Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит

Файлы: 7 файлов

МВКО-лекция 1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 2.doc

— 283.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 3.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

В начале 1990-х гг. с изменением политической и экономической ситуации в регионе было принято решение о преобразовании SADCC, имевшей относительно узкие задачи, в Содружество стран Южной Африки и Южно-Африканского развития.

Основными задачами SADC являются:

    • содействие развитию свободной торговли;
    • содействие разработке и применению политики и стратегии рыночной интеграции и достижения устойчивого экономического роста и развития;
    • содействие гармонизации стандартов и налогообложения;
    • поддержка внутрирегиональной и многосторонней экономической кооперации;
    • проведение анализа макроэкономической политики и содействие конвергенции макроэкономической политики;
    • поддержка рыночных реформ в странах-членах и содействие инвестициям;
    • поддержка промышленного развития региона;
    • поддержка добывающих отраслей и повышение их доходности;
    • поддержка функционального, эффективного и ориентированного на развитие финансового сектора.
  1. Карибское сообщество (Caribbean Community, CARICOM), или Карибский Общий Рынок (Caribbean Common Market)

Соглашение о создании Сообщества было подписано в 1973 г. премьер-министрами четырех карибских островных государств.

Цели сообщества:

    • повышение стандартов жизни и труда;
    • достижение полной занятости;
    • ускорение, координация и устойчивость экономического развития;
    • расширение уровня конкурентоспособности стран-членов;
    • координация внешней политики и т.д.

В настоящее время в «общий рынок» входят 15 островных государств Карибского бассейна.

  1. Сообщество Анд (Andean Community, CAN) – это международная организация экономической и социальной интеграции пяти стран: Боливии, Эквадора, Перу, Колумбии и Венесуэлы. Сообщество – это интеграционная система (Andean Integration System, SAI). Она официально включает следующие тесно связанные между собой организации:
    • Совет Президентов стран Сообщества;
    • Генеральный секретариат;
    • Андский Совет министров иностранных дел;
    • Комиссия Андского Сообщества;
    • Андский Парламент;
    • Суд Сообщества Анд;
    • Корпорация развития Анд (CAF);
    • Латиноамериканский резервный фонд (FLAR);
    • Социальные конвенции;
    • Университет Симона Боливара;
    • Андский консультативный Совет по труду;
    • Андский консультативный Совет по бизнесу.

Андское Сообщество действует с 1 августа 1997 г. и объединяет сегодня пять стран  с населением более 115 млн. чел. И  совокупным ВВП около 270 млрд. долл. США.

 

 

 

 

 

Вопрос 2.

Появление многосторонних институтов развития вызвано экономическими и особенно политическими изменениями в мире во второй половине XX в. Необходимость коллективного решения вопросов экономического и социального развития, прежде всего новых государств, стимулирует создание региональных межгосударственных союзов и институтов.

Каждая страна несет основную ответственность  за собственное экономическое и социальное развитие, и роль национальной политики и стратегий в области развития достаточно велика. В то же время национальная экономика сегодня тесно связана с глобальной экономической системой, и эффективное использование инвестиционных возможностей может помочь странам вести борьбу с нищетой. Национальные усилия в области развития должны подкрепляться благоприятной международной экономической конъюнктурой.

В условиях углубления взаимозависимости  мировой экономики необходим целостный подход к связанным между собой национальным, международным и системным проблемам финансирования устойчивого развития. Такой подход должен открывать возможности для всех стран и содействовать созданию и эффективному использованию ресурсов, а также созданию на всех уровнях прочных и подотчетных структур.

Основными направлениями деятельности стран являются еле дующие:

  1. Мобилизация национальных финансовых ресурсов на цели развития.

Прежде всего, необходимо создание внутренних условий  для мобилизации национальных сбережений как государственных, так и частных, поддержания достаточного уровня производительных инвестиций и развития человеческого потенциала. Крайне важно повысить результативность, целостность и последовательность макроэкономической  политики. Создание благоприятных внутренних условии имеет жизненное значение для мобилизации национальных ресурсов, повышения производительности, уменьшения утечки капитал.: поощрения развития частного сектора и привлечения и эффективного использования международных инвестиций и помощи. Имени» внутренний, национальный потенциал стран должен стать основой развития и борьбы с бедностью. Никакая внешняя помощь не может быть эффективной и не способна дать ожидаемых результатов, если в стране не созданы необходимые внутренние политические и экономические условия. Национальная экономическая политика, прочные демократические институты, реагирующие на потребности населения, и усовершенствованная инфраструктура являются основой для устойчивого экономического роста, ликвидации нищеты и создания рабочих мест. Также существенно важными и взаимоусиливающими условиями являются свобода, мир и безопасность, внутренняя стабильность, уважение прав человека, включая право на развитие и верховенство закона, равенство мужчин и женщин, проведение рыночной политики и общая приверженность справедливому демократическому обществу.

В качестве одной  из приоритетных задач признана борьба с коррупцией на всех уровнях. Коррупция - серьезное препятствие на пути эффективной мобилизации и распределения ресурсов и отвлекает ресурсы от деятельности, которая имеет жизненно важное значение для ликвидации нищеты и устойчивого экономического развития.

Необходима  эффективная, действенная и подотчетная система мобилизации государственных ресурсов и управление процессов их использования правительствами. Для усиления социальной направленности финансового сектора важное значение имеет микрофинансирование и кредитование микропредприятий, малых и средних предприятий, в том числе в сельскохозяйственном секторе, а также национальные планы сбережений. Действенным инструментом обеспечения доступа таких предприятий к финансовым средствам могут стать банки развития, коммерческие и другие финансовые учреждения, действуя как независимо, так и во взаимодействии.

Важными компонентами, дополняющими национальные международные усилия в области развития, являются частные международные ресурсы капитала, в частности прямые иностранные инвестиции. Они способствуют финансированию устойчивого экономического роста в долгосрочном плане. Эти инвестиции имеют особо важное значение благодаря их потенциалу обеспечивать передачу знаний и технологии, создание рабочих мест, резкое повышение общей производительности, повышение конкурентоспособности и активизацию предпринимательской деятельности и, в конечном счете, ликвидацию нищеты за счет экономического роста и развития. Поэтому одной из главных задач является создание необходимых внутренних и международных условий для обеспечения притока в развивающиеся страны прямых инвестиций, содействующих достижению национальных приоритетных целей в области развития.

Для привлечения  и расширения притока производительного  капитала странам необходимо наращивать усилия по обеспечению стабильных и предсказуемых условий для инвестирования при надлежащем обеспечении соблюдения договоров и уважении прав собственности, создаваемых благодаря рациональной макроэкономической политике. Особые усилия требуются в таких приоритетных областях, как экономическая политика и нормативная правовая база, необходимые для поощрения и защиты инвестиций, включая развитие людских ресурсов, недопущение двойного налогообложения, оперативное управление, стандарты учета и поощрение конкуренции.

Важное  значение могут иметь и другие механизмы, та кис, как партнерские связи между государственным и частным сектором и инвестиционные соглашения.

Необходимы  скоординированные усилия международных  региональных и внутренних институтов по привлечению частного капитала на развитие инфраструктуры и в другие области, имеющие приоритетное значение. Для этого важно обеспечивать кредитование экспорта и местное финансирование, привлечение рискового капп тала и другие механизмы кредитования, гарантии рисков, мобилизацию ресурсов для оказания помощи, предоставление информации об инвестиционных возможностях, предоставление услуг по развитию предпринимательской деятельности, проведение форумов в целях содействия развитию деловых связей и сотрудничеству между предприятиями развитых и развивающихся стран, а также финансирование технико-экономических обоснований проектов.

Особо подчеркивается роль международной торговли как движущей силы развития. Именно основанная на международных принципах, открытая, не дискриминационная и справедливая система торговли может стимулировать экономический рост и развитие во всем мире в интересах всех стран. Для этого необходимо создание и стимулирование соответствующих институтов, разработка и развитие надлежащей стратегии в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Либерализация торговли является важным элементом стратегии любой страны в сфере обеспечения устойчивого развития. В связи с этим многосторонним и двусторонним финансовым институтам, занимающимся вопросами развития, предлагается в сотрудничестве с правительствами заинтересованных стран расширять и  координировать свои усилия  за счет расширении выделяемых на эти цели ресурсов для постепенного устранения ограничений, связанных с предложением; совершенствовать торговую инфраструктуру; диверсифицировать экспортные возможности и содействовать повышению технологичности экспортной продукции углублять институциональное развитие и повышать общую производительность и конкурентоспособность.

Странам-донорам, международным  и региональным финансовым институтам предлагается совместно с соответствующими учреждениями, фондами и программами Организации Объединенных Наций усиливать поддержку профессиональной подготовки, создания потенциала и институциональной структуры, связанных с торговлей, и услуг, направленных на содействие торговле. Особое внимание следует уделить наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, малым островным развивающимся государствам, развитию в Африке, развивающимся странам транзита и странам с переходной экономикой, в том числе с помощью Комплексных программ технической помощи для поддержки мероприятий, связанных с торговлей, Объединенной комплексной программы технической помощи, Глобального целевого фонда для осуществления повестки дня Всемирной торговой организации в области развития, принятой в Дохе, а также в рамках деятельности Центра по международной торговле.

2) Официальная межгосударственная помощь играет важную роль как компонент, дополняющий другие источники финансирования развития, особенно в странах, которые располагают наименьшим потенциалом для привлечения прямых частных инвестиций. Однако только официальная помощь не в состоянии реализовать все поставленные цели развития. Она может оказывать той или иной стране содействие в достижении достаточных уровней мобилизации внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени по мере укрепления человеческого капитала, производственных мощностей и экспортных возможностей. Она создает необходимые условия для деятельности частного сектора и тем самым создает возможности для динамичного роста.

Страны —  получатели помощи и страны-доноры, а также международные институты должны стремиться к повышению эффективности официальной помощи. В частности, многосторонним и двусторонним финансовым учреждениям и учреждениям, занимающимся вопросами развития, необходимо активизировать усилия, направленные на:

  • приведение их оперативных процедур в соответствие с современными стандартами, с тем чтобы сократить операционные расходы  и обеспечить гибкость механизмов выделения  и освоения средств по линии официальной помощи развитию, принимая во внимание национальные цели и задачи в области развития с учетом ответственности страны-получателя за их достижение и выполнение;

поддержание и расширение новых инициатив, таких, как устранение обусловленности  оказания помощи, в том числе осуществление рекомендации Комитета по оказанию помощи в целях развития Организации экономического сотрудничества и развития об устранении обусловленности оказания помощи наименее развитым странам (решение ОЭСР в мае 2001  г.).  Необходимы дальнейшие усилия по устранению трудновыполнимых ограничений;

  • расширение возможностей стран -- получателей помощи по освоению средств и их участию в управлении финансами для использования средств для поощрения наиболее эффективных механизмов оказания помощи, отвечающих потребностям развивающихся стран и обеспечения предсказуемости притока ресурсов, в том 
    числе при необходимости механизмов бюджетной поддержки на основе всесторонних консультаций;
  • использование программ развития, за осуществление и организацию которых отвечают развивающиеся страны и которые включают стратегии сокращения масштабов нищеты, в качестве механизмов оказания помощи по запросу;
  • расширение вклада стран — получателей помощи в разработку программ технической помощи, включая закупки, и их ответственности за расширение эффективного использования местных ресурсов для технической помощи;
  • укрепление трехстороннего сотрудничества, в том числе с участием стран с переходной экономикой, и сотрудничество по линии Юг — Север в качестве инструмента оказания помощи;
  • обеспечение расширения официальной помощи, предназначенной для бедных слоев населения, улучшение координации помощи и оценки результатов.

Многосторонние и региональные банки развития продолжаю играть жизненно важную роль в удовлетворении потребностей развивающихся стран и стран с переходной экономикой в области развития.

Многосторонним  финансовым учреждениям, прежде всего Международному валютному фонду, необходимо и далее уделять первоочередное внимание выявлению и предотвращению потенциальных кризисов и укреплению основ международной финансовой стабильности. В этой связи необходимо дальнейшее укрепление деятельности МВФ по наблюдению за экономическими процессами во всех странах, уделяя особое внимание потокам краткосрочного капитала и их влиянию на мировую и национальные экономики. Одной из главных задач Фонда остается своевременное выявление с помощью разработанных систем наблюдения и раннего предупреждения в координации с соответствующими региональными институтами внешних факторов уязвимости стран.

МВКО-лекция 4.doc

— 216.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 5.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 6.doc

— 155.50 Кб (Открыть, Скачать)

МВКО-лекция 7.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"