Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций
Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит
В начале 1990-х гг. с изменением политической и экономической ситуации в регионе было принято решение о преобразовании SADCC, имевшей относительно узкие задачи, в Содружество стран Южной Африки и Южно-Африканского развития.
Основными задачами SADC являются:
Соглашение о создании Сообщества было подписано в 1973 г. премьер-министрами четырех карибских островных государств.
Цели сообщества:
В настоящее время в «общий рынок» входят 15 островных государств Карибского бассейна.
Андское Сообщество действует с 1 августа 1997 г. и объединяет сегодня пять стран с населением более 115 млн. чел. И совокупным ВВП около 270 млрд. долл. США.
Вопрос 2.
Появление многосторонних институтов развития вызвано экономическими и особенно политическими изменениями в мире во второй половине XX в. Необходимость коллективного решения вопросов экономического и социального развития, прежде всего новых государств, стимулирует создание региональных межгосударственных союзов и институтов.
Каждая страна несет основную ответственность за собственное экономическое и социальное развитие, и роль национальной политики и стратегий в области развития достаточно велика. В то же время национальная экономика сегодня тесно связана с глобальной экономической системой, и эффективное использование инвестиционных возможностей может помочь странам вести борьбу с нищетой. Национальные усилия в области развития должны подкрепляться благоприятной международной экономической конъюнктурой.
В условиях углубления взаимозависимости мировой экономики необходим целостный подход к связанным между собой национальным, международным и системным проблемам финансирования устойчивого развития. Такой подход должен открывать возможности для всех стран и содействовать созданию и эффективному использованию ресурсов, а также созданию на всех уровнях прочных и подотчетных структур.
Основными направлениями деятельности стран являются еле дующие:
Прежде всего, необходимо создание внутренних условий для мобилизации национальных сбережений как государственных, так и частных, поддержания достаточного уровня производительных инвестиций и развития человеческого потенциала. Крайне важно повысить результативность, целостность и последовательность макроэкономической политики. Создание благоприятных внутренних условии имеет жизненное значение для мобилизации национальных ресурсов, повышения производительности, уменьшения утечки капитал.: поощрения развития частного сектора и привлечения и эффективного использования международных инвестиций и помощи. Имени» внутренний, национальный потенциал стран должен стать основой развития и борьбы с бедностью. Никакая внешняя помощь не может быть эффективной и не способна дать ожидаемых результатов, если в стране не созданы необходимые внутренние политические и экономические условия. Национальная экономическая политика, прочные демократические институты, реагирующие на потребности населения, и усовершенствованная инфраструктура являются основой для устойчивого экономического роста, ликвидации нищеты и создания рабочих мест. Также существенно важными и взаимоусиливающими условиями являются свобода, мир и безопасность, внутренняя стабильность, уважение прав человека, включая право на развитие и верховенство закона, равенство мужчин и женщин, проведение рыночной политики и общая приверженность справедливому демократическому обществу.
В качестве одной из приоритетных задач признана борьба с коррупцией на всех уровнях. Коррупция - серьезное препятствие на пути эффективной мобилизации и распределения ресурсов и отвлекает ресурсы от деятельности, которая имеет жизненно важное значение для ликвидации нищеты и устойчивого экономического развития.
Необходима эффективная, действенная и подотчетная система мобилизации государственных ресурсов и управление процессов их использования правительствами. Для усиления социальной направленности финансового сектора важное значение имеет микрофинансирование и кредитование микропредприятий, малых и средних предприятий, в том числе в сельскохозяйственном секторе, а также национальные планы сбережений. Действенным инструментом обеспечения доступа таких предприятий к финансовым средствам могут стать банки развития, коммерческие и другие финансовые учреждения, действуя как независимо, так и во взаимодействии.
Важными компонентами, дополняющими национальные международные усилия в области развития, являются частные международные ресурсы капитала, в частности прямые иностранные инвестиции. Они способствуют финансированию устойчивого экономического роста в долгосрочном плане. Эти инвестиции имеют особо важное значение благодаря их потенциалу обеспечивать передачу знаний и технологии, создание рабочих мест, резкое повышение общей производительности, повышение конкурентоспособности и активизацию предпринимательской деятельности и, в конечном счете, ликвидацию нищеты за счет экономического роста и развития. Поэтому одной из главных задач является создание необходимых внутренних и международных условий для обеспечения притока в развивающиеся страны прямых инвестиций, содействующих достижению национальных приоритетных целей в области развития.
Для привлечения и расширения притока производительного капитала странам необходимо наращивать усилия по обеспечению стабильных и предсказуемых условий для инвестирования при надлежащем обеспечении соблюдения договоров и уважении прав собственности, создаваемых благодаря рациональной макроэкономической политике. Особые усилия требуются в таких приоритетных областях, как экономическая политика и нормативная правовая база, необходимые для поощрения и защиты инвестиций, включая развитие людских ресурсов, недопущение двойного налогообложения, оперативное управление, стандарты учета и поощрение конкуренции.
Важное значение могут иметь и другие механизмы, та кис, как партнерские связи между государственным и частным сектором и инвестиционные соглашения.
Необходимы скоординированные усилия международных региональных и внутренних институтов по привлечению частного капитала на развитие инфраструктуры и в другие области, имеющие приоритетное значение. Для этого важно обеспечивать кредитование экспорта и местное финансирование, привлечение рискового капп тала и другие механизмы кредитования, гарантии рисков, мобилизацию ресурсов для оказания помощи, предоставление информации об инвестиционных возможностях, предоставление услуг по развитию предпринимательской деятельности, проведение форумов в целях содействия развитию деловых связей и сотрудничеству между предприятиями развитых и развивающихся стран, а также финансирование технико-экономических обоснований проектов.
Особо подчеркивается роль международной торговли как движущей силы развития. Именно основанная на международных принципах, открытая, не дискриминационная и справедливая система торговли может стимулировать экономический рост и развитие во всем мире в интересах всех стран. Для этого необходимо создание и стимулирование соответствующих институтов, разработка и развитие надлежащей стратегии в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Либерализация торговли является важным элементом стратегии любой страны в сфере обеспечения устойчивого развития. В связи с этим многосторонним и двусторонним финансовым институтам, занимающимся вопросами развития, предлагается в сотрудничестве с правительствами заинтересованных стран расширять и координировать свои усилия за счет расширении выделяемых на эти цели ресурсов для постепенного устранения ограничений, связанных с предложением; совершенствовать торговую инфраструктуру; диверсифицировать экспортные возможности и содействовать повышению технологичности экспортной продукции углублять институциональное развитие и повышать общую производительность и конкурентоспособность.
Странам-донорам, международным и региональным финансовым институтам предлагается совместно с соответствующими учреждениями, фондами и программами Организации Объединенных Наций усиливать поддержку профессиональной подготовки, создания потенциала и институциональной структуры, связанных с торговлей, и услуг, направленных на содействие торговле. Особое внимание следует уделить наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, малым островным развивающимся государствам, развитию в Африке, развивающимся странам транзита и странам с переходной экономикой, в том числе с помощью Комплексных программ технической помощи для поддержки мероприятий, связанных с торговлей, Объединенной комплексной программы технической помощи, Глобального целевого фонда для осуществления повестки дня Всемирной торговой организации в области развития, принятой в Дохе, а также в рамках деятельности Центра по международной торговле.
2) Официальная межгосударственная помощь играет важную роль как компонент, дополняющий другие источники финансирования развития, особенно в странах, которые располагают наименьшим потенциалом для привлечения прямых частных инвестиций. Однако только официальная помощь не в состоянии реализовать все поставленные цели развития. Она может оказывать той или иной стране содействие в достижении достаточных уровней мобилизации внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени по мере укрепления человеческого капитала, производственных мощностей и экспортных возможностей. Она создает необходимые условия для деятельности частного сектора и тем самым создает возможности для динамичного роста.
Страны — получатели помощи и страны-доноры, а также международные институты должны стремиться к повышению эффективности официальной помощи. В частности, многосторонним и двусторонним финансовым учреждениям и учреждениям, занимающимся вопросами развития, необходимо активизировать усилия, направленные на:
поддержание и расширение новых инициатив, таких, как устранение обусловленности оказания помощи, в том числе осуществление рекомендации Комитета по оказанию помощи в целях развития Организации экономического сотрудничества и развития об устранении обусловленности оказания помощи наименее развитым странам (решение ОЭСР в мае 2001 г.). Необходимы дальнейшие усилия по устранению трудновыполнимых ограничений;
Многосторонние и региональные банки развития продолжаю играть жизненно важную роль в удовлетворении потребностей развивающихся стран и стран с переходной экономикой в области развития.
Многосторонним финансовым учреждениям, прежде всего Международному валютному фонду, необходимо и далее уделять первоочередное внимание выявлению и предотвращению потенциальных кризисов и укреплению основ международной финансовой стабильности. В этой связи необходимо дальнейшее укрепление деятельности МВФ по наблюдению за экономическими процессами во всех странах, уделяя особое внимание потокам краткосрочного капитала и их влиянию на мировую и национальные экономики. Одной из главных задач Фонда остается своевременное выявление с помощью разработанных систем наблюдения и раннего предупреждения в координации с соответствующими региональными институтами внешних факторов уязвимости стран.
Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"