Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит

Файлы: 7 файлов

МВКО-лекция 1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 2.doc

— 283.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 3.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты

План

  1. Общая характеристика международных и региональных валютно-кредитных организаций
  2. Роль и перспективы развития международных финансовых институтов

Вопрос 1.

Международное экономическое сотрудничество развивается на протяжении многих лет. Однако темпы этого развития резко возросли во второй половине XX века, когда коллективное решение проблем превратилось в объективное условие прогресса всего человечества. Главной тенденцией в развитии современного мира стала глобализация экономической деятельности.

Лидером и координатором международного сотрудничества сегодня выступает  Организация Объединенных Наций. Особое внимание в течение всего послевоенного  периода уделяется вопросам развития.

Объективная необходимость коллективных действий в решении вопросов экономического и социального развития стимулирует создание региональных союзов государств. Такие союзы начали формироваться в 1960-е годы и сегодня активно действуют на всех континентах. Использование гигантских объемов средств, которые направляются государствами на реализацию программ развития и сотрудничества, осуществляется через многосторонние мировые и региональные финансовые институты.

Эти институты можно разделить  на три группы:

  1. комиссии и комитеты международных объединений и союзов, обладающие финансовыми ресурсами и самостоятельно осуществляющие программы через банковские институты. К ним относятся, например, комиссии и комитеты ООН, Евросоюза, АСЕАН и т.д.;
  2. небанковские финансовые институты развития. Это различные (преимущественно региональные) фонды, финансирующие проекты развития как на кредитной основе, так и в форме субсидий;
  3. многосторонние финансово-банковские институты. Эти институты также можно распределить на две группы:
    • мировые финансово-кредитные институты. К ним относятся Международный валютный фонд и Группа Мирового банка, а также Банк международных расчетов;
    • региональные многосторонние банки развития. К их числу относятся: Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Центрально-Американский банк экономической интеграции, Восточно-Африканский банк развития и целый ряд менее крупных региональных институтов.

Многосторонние финансово-кредитные  организации – это экономические  организации, созданные на основе межгосударственных соглашений, главной задачей которых  является стимулирование экономического и социального развития, интеграции, валютных и кредитно-финансовых отношений стран-участниц.

По данным ООН, на начало 2004 г. в  мире насчитывалось более 120 многосторонних институтов развития.

Основным межгосударственным многосторонним институтом развития является Организация  объединенных наций (ООН).

Деятельность ООН в области развития осуществляется несколькими органами:

Департамент ООН по экономическим  и социальным вопросам (ДЭСВ):

    • собирает и анализирует экономическую и социальную информацию;
    • осуществляет политический анализ и координацию;
    • оказывает техническую помощь государствам – членам ООН в таких областях, как устойчивое социальное развитие, статистика и народонаселение, гендерные вопросы и повышение роли женщин, общественная экономика и государственное управление, анализ политики развития;
    • решает задачи по определению норма и стандартов, выработке соглашений для действий в согласованном направлении при преодолении непрерывно возникающих глобальных проблем (играет роль связующего звена между глобальной политикой и национальными усилиями).

Пять региональных комиссий ООН (в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Западной Азии, Африке, регион Латинской Америки и Карибского бассейна, в Европе) – созданы для обмена экономической и социальной информацией и анализа политики.

В 1997 г. в ООН были учреждены два  органа с целью оказания помощи в координации экономических и социальных мероприятий  и в деятельности по развитию внутри самой Организации:

    • Исполнительный комитет по экономическим и социальным вопросам;
    • Исполнительный комитет по взаимодействию в области развития (Группа Организации Объединенных Наций по вопросам развития).

Оба эти органа действуют в целях  усиления координации и взаимодействия между учреждениями, занимающимися  выработкой политики и конкретными  оперативными программами.

В системе ООН действуют всего шесть главных органов:

  1. Генеральная Ассамблея;
  2. Совет Безопасности;
  3. Международный суд;
  4. Совет по опеке;
  5. Секретариат;
  6. Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС);

Экономический и Социальный Совет (Economic and Social Council, ECOSOC):

    • координирует работу 14 специализированных учреждений ООН, 10 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий;
    • получает доклады от 11 фондов и программ ООН;
    • дает программные рекомендации организациям системы ООН и государствам-членам.

В соответствии с Уставом ООН  ЭКОСОС отвечает за:

    • содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;
    • выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
    • содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования;
    • поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

В распоряжении ЭКОСОС находится более 70% финансовых людских ресурсов всей системы ООН.

В частности в структуре  ЭКОСОС действуют:

    1. Региональные комиссии:
    • Экономическая комиссия для Африки (Economic Commission of Africa, ECA);
    • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Economic and Social Commission for Asia and the Pacific, ESCAP);
    • Европейская экономическая комиссия (Economic Commission for Europe, ECE);
    • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Economic Commission for Latin America and the Caribbean, ECLAC);
    • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Economic and Social Commission for Western Asia, ESCWA).

Все эти комиссии создавались в  период 1947-1973 гг. и имеют задачу: содействовать  расширению и укреплению экономического сотрудничества стран регионов как  между собой, так и с окружающим миром.

    1. Постоянные комитеты, в том числе Комитет по программе и координации (Committee for Programme and Coordination). Этот комитет, созданный в 1962 г., является совместным вспомогательным органом ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи по планированию, программам и координации.
    2. Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве, и в частности:
    • Комитет по политике в области развития;
    • Совещание экспертов по программе ООН в области государственного управления и финансов;
    • Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения.

Экспертные комитеты создавались  в период 1962-1968 гг., когда в полной мере потребовались консультации специалистов по вопросам экономического и социального  развития постколониальных стран и  мировой экономики в целом.

ООН обладает значительными финансовыми средствами. Годовой бюджет и крупнейшие взносы можно увидеть из таблицы (таблица 1).

Таблица 1 – Бюджет ООН в 2003-2004 гг., тыс. долл. США

 

2003

2004

Бюджет ООН - всего

1 569 031,6

1 649 311,8

В том числе крупнейшие взносы:

США

Япония

Германия

Франция

Великобритания

Италия

Канада

Бразилия

Корея

Нидерланды

Австралия

Китай

Швейцария

РФ

Бельгия

Мексика

 

 

341,5

302,9

151,6

100,4

85,9

78,6

39,7

37,1

28,7

27,0

25,3

23,8

19,8

18,6

17,5

16,9

 

 

362,9

321,1

142,9

99,5

101,1

80,6

46,4

25,1

29,6

27,9

26,3

33,9

19,7

18,1

17,6

31,1


Помимо программ ООН огромные потоки средств направляются в слаборазвитые  страны по программам двусторонней и  многосторонней помощи, а также на возвратной основе.

Экономическое сотрудничество стран для коллективного решения  проблем осуществляется также на региональном уровне, а кроме того, в своего рода «клубах по интересам». К числу таких активно действующих формальных объединений относятся следующие:

  1. Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) объединяет 30 стран. Организация сформирована в 1961 г., когда ее членами стали 19 государств – Австрия, Бельгия, Канада, Дания, германия, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Испания, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США. Позднее к ним присоединились Италия, Япония, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия. Уже в 90-х гг. к ОЭСР присоединились еще 6 стран: Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея, и в 2000 г. – Словакия. Деятельность ОЭСР охватывает все ключевые вопросы: от макроэкономических до вопросов образования и демографии; организация имеет огромную базу статистических данных и регулярно публикует статистические бюллетени и исследования.
  2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of Southeast Asian Nations, ASEAN). Организацию образовали в Бангкоке 8 августа 1967 г. Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд. В 1984 г. к ним присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма и в 1999 г – Камбоджа. Цель организации – ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития региона через коллективные усилия в духе равноправия и партнерства.
  3. Азиатско-Тихоокеанское Сообщество, АТЭК (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) было создано в 1989 г. как ответ на возрастающую независимость азиатско-тихоокеанских экономик. Основная задача АТЭК – достижение стабильного экономического роста стран-членов. Эту задачу Сообщество решает через развитие трех направлений:
    • либерализация торговли и движения капитала;
    • развитие и поддержка предпринимательства;
    • экономическая и техническая кооперация.

Членами АТЭК являются: Австралия, Бруней, Канада, Китай, Япония, Чили, Гонконг, Япония, Индонезия, Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу.

  1. Южно-Тихоокеанский Форум (South Pacific Forum), созданный в 1995 г. и объединяющий Австралию, Новую Зеландию, Папуа - Новую Гвинею, Тонга и Фиджи. Задача организации – ускорение экономического и социального развития стран региона.
  2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (Common Market for Eastern and Southern Africa, COMESA). Это объединение создано в 1994 г. Угандой, Кенией, Руандой, Бурунди и Танзанией. Общий рынок имеет региональный банк развития – банк торговли и развития (Trade and Development Bank, PTA-bank).
  3. Союз арабских стран Магриба (Arab Maghreb Union, AMU) включает пять Северо-Африканских государств, имеющих большое историческое, культурное и языковое родство. Первая Конференция Совета министров этих стран прошла в 1964 г. в Тунисе, когда было подписано соглашение о создании постоянного консультативного Совета между Алжиром, Ливией, Марокко  и Тунисом для координации планов развития и внутрирегиональной торговли. По ряду причин этот план так никогда и не вступил в силу. До 1980-х гг. никаких шагов по экономическому сближению страны не предпринимали. Только в 1988 году на встрече в Зеральде (Алжир) главы 5 стран (Алжир, Марокко, Ливия, Тунис, Мавритания) решили создать «Высшую Комиссию Магриба» и ряд специализированных учреждений.

Цель союза – укрепление всех форм связей между странами-членами  для повышения региональной стабильности и усиления политической координации. Ключевым аспектом является коллективная безопасность и невмешательство  во внутренние дела друг друга. Союз предусматривает широкие экономические связи, реализацию совместных проектов и совместные экономические программы.

  1. Содружество стран Южной Африки и Южно-Африканского развития (Southern Africa and the Southern African Development Community, SADC). Участниками SADC сегодня являются: Ангола, Ботсвана, Демократическая республика Конго, Лесото, Малави, о. Маврикий, Мозамбик, Намибия, Республика Сейшельские Острова, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Замбия и Зимбабве.

В 1980 г. в Лусаке (Замбия) лидеры девяти стран региона (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Танзания, Замбия и Зимбабве) договорились об организации постоянной Южно-Африканской Конференции по координации и развитию (Southern African Development Coordination Conference, SADCC). Целью SADCC было достижение экономической независимости стран-участниц, а также экономической либерализации на основе устойчивого развития интеграционных связей. Были созданы и действовали постоянные организационные структуры.

МВКО-лекция 4.doc

— 216.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 5.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 6.doc

— 155.50 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 7.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"