организации по видам экономической деятельности:

  • транспорт и связь (39,9%),
  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (39,1%),
  • промышленность (11,1%),
  • операции  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (4,3%),
  • финансовая деятельность (1,0%),
  • строительство (0,9%),
  • гостиницы и рестораны (0,7%),
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,5%) и др.

Прямые иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги:

Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) на 2013 год составило 2 136,2 млн. долларов США.

 

Рисунок А1– Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республике Беларусь

 

Основными странами-инвесторами ПИИ на чистой основе по-прежнему являются Россия и Кипр.

В сравнении с 2012 г. выбыли Китай (занимал – 4 место), Литва (5 место), Иран (10 место), но вошли Австрия (занимает 5 место), Швейцария (3 место), Лихтенштейн (9 место).

 

 

Рисунок А2– Основные страны-доноры ПИИ на чистой основе

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Ключевые показатели эффективности Агентства (2012-2015 гг.)

 

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Подтверждение результатов

Сроки

Занятость

Содействие созданию 3000 рабочих мест

Ежегодная отчетность Агентства

 

Государственная статистика

Конец 2015 г.

Приватизация

Внедрение новых методик приватизации государственного имущества

Приватизация 8 компаний по международным стандартам

2014 г.

Значение в денежном выражении

Привлечение не менее 100 евро-инвестиций на каждый евро-расход на деятельность Агентства из государственного бюджета (без учета затрат на проведение республиканских мероприятий)

Ежегодная отчетность Агентства

Конец 2015 г.

Имидж / Бренд

Сокращение разрыва между восприятием и реальностью

Проверка восприятия целевой аудиторией в 2012 году – и повторение в 2014 году

Конец 2014 г.

Веб-сайт

Вхождение в топ 25 % по рейтингу Global Investment Promotion Practices (GIPB)

Рейтинг Global Investment Promotion Practices (GIPB)

Конец 2015 г.

Нормативная правовая база

Участие в совершенствовании не менее 4 нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций

Информация Агентства

Ежегодно

Поиск потенциальных инвесторов

Установление не менее 1000 контактов с потенциальными инвесторами. Обеспечение создания как минимум 100 потенциальных инвестиционных проектов в год (60 в 2013 г.) 

База данных контактов Агентства

Ежегодно

Региональное развитие

Выявление реального состояния и причин региональных экономических диспропорций, внесение предложений в Совет Министров по их снижению (устранению)

Соответствующее решение Совета Министров

 

Конец 2014 г.

Информация о работе Отчёт по практике в национальном агентстве инвестиции и приватизации (Беларусь)