Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит

Файлы: 7 файлов

МВКО-лекция 1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 2.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Курс ЭКЮ  определялся на основе корзины европейских  валют ежедневно, поскольку ежедневно изменялся курс входящих в корзину валют. Эта корзина представляет собой определенное количественное соотношение входящих в нее валют. Доля каждой из валют определена на основе ряда экономических показателей стран — эмитентов национальных валют с учетом удельного веса каждого государства в товарообороте между странами ЕС, размеров его национального дохода и степени участия во взаимной валютной поддержке стран, входящих в Европейскую валютную систему. Корзина ЭКЮ служила ключевым элементом Европейской валютной системы. На ее основе вычислялись допустимые пределы отклонений курсов валют стран — членов ЕВС, а также ставок по ссудам в ЭКЮ.

Квоты национальных валют в ЭКЮ подлежали пересмотру каждые пять лет. При пересмотре корзины все активы и пассивы стран переоценивались по новому курсу. Если квоты валют в корзине оставались неизменными в течение пяти лет, значение каждой валюты (ее удельный вес в формировании курса ЭКЮ) постоянно изменялось в зависимости от курса национальной валюты на валютном рынке. Поэтому было принято решение пересматривать квоты досрочно, если удельный вес какой-либо из валют в корзине изменяется более чем на 25%.

Помимо официального ЭКЮ имел и рыночный курс, по которому заключались сделки с ЭКЮ на валютном рынке.

На момент учреждения ЭКЮ и при первом значительном изменении весов корзины 17 сентября 1984г. доли разных валют в ней составили (табл.):

 

Показатели  весов в корзине ЭКЮ, %

валюта

13 марта 1979 г.

17 сентября 1984 г.

Немецкая  марка

Французский франк

Фунт стерлингов

Голландский гульден

Итальянская лира

Бельгийский франк

Датская крона

Ирландский фунт

Люксембургский франк

 Греческая драхма

33,0

19,9

13,2

10,4

9,8

9,1

3,1

1,1

0,4

-

32,0

19,0

15,0

10,1

10,2

8,2

2,7

1,1

0,4

1,3


 

Объем эмиссии  ЭКЮ определялся на расчетной основе. Ее выпуск осуществлялся через зачисление выраженных в ней сумм на специальные счета. ЭКЮ не имела материальной формы в виде банкноты или монет и не использовалась в расчетах на потребительском рынке. ЭКЮ эмитировалась в суммах, эквивалентных суммам полученного под эмиссию обеспечения. Обеспечение составляло 20% золотых и долларовых резервов стран-участниц. Рыночная цена обеспечения определялась по золоту (на основе котировок Лондонского рынка) и по доллару (по курсу национального валютного рынка).

Особенность эмиссии ЭКЮ — ее дискретный характер. По окончании каждого квартала предыдущий объем эмиссии аннулировался, оформлялись новые трехмесячные возобновляемые кредиты СВОП, служащие обеспечением очередного выпуска ЭКЮ. Это упрощало техническую процедуру отказа от участия в эмиссии, в случае если правительство какой-либо страны сочтет это необходимым.

ЭКЮ выполняла  следующие функции:

  • основа для расчетов паритетов и курсов национальных валют стран — членов ЕЭС;
  • резервный валютный актив;
  • валютная единица совместных фондов и международных валютно-кредитных и финансовых организаций;
  • валюта единых сельскохозяйственных цен;
  • валюта межгосударственных расчетов центральных банков ЕЭС при проведении валютных интервенций;
  • валюта межгосударственных займов и кредитов;
  • валюта частных еврооблигационных займов;
  • валюта синдицированных кредитов;
  • валюта банковских депозитов и кредитов.

Механизм  формирования валютных курсов и интервенций  основывался на двусторонних центральных курсах с определенными пределами колебаний. Колебания допускались в рамках ±2,25% от центрального (усредненного) курса, а для испанской песеты, португальского эскудо и фунта стерлингов — до ±6%. Со второй половины 1993 г. в результате обострения проблем мировой валютной системы рамки колебаний расширились до ±15%. На практике поддержание плавающих курсов в установленных рамках регулируется рынком, так как в случае падения курса какой-либо валюты до нижнего предела центральный банк — эмитент этой валюты самостоятельно или совместно с другими центральными банками должен заняться ее скупкой.

Механизм кредитования предполагает, что в рамках ЕВС  осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютными интервенциями.

Европейская валютная система рассматривалась  как прелюдия к валютному объединению. Ее тактическая цель — установление более высокого уровня валютной стабильности в Сообществе. В стратегическом плане намечались достижение длительного и стабильного роста, возврат на новой основе к полной занятости, гармонизация жизненного уровня и смягчение региональных различий в рамках ЕС. Валютная система должна была способствовать конвергенции экономического развития и дать новый импульс европейскому объединению.

Предусматривалось создание единой системы валовых платежей в рамках стран-участниц и стандартизация внутренних платежных систем.

ЕВС пошла дальше «валютной змеи»: был создан Европейский фонд валютного сотрудничества, призванный стать источником ЭКЮ для расчетов по операциям центрального банка под обеспечение 20%-ного золотого и 20%-ного валютного резерва. Механизм формирования валютных курсов (МВК) в рамках ЕВС теоретически был симметричным, одинаковым по отношению ко всем членам сообщества, но на практике «инфляционным якорем» стала немецкая марка. Однако при возникновении противоречивых ситуаций, например повышенном курсе марки (или активном платежном сальдо) в сочетании с инфляционным давлением, Германия предпочитала политику «дорогих» денег для предотвращения инфляции, а не «дешевых» — для смягчения внешнего давления на себя и своих партнеров.

Другие участники ЕВС, напротив, должны были уделять приоритетное внимание внешнему равновесию, регулируя кредитно-денежную политику в зависимости от положения своих валют по отношению к пределам колебаний валютного курса. То есть механизм валютных курсов имел все характерные признаки валютной зоны, привязанной к марке и кредитно-денежной политике Германии. В данном случае очевидна аналогия с долларовым стандартом, но на региональном уровне.

Способность страны играть роль фактора равновесия в системе  в значительной степени зависит от масштабов ее экономики. Германия, имея одну треть объема экономики США, располагает и одной третью ее стабилизационного потенциала. Проблемы, связанные с объединением Германии, привели к изменению ее платежного баланса по текущим операциям с активного сальдо в 46 млрд долл. в 1990 г. до 20,7 млрд долл. дефицита, т.е. на 66,7 млрд, что соответствует 4,4% ВВП Германии. Та же абсолютная сумма для США составила бы всего 1,1% ВВП.

Огромные  денежные трансферты в Германию и  из нее оказали давление на уровень  цен и заставили Бундесбанк реагировать  с помощью повышения процентных ставок и увеличения разницы в ставках процента (по отношению к США). В условиях нейтральной денежно-кредитной политики марка испытала бы временный существенный рост курса на наличном рынке по отношению ко всем валютам. При этом она подверглась бы значительному дисконту на форвардном рынке, что отражает как разницу процентных ставок, гак и будущую слабость. Однако последствия большинства масштабных экономических явлений, как правило, выходят за рамки отдельной страны.

Германские проблемы, вызванные объединением, были уникальными. В частности, нарушение равновесия было невиданным по размерам со времени роста цен на нефть в 70-х гг. и сконцентрированным в одной стране. Одним из подходов к его преодолению со стороны Германии могло бы быть повышение курса ее валюты по отношению к доллару и другим валютам. Но это подорвало бы ее полезность как главной валюты сообщества и завысило бы стоимость немецкой рабочей силы (особенно в восточных землях) в долгосрочной перспективе. Да и Франция воспротивилась бы решительному изменению курса марки и настаивала бы на пропорциональном повышении курса франка.

Если бы Германия была более крупной  страной, необходимый масштаб корректировок  реальных валютных курсов был бы пропорционально меньшим.

Кризис механизма валютных курсов (сентябрь 1992 г.) иллюстрирует основной дефект системы. Привязка к марке действует до тех пор, пока нарушения равновесия не слишком велики и возникают вне Германии. Нарушения внутри Германии могут быть нейтрализованы, только если она будет проводить политику в интересах всей Европы, а не одной себя. Эгоистичное поведение со стороны лидера подрывает всю систему. Создаваемый вместо Европейской валютной системы Европейский валютный союз и был направлен на устранение этого недостатка.

 

Процесс функционирования и развития Европейской валютной системы

В 1989 г. министр  финансов Франции Жак Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы, включающий:

  • осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ЕС;
  • учреждение центрального банка ЕС;
  • замену национальных валют единой валютой ЕС.

Реализация  первого этапа началась 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей (TARGET) и Европейского валютного института — прообраза Европейского Центрального банка.

В 1992 г. подписываются  Маастрихтские соглашения. В них  были сформулированы основные требования к странам -претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу.

1 января 1994 г.  во Франкфурте-на-Майне создан  Европейский валютный институт, целью которого была подготовка создания Европейской системы центральных банков. Это ознаменовало начало второго этапа введения общей валюты.

Основными задачами Европейского валютного института  являлись:

  • усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
  • осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания Европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро, на третьем этапе плана ЕЭВС.

В соответствии со своим Уставом Европейский валютный институт отвечал за проведение следующих мероприятий:

  • разработку основных правил и стандартов бухгалтерского учета с целью составления консолидированной отчетности Европейской системы центральных банков как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовку теоретических основ построения ЕСЦБ и организацию коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана Экономического и Валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств на предмет выполнения «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

В 1995 г. стали  вырисовываться четкие перспективы  будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»:

  • дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
  • государственный долг должен составлять менее 60% ВВП;
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;
  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Без выполнения этих жестких условий переход  на единую валюту бесполезен. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее развитые, следствием чего будет обесценивание евро и в перспективе — угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев, это звучит слишком по-французски). Евромарка также не прошла, здесь возмутились уже французы. Остановились на «евро», как на наиболее нейтральном варианте.

Но основным решением явилось определение  статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта стран ЕС.

В декабре 1996 г. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г.

Заключительными шагами на пути к  образованию Европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 г. «Пакта стабильности и роста», определяющего бюджетную дисциплину стран — участниц ЕЭВС (дополнения к Пакту были представлены в мае 1998 г. в Декларации Совета Европы);
  • определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС, вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту.

МВКО-лекция 3.doc

— 90.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 4.doc

— 216.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 5.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 6.doc

— 155.50 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 7.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"