Отчёт по практике в национальном агентстве инвестиции и приватизации (Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 19:25, отчет по практике

Краткое описание

В период с 13.01.2013 по 13.04.2013 гг. студент 5 курса Босак Виктор Викторович проходил преддипломную практику в государственном учреждении «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Преддипломная практика проходила в отделе взаимодействия с инвесторами под руководством старшего сотрудника отдела Яворской Татьяны Леонидовны.
Основной целью практики являлось знакомство с современным состоянием и потенциалом развития сектора альтернативной энергетики в Республике Беларусь, изучение опыта реализации инвестиционных проектов в данной сфере и анализа реализуемой государственной политике посредством изучения нормативно-правовой базы, рамочных условий функционирования сектора альтернативной энергетики, современных тенденций и существующих препятствий для его развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 Структура и общая характеристика ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» …………………………………………………
5
1.1 Организационно-правовые основы деятельности Агентства …….......... 5
1.2 Кадровая политика Агентства ……………………………….................... 7
1.3 Основные направления деятельности, функции и права Агентства …… 10
2 Изучение международного опыта создания специальных агентств по привлечению иностранных инвестиций и его применение в Республике Беларусь ……………………………………………………………………......

15
2.1 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в государствах Центральной и Восточной Европы ……………………………
15
2.2 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в промышленно развитых странах ……………………………………………..
18
2.3 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в развивающихся странах……………………………………………….............
20
3 Описание практики ………………………………………………………..... 25
3.1 Деятельность отдела взаимодействия с инвесторами ………………….. 25
3.2 Характеристика выполненных работ …………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30
ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………………………………. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………... 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….. 37

Файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практике.docx

— 291.61 Кб (Скачать)
  1. при рассмотрении вопросов, относящихся к его компетенции, направлять своих представителей на заседания коллегий (советов), совещания и другие мероприятия, проводимые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома;
  1. создавать представительства и (или) филиалы на территории Республики Беларусь и за рубежом.

Главный показатель эффективной деятельности Агентства – это увеличение притока прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси. Причем под ПИИ, согласно сообщению Минэкономики, понимаются «инвестиции иностранных инвесторов в созданные и (или) вновь создаваемые на территории Беларуси юридические лица, в отношении которых данные инвесторы будут иметь значительную степень влияния»: то есть случаи, когда инвесторы владеют пакетами акций от 10% и выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Изучение международного опыта создания специальных агентств по привлечению иностранных инвестиций и его применение в Республике Беларусь

 

Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.

Анализ показал, что предоставление стимулов (например, освобождение от налогов или их снижение, предоставление финансовых субсидий, снижение импортных тарифов и т. д.) в сочетании с проведением макроэкономической политики, позволяющей инвесторам осуществлять свою деятельность, не подвергаясь излишнему риску, являются ключевыми факторами, формирующими благоприятный климат для ПИИ. Успех стран в привлечении иностранного капитала также во многом связан с тем, что их политика в области ПИИ была неотъемлемой частью промышленной политики и политики экономического развития в целом.

Отдельного внимания заслуживает создание специальных и различных агентств для оказания помощи иностранным инвесторам. Такие организации на каждом этапе осуществления инвестиционного проекта поддерживают инвесторов, предоставляют им необходимую информацию и выступают посредниками между инвесторами и государственными органами. Эти организации можно условно разделить на следующие группы:

  • организации, предоставляющие информационную поддержку инвесторам (под информационной поддержкой понимается создание баз данных инвестиционных проектов);
  • организации, созданные для защиты интересов инвесторов в правительственных структурах;
  • страховые компании;
  • специальные финансовые структуры.

 

2.1 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в государствах Центральной и Восточной Европы 

 

Страны бывшего СЭВ активно привлекают прямые иностранные инвестиции. Начало было положено процессами приватизации, в ходе которых иностранные инвесторы были допущены на внутренний рынок.

В Чехии существует ряд специализированных организаций, в частности:

  • АО "Чешский Экспортный Банк", главная задача которого состоит в оказании эффективной поддержки (банковскими методами) национального экспорта товаров и услуг, в максимально возможном подключении к своим программам чешских производителей и их зарубежных партнёров. Гарантом выполнения банком своих обязательств и погашения задолженности, возникающей при несостоятельности плательщика, является чешское государство.
  • Государственная страховая компания ЭГАП осуществляет страхование предэкспортного финансирования производства продукции, страхование инвестиций чешских предприятий за рубежом, страхование банковских гарантий, обеспечивающих подготовку и реализацию экспортных контрактов чешских компаний.
  • «CzechInvest» занимается информационным, юридическим, организационным и финансовым сопровождением инвестиционных проектов зарубежных партнёров, имеет сеть филиалов за рубежом.
  • «Association of Foreign Investors», превратившаяся в важный орган, способствующий защите интересов инвесторов в правительственных структурах.

В Болгарии «Investbulgaria Agency» оказывает помощь в создании технической инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта, помощь в получении требуемых земельных участков и недвижимости.

ПИИ играют важную роль в модернизации и преобразовании словацкой экономики. Создавая рыночную среду и либерализируя инвестиционный климат, страна сократила разрыв, имеющийся с соседними странами в области привлечения иностранного капитала, и стала для него одним из наиболее привлекательных мест. В Словакию пришли такие известные европейские и международные компании как Samsung, Sony, PSA Peugeot Citroen, Kia Hyundai, Getrag Ford, Volkswagen и DELL.

В Словакии основной структурой государственной поддержки и развития инвестиций и торговли является «SARIO». Главной задачей ее деятельности является создание так называемых «businessfriendly» условий для инвесторов. Для иностранных инвесторов составляется база данных предлагаемых объектов недвижимости, промышленных комплексов; оказывается помощь при составлении заявки на господдержку. Данная организация помогает при учреждении совместных предприятий.

Польша достигла значительных успехов в привлечении иностранного капитала, начиная с 1990 г. ей удалось привлечь более чем USD 120 млрд. ПИИ. Польша вошла в состав ЕС в мае 2004 года. Таким образом, система инвестиционных стимулов Польши соответствует требованиям законодательства Европейского Союза. Система стимулов состоит из трех типов государственной помощи: регионального, горизонтального и секторального.

A.O. «Польское Агентство Информации  и Иностранных Инвестиций» (Polska Agencja Informacji i Inwestycji Zagranicznych S.A.,  PAIiIZ) стремится увеличить приток непосредственных иностранных инвестиций в Польшу, привлекая заграничных инвесторов к размещению их капиталов в Польше. Помогает в толковании правил и юридических процедур на отдельных этапах инвестиционного процесса.

PAIiIZ предлагает инвесторам:

  • быстрый доступ к полной информации касательно экономическоюридической среды инвестиции,
  • помогает выбрать соотвествующих партнёров, поставщиков и привлекательную локализацию для инвестиции,
  • советует на отдельных этапах инвестиционного процесса.

PAIiIZ действует также как пункт связи ОЭСР в Польше, секретариат польско-японского экономического комитета, секретариат Соглашения о продвижении Польши (Promotion Network Poland).

PAIiIZ продвигает также регионы Польши, организуя конференции в стране и за границей, а также экономические и журналистские миссии.

PAIiIZ создаёт сеть Региональных Центров Обслуживания Инвестора (Regionalne Centra Obsługi Inwestora – COI) во всей Польше, чтобы улучшить качество обслуживания инвестора в регионах, давая им доступ к актуальной информации, такой как новые инвестиционные предложения, экономические и юридические данные. Эти специализированные центры, финансируемые властями регионального уровня, где работает персонал, обученный в PAIiIZ, служат также посредником в контактах между инвесторами и местными органами власти.

Венгрия вошла в состав Европейского Союза в 2004 году и с тех пор показала хорошие результаты по привлечению ПИИ.

Венгерское агентство по инвестициям и развитию торговли (HITA) осуществляет поддержку инвестиций, нацеленную на создание новых производств, реализацию проектов в области исследований и разработок, при помощи «Системы одной остановки» («OneStopShop»). Частью пакета поддержки является практикуемый в HITA проектный менеджмент по принципу «все включено» («allinclusive»), работа с инвестором как VIP-клиентом, а также предоставление полной информации об инвестиционном климате.

К основным формам поддержки инвестиций относятся:

  • прямая финансовая поддержка на основе отдельного решения правительства или конкурсы, финансируемые совместно с Европейским союзом;
  • налоговые льготы при вкладывании средств в развитие;
  • льготы при создании новых рабочих мест и на проведение обучения.

Стадия подготовки проектов:

  • предоставление подробной целенаправленной информации о местном экономическом и деловом климате, налогообложении корпораций и правовой среде, а также обзоров по отдельным направлениям;
  • посещение объектов, встречи с представителями местных, региональных и правительственных органов, знакомство с местными поставщиками, провайдерами услуг и экспертами.

Стадия осуществления проектов:

  • содействие в выборе участков, координирование работы по получению разрешений;
  • окончательная доработка соглашений на предоставление льгот;
  • содействие в подборе кадров, визовая поддержка.

Послепроектная стадия:

  • выполнение посреднических функций между правительственными органами и компаниями, работающими в Венгрии, в целях последующего развития;
  • поддержка и генерирование реинвестиций.

Помогают работе инвесторов и специализированные базы данных. В таких базах данных можно ознакомиться с различными инвестиционными проектами. Помимо этого существуют базы данных, которые можно использовать для поиска и классификации поставщиков и партнеров при создании совместных предприятий.

Помимо этого, для удовлетворения потребностей инвесторов в стране имеется 130 промышленных парков, располагающих высокоразвитой логистической и телекоммуникационной инфраструктурой и готовых предоставить свои услуги.

 

2.2 Опыт создания агентств по привлечению иностранных инвестиций в промышленно развитых странах 

 

Промышленно развитые страны отличаются отсутствием специальных законов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов, и, как следствие, тем, что в этих странах иностранные инвесторы приравнены во всех правах к национальным инвесторам. Поддержка инвесторов осуществляется посредством предоставления финансовых дотаций, займов, налоговых привилегий, гарантий.

Инвестиционный климат Франции оценивается как недостаточно благоприятный. Это связано с довольно высоким уровнем совокупного налогового бремени. Также сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций оказывают массовые протесты, вызванные приобретением зарубежными собственниками крупной французской фирмы. Иностранные капиталовложения в стратегически важные отрасли требуют особого разрешения. 

Во Франции одним из главных преимуществ для привлечения иностранных инвесторов являются активно поддерживаемые правительством кластеры. Цель французской политики кластеров – стимулирование синтеза между частными компаниями, исследовательскими центрами и университетами в целях создания инновационных партнерских проектов в конкретном регионе. Также одним из элементов государственной поддержки инвестиций в области научно-технического прогресса является создание особых технологических зон  технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.

В Финляндии большинство инвестиционных программ направлены на содействие привлечению инвестиций в экономически менее развитые регионы страны. Инвесторам предоставляются субсидии, дотации, а также финансирование обучения персонала из государственных источников.

В Финляндии существуют 4 свободные и 4 складские зоны.

В стране успешно функционируют инвестиционные фонды, компании и банки, поддерживаемые как национальными правительствами Скандинавских стран (Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии), так и мировыми финансовыми организациями.

К основным институтам и фондам, действующим в Финляндии относятся «Бюро инвестиций в Финляндии», АО «Фиде», «Северный инвестиционный банк», «Европейский банк реконструкции и развития», «Финнфанд», «Ситра», «Ситранс», «Текес» и «Финнвера». Их основной целью является содействие в привлечении иностранных инвестиций в экономику Финляндии, а также поддержка финского экспорта и проектов за рубежом. Кроме того, фонды оказывают консультативную и техническую помощь фирмам по управленческим и юридическим вопросам, а также по созданию новых компаний.

Ирландия создала благоприятный налоговый климат для развития бизнеса и прибыльного инвестирования. В результате предпринимаемой ирландским правительством политики по привлечению ПИИ, общий объем пришедших в страну инвестиций увеличился за десять последних лет с EUR 53 млрд. до EUR 131 млрд, ускорив экономический рост и превратив страну в «Кельтского тигра». Ирландии удалось привлечь такие известные компании как Yahoo, Google, Amazon, Microsoft, IBM, Citibank и т.д.. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов. Субсидии выдаются Агентством промышленного развития (АПР).

Информация о работе Отчёт по практике в национальном агентстве инвестиции и приватизации (Беларусь)