Отчёт по практике в национальном агентстве инвестиции и приватизации (Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 19:25, отчет по практике

Краткое описание

В период с 13.01.2013 по 13.04.2013 гг. студент 5 курса Босак Виктор Викторович проходил преддипломную практику в государственном учреждении «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Преддипломная практика проходила в отделе взаимодействия с инвесторами под руководством старшего сотрудника отдела Яворской Татьяны Леонидовны.
Основной целью практики являлось знакомство с современным состоянием и потенциалом развития сектора альтернативной энергетики в Республике Беларусь, изучение опыта реализации инвестиционных проектов в данной сфере и анализа реализуемой государственной политике посредством изучения нормативно-правовой базы, рамочных условий функционирования сектора альтернативной энергетики, современных тенденций и существующих препятствий для его развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 Структура и общая характеристика ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» …………………………………………………
5
1.1 Организационно-правовые основы деятельности Агентства …….......... 5
1.2 Кадровая политика Агентства ……………………………….................... 7
1.3 Основные направления деятельности, функции и права Агентства …… 10
2 Изучение международного опыта создания специальных агентств по привлечению иностранных инвестиций и его применение в Республике Беларусь ……………………………………………………………………......

15
2.1 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в государствах Центральной и Восточной Европы ……………………………
15
2.2 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в промышленно развитых странах ……………………………………………..
18
2.3 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в развивающихся странах……………………………………………….............
20
3 Описание практики ………………………………………………………..... 25
3.1 Деятельность отдела взаимодействия с инвесторами ………………….. 25
3.2 Характеристика выполненных работ …………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30
ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………………………………. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………... 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….. 37

Файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практике.docx

— 291.61 Кб (Скачать)

Администрация по промышленному развитию Ирландии (The Industrial Development Authority of Ireland (IDA Ireland)), является основным агентством, отвечающим за стимулирование и содействие притока ПИИ в страну (за исключением свободной зоны Шеннон, которая находится в ведении Shannon Free Airport Development Co. (SFADCO), или «Shannon Development»). Кроме этого, агентство Предприятие Ирландии (Enterprise Ireland) содействует созданию СП и стратегических альянсов между национальными и иностранными компаниями. Спектр услуг и стимулов, в том числе финансирование и гранты предлагаются IDA Ireland, как для новых и существующих клиентов:

  • предоставление информации и статистических данных о ключевых секторах в Ирландии;
  • помощь в создании бизнеса в Ирландии;
  • организация взаимодействия потенциальных инвесторов с местной промышленностью, правительством, поставщиками услуг и научно-исследовательскими учреждениями;
  • предложения совета по имущественным решениям для международных инвесторов.

 

2.3 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в развивающихся странах 

 

Активно развивающиеся страны – это страны с огромным потенциалом рынка. Итогом реформ, направленных на привлечение иностранных инвестиций, стал так называемый инвестиционный бум. Некоторые страны (Китай, Индия) приняли решение перейти от количественного роста инвестиций к повышению их качества и в настоящее время вводят ограничения на инвестирование в некоторые отрасли, повышают налоги. Такие меры расцениваются некоторыми специалистами как протекционизм. Во всех рассматриваемых развивающихся странах создаются технопарки, особые экономические и таможенные зоны.

Правительство Китая приняло решение привлекать только те иностранные инвестиции, которые приносят сравнительно высокую инвестиционную эффективность, экономят ресурсы и экологически безопасны. Акцент все в большей мере переносится на заимствование передовых ресурсосберегающих и экологичных технологий, а также лучшего управленческого опыта; на подготовку национальных специалистов международного уровня; на резкое "изменение отраслевой структуры иностранного инвестирования в пользу электроники, телекоммуникаций, фармацевтики и основанных на биотехнологиях производств, ряда составляющих сферы услуг". Особо стоит отметить большое количество функционирующих в КНР различных видов инвестиционных зон (специальные экономические зоны, зоны технико-экономического развития, зоны высоких технологий, зоны свободной торговли, технопарки и т.д.). Все эти зоны имеют свои цели, продуманную законодательную базу и, как следствие, привлекают большое количество инвесторов предоставляемыми им условиями и льготами.

Несмотря на то, что инвестиционный климат в Китае достаточно привлекателен усиливающаяся конкуренция со стороны развивающихся экономик (например, Индии и Бразилии) требует его дальнейшего улучшения.

Инвестиционная политика Индии была впервые сформулирована в Промышленной политике (Industrial Policy Resolution 1956 г.). Интересна система одобрения инвестиционных проектов (заявки на осуществление инвестиционных проектов рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям, этот же Совет даёт рекомендации инвесторам).

Совет по содействию иностранным инвестициям был создан при Министерстве финансов. Это организация, работающая по принципу одного окна и занимающаяся оказанием инвесторам помощи, отвечающая за переговоры с потенциальными инвесторами, рассмотрение и отбор предложений на первоначальных стадиях, внесение предложений об изменении политики, правил и процедур в отношении ПИИ, идентификацию секторов, куда могут быть привлечены инвестиции с учетом национальных приоритетов, а также выявление регионов, откуда могут прийти инвестиции, и того, какие специальные меры для этого нужно предпринять.

Отдел по реализации ПИИ был создан с целью сокращения времени между одобрением инвестиционного проекта и его практической реализацией. Он работает по принципу одного окна и оказывает инвесторам помощь и содействие (aftercare service) в получении всех необходимых согласований, решении проблем, возникающих в процессе реализации проекта, например, организации встреч в государственных органах для обсуждения спорных вопросов и их разрешения.

В дополнение к вышеназванным органам при Министерстве торговли и промышленности создан Секретариат по содействию в производстве. В его задачи входит помощь предпринимателям, подготовка и оформление всех документов, которые требуют согласования с государственными органами, помощь инвесторам при проведении подготовительных работ по проекту (включая взаимодействие с другими организациями и правительственными органами), мониторинг хода реализации проекта.

Бразилия является хорошим примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам. Более того, эта страна одна из немногих, не имеет агентства, отвечающего за привлечение инвестиций, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

После открытия экономики Южной Кореи для иностранных инвесторов в 1990х годах был принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата страны. В Южной Корее существует Закон о содействии иностранным инвестициям. Созданы беспошлинные, свободные экономические зоны и зоны свободной торговли. Понимая, что предоставление иностранным компаниям помощи и после их прихода в страну (aftercare service) может служить средством повышения привлекательности Кореи для ПИИ, правительство создало Офис Инвестиционного омбудсмена в дополнении к агентству по привлечению инвестиций (KOTRA). Офис Инвестиционного  омбудсмена  помогает  иностранным  компаниям  преодолевать  бюрократические препоны и добиваться решения вопросов, изложенных в жалобе. Как правило, жалобы касаются налогообложения и тарифов, регулирования на рынке труда, таможенных процедур и торговли и т.д. К тому же, сотрудничество между Офисом инвестиционного омбудсмена и государственными органами привело к существенному улучшению законодательства в области ПИИ.

Как показывает международный опыт страны, преуспевшие в привлечении ПИИ проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую  им  вести  бизнес,  не  подвергаясь  излишнему  риску.  Однако  это  подразумевает  не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных  тарифов и  т.д.), но и проведение  стабильной макроэкономической политики. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора, а развитее инфраструктуры (физической и промышленной), стимулирование развития кластеров, инвестиции в человеческий капитал могу серьезно способствовать притоку ПИИ в сектора с высокой долей добавленной стоимости.

Таким образом, для улучшения инвестиционного климата в Беларуси, правительству необходимо  гарантировать стабильность макроэкономической обстановки, ускорить процесс приватизации, улучшить состояние деловой среды и повысить ее предсказуемость, предпринять меры по уменьшению коррупции и дебюрократизации. Необходимо также  обеспечить взаимосогласованность политики  привлечения  ПИИ  и  промышленной политики. Исходя из этого, стимулы для прямых иностранных инвестиций должны разрабатываться и  предоставляться  с  учетом  того,  какой индустриальный  ландшафт  белорусское правительство хотело бы видеть в будущем, а также принимая во внимание перспективы развития конкретных отраслей, поскольку для каждой из них имеются свои факторы, определяющие  привлекательность  для  иностранных  инвесторов. 

Помимо этого ряд рекомендаций можно сделать исходя из имеющегося опыта стран, преуспевших в привлечении ПИИ:

  • создание специальной службы поддержки инвесторов, уже пришедших в страну (aftercare services),  которая  бы  помогала  им  решать  проблемы,  возникающие  в  ходе реализации их проектов (налогообложение, регулирование на рынке труда и т.д.) и оказывала помощь в решении спорных вопросов, возникающих в результате взаимодействия с государственными органами, могло бы повысить привлекательность страны для ПИИ;
  • такие  стимулы  для  инвесторов  как  предоставление  государством  грантов (на  найм рабочей  силы, НИОКР,  обучение  и  т.д.) могли  бы  способствовать  притоку  в  страну инвестиций с чистого листа, особенно в регионы (области и отдельные районы Республики Беларусь);
  • поскольку ПИИ очень чувствительны к налоговой нагрузке, следует рассмотреть возможность снижения налога на прибыль, а  также повысить дружественность налоговой службы;
  • принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое  государство, следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести свободных экономических  зон («Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест»). Во-первых, такого рода зоны могут создавать эффекты подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за  границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных, для получения льгот предусмотренных режимом  СЭЗ.  Во-вторых,  политика  создания  СЭЗ  должна  быть  четко  связана  с  промышленной политикой и ее приоритетами. Третье, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для  резидентов СЭЗ не  достаточно  для достижения  успеха  в привлечении  в  страну ПИИ.

Повышению  привлекательности Беларуси для ПИИ способствует создание специального государственного органа/отдела, по примеру ряда  стран, который бы помогал иностранным инвесторам в решении  спорных вопросов, возникающих при взаимодействии  с  государственными  органами (налоговыми  органами,  органами  по  лицензированию,  сертификации  и т.д.). Для привлечения инвестиций «с чистого листа» в регионы следует рассмотреть возможность предоставления таких стимулов как инвестиционные гранты (на найм работников и их переобучение, НИОКР и т.д.).

Учрежденное в Беларуси ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» пока находится на начальных стадиях своего становления,  но  обладает  значительным потенциалом в области привлечения прямых иностранных инвестиций.

Создание Агентства, содействующего инвестициям, предоставляет  Беларуси возможность использовать профессиональные и проактивные  методики поиска целевых инвесторов – как для ускорения притоков  прямых иностранных инвестиций, так и для целевых сфер прямых  иностранных инвестиций, которые будут оказывать максимальное развивающее воздействие. От Агентства требуется представление  высококачественной  исходной  информации  по  секторам  и  проведение отраслевых  исследований, необходимых для предоставления  конкретных  возможностей целевым инвесторам перед началом оказания  целевого  содействия.  Это  требует  внедрения эффективной координации между Агентством и другими соответствующими  министерствами  и  правительственными  организациями,  которые обладают  компетенцией  для  осуществления  такого  анализа,  а  также  для  наращивания возможностей Агентства точно  и профессионально предоставлять информацию по продвижению инвестиций.

 

3 Описание практики 

 

3.1 Деятельность отдела взаимодействия с инвесторами

 

Отдел взаимодействия с инвесторами представляет собой функциональную единицу Агентства, важнейшую структурную единицу организации и является первой контактной точкой для иностранных инвесторов.

Основные задачи отдела взаимодействия с инвесторами:

  1. Коммуникация с потенциальными инвесторами, которые выразили свою заинтересованность в инвестиционных возможностях Республики Беларусь:
  • организация визитов, посещение объектов инвестирования, организация встреч с заинтересованными сторонами, сопровождение инвесторов на переговорах;
  • ответы на запросы потенциальных инвесторов и предоставление запрашиваемой информации с подробным описанием конкурентных преимуществ инвестиционного климата Республики Беларусь и запрашиваемой отрасли;
  • направление адресных предложений потенциальным инвесторам с конкретными инвестиционными проектами из базы данных;
  • выезд в головные офисы потенциального иностранного инвестора.
  1. Проведение активной работы по текущим проектам с целью принятия окончательного решения об инвестировании компаниями.
  1. Работа по привлечению новых инвесторов в Республику Беларусь:
  • проработка таблицы «сигналов», полученной от группы Всемирного Банка, и установление контактов с заинтересованными компаниями;
  • проработка отчетов МИДа о работе загранучреждений по привлечению инвестиций и о привлечении ТНК;
  • направление повторного запроса в адрес иностранных  компаний, работа с которыми была приостановлена;
  • телемаркетинг.

4) Проработка приоритетных направлений – альтернативные источники энергии, ИКТ, фармацевтика и биотехнологии, пищевая промышленность, новые материалы:

  • подготовка аналитических материалов по отраслям;
  • актуализация информации по отраслям;
  • поиск компаний, потенциально заинтересованных в инвестициях в приоритетные секторы,  точечная направленность;
  • участие в отраслевых конференциях семинарах и форумах. 

5)     Коммуникация с партнерами Агентства:

  • налаживание  связей с экспортными инвестиционными агентствами;
  • организация визитов с целью перенятия  передового международного опыта;
  • организация стажировок для сотрудников отдела в агентствах-партнерах.
  1. Участие в совершенствовании нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций
  1. Участие в подготовке дорожных карт (road maps) по процессу реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

Основные задачи отдела взаимодействия с инвесторами:

  • установление эффективного взаимодействия Агентства с организациями – партнерами по вопросам привлечения ПИИ (областные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон, региональные инвестиционные агентства, частные предприятия и др.);
  • оказание содействия в привлечении и сопровождении инвесторов, проведении переговоров, решении проблемных вопросов;
  • распространение среди партнеров необходимой информации в рамках баз данных: CRM (Customer Relationship Management), а также ТНК;
  • создание «on-line» базы данных имущества регионов, включая проекты greenfield и brownfield;
  • информирование потенциальных инвесторов и распространение информации об инвестиционном климате и инвестиционном законадательстве;
  • комплексная подготовка информации для инвесторов о возможностях и имеющихся объектах инвестирования в стране;
  • организационно-информационное сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов («от начала до конца»);
  • содействие в организации и проведении семинаров с участием международных организаций и специалистов по вопросам привлечения ПИИ;
  • активизация взаимодействия с частным сектором, включая формирование предложений по поиску инвесторов;
  • позиционирование и презентация страны (проектов/объектов) в едином формате для обеспечения узнаваемости Республики Беларусь на международном уровне, ее региональных и национальных конкурентных преимуществ;
  • выявление факторов, сдерживающих приток ПИИ в страну, в том числе на основе проведения опроса инвесторов относительно бизнес климата в Республике Беларусь и усиление позиций Агентства в продвижении политики по его (климата) улучшению.

Информация о работе Отчёт по практике в национальном агентстве инвестиции и приватизации (Беларусь)