Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций
Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит
При временном дефиците платежного баланса страна получала бы в Союзе средства в банкорах в пределах квот или овердрафт для погашения внешней задолженности. В дальнейшем лимиты квот могут автоматически увеличиваться при увеличении объема внешней торговли.
Первоначально банкор был бы привязан к золоту, но затем заменил бы золото в международных расчетах.
Для предотвращения устойчивых сальдо (дебетовых или кредитовых) предлагалось ввести выплату процентов по остаткам на счетах.
Количество банкоров, которые может иметь страна с положительным сальдо платежного баланса, не ограничивается или ограничивается суммой квот всех стран.
Учитывая, что в тот период США были, по существу, единственной страной с положительным сальдо платежного баланса, принятие плана Великобритании (плана Кейнса) вело к тому, что США стали бы единственным кредитором всех других стран. Американская делегация, что естественно, выступила резко против подобного предложения. В итоге был принят план Гарри Уайта — министра финансов США.
План Уайта — план создания Международного стабилизационного фонда. Страны — члены фонда вносят национальную валюту и золото в центральный резервный фонд для оказания помощи государствам, испытывающим трудности из-за дефицита платежного баланса.
Главная задача
Стабилизационного фонда —
План Уайта
не предусматривал создание новых международных
платежных средств или
Результатом переговоров стало создание Международного валютного фонда (МВФ), отвечающего за валютные курсы, ликвидность краткосрочные финансовые аспекты платежных балансов, и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), занимающегося долгосрочным кредитованием и политикой развития.
Основные положения Бреттон-Вудской системы.
1. Фиксированные валютные паритеты.
Каждая страна была обязана ввести фиксированный валютный паритет по отношению к золоту — непосредственно или через привязку к другой валюте при условии, что эта валюта неизменно обменивается на золото по фиксированному курсу. Такой валютой в тот период был только доллар США — 35 долл. за тройскую унцию.
Для обеспечения стабильности валют страны обязаны:
США имели в тот период 75% мирового резерва золота. В 1959 г. пределы колебаний валют были расширены до 2% при условии, что они не превышают 1% по отношению к доллару США. В декабре 1971 г. пределы были расширены до 2,25%.
Девальвация допускается только для корректировки фундаментального макроэкономического неравновесия и только после консультаций с МВФ.
2. Конвертируемость.
Бреттон-Вудская система предусматривала отмену валютных ограничений и полную конвертируемость национальных валют по текущим операциям.
3. Золотовалютный стандарт.
Соглашения закрепили отказ от золотого стандарта. Был введен золотовалютный стандарт, постепенно превратившийся в долларовый.
Золото по-прежнему оставалось основным резервным активом, и все страны фиксировали к нему курсы своих валют. Золото являлось средством создания национальных резервов и завершения межгосударственных расчетов.
Однако на практике каждый центральный банк был вынужден создавать резервы в долларах США.
В отличие от золота доллар не имел физического ограничения эмиссии. Другие валюты в качестве резервов использовались ограниченно, так как имели хождение преимущественно в пределах валютных блоков: фунт стерлингов — в странах Британского Содружества; французский франк — зона франка (Северная и Центральная Африка).
Бреттон-Вудская система основывалась на обязательстве США поддерживать конвертируемость доллара в золото. Это обязательство в послевоенный период США выполняли чрезвычайно аккуратно.
Экономический кризис 1949 г. и девальвация валют европейских стран (от 12 до 30%) послужили стимулом к экономическому росту в Европе. Напротив, США имели постоянный дефицит торгового баланса и отток капитала, т.е. дефицит платежного баланса в целом. На конец 1950 г. США имели 652 млн унций золота, а семь ведущих стран Европы (шесть стран, подписавших Римский договор, и Швейцария) — 95 млн. К 1971 г. золотой запас США сократился до 291,6 млн, а европейский увеличился до 481,7 млн унций. Основная часть этого гигантского перелива золота произошла в конце 50-х и начале 60-х гг.
В 1960-х гг. позиции США и Европы в отношении мировой валютной системы находились в состоянии конфронтации, которую тогдашний премьер-министр Великобритании г. Вильсон назвал «валютной войной».
Основной риск заключался в том, что параметры системы могли достичь предельных значений, определяемых резервами и ценой золота, и вызвать кризис конвертируемости. Более высокая цена золота, компенсирующая инфляцию военного и послевоенного Периода, дала бы больше возможностей для маневрирования параметрами системы. Но в 60-е гг. цена золота не могла вырасти главным образом по политическим соображениям.
Сокращение золотого запаса США и падение доверия к доллару вызывали отток капитала из США. Дефицит платежного баланса по текущим операциям усугублялся дефицитом по счету операций с капиталом. Чтобы остановить отток капитала, США пытались поддерживать высокие процентные ставки. В 1963—1968 гг. вводился контроль за движением капитала (налог на разницу процентных ставок).
Проблемы валютной системы обострились в конце 1960-х гг. как следствие войны во Вьетнаме. Система фиксированных валютных курсов приводила к соответствующему высокому уровню инфляции в Европе, альтернативой чему были накопление резервов и массовые спекуляции. Особенно сильной критике система подвергалась в Германии за «импорт инфляции» в страны с активным сальдо платежного баланса.
Большинство видных экономистов выступили с критикой официальной позиции США. Р. Триффин полагал, что основной долгосрочной проблемой стабильности Бреттон-Вудской системы является проблема доверия. Золотой резерв США не покрывает эмиссию долларов, и может наступить момент, когда США не смогут обменивать свои обязательства по 35 долл. за унцию. Поэтому страны могут отказаться от долларовых резервов и предъявить их к оплате.
Он предложил МВФ эмитировать новую валюту, которая могла бы стать ведущей резервной валютой вместо доллара.
Милтон Фридмаэн предлагал:
Летом 1971 г. система не выдержала. 15 августа 1971 г. доллар официально стал неконвертируемым. Это поставило другие страны перед проблемой: продолжать фиксацию валютных курсов по отношению к неконвертируемому доллару, вводить общий плавающий курс к доллару или устанавливать независимые курсы валют к доллару и друг к другу.
Хронология событий 1971 г. такова:
январь — март: вывоз капитала из США приобретает огромные размеры и усиливает давление на валютный курс. Отток средств принимает характер панического «бегства от доллара»;
апрель: явный дефицит официальных резервов США вызывает открытую спекуляцию против доллара;
3—5 мая: Германия, а затем и остальные страны Европы прекращают поддержку доллара;
10 мая: переход европейских
15 августа: президент США Ричард Никсон объявляет об отмене конвертируемости доллара в золото;
28 августа: Япония прекращает поддержку доллара;
15 сентября: встреча министров финансов десяти ведущих стран. Никакого соглашения не достигнуто;
17—18 декабря: заключение
Смитсоновское соглашение предусматривало девальвацию доллара США на 7,89%. Официальная цена золота повысилась до 'X долл. за унцию. Были повышены курсы ряда валют. Пределы колебаний валютных курсов были увеличены до 2,25%. Девальвация доллара вызвала цепную реакцию: к концу 1971 г. 96 стран из 118 членов МВФ установили новые курсы национальных валют к доллару США, в том числе 50 — повысили.
Сложившаяся в результате заключения Смитсоновского соглашения новая система сохранила отдельные черты прежней золото-девизной системы. Курсы валют фактически фиксировались по отношению к доллару. Различие заключалось в обязательствах США по конвертируемости. Хотя на золото была установлена официальная цена, США вообще не покупали и не продавали его. Международная валютная система, таким образом, уже не основывалась на золотовалютном стандарте. Это была система долларового стандарта.
Черты долларового стандарта внедрялись в международной валютной системе уже в конце 1960-х гг., особенно после отмены требования золотого обеспечения и истощения золотого запаса США до кризисного уровня. Преимущество долларового стандарта состоит в его свободе от дестабилизирующих факторов золотовалютного стандарта, а его недостаток -- в наличии в системе доминирующего влияния одной национальной валюты и отсутствии механизма ответственности страны-эмитента, аналогичного требованию конвертируемости.
Напротив, недостаток
золотовалютного стандарта
Правила игры требовали, чтобы Европа поддерживала равновесие платежного баланса, а США — стабильность цен. Но эти две цел и. не были независимы друг от друга. США придерживались чрезмерно экспансионистской для других стран кредитно-денежной политики. Обусловленное этим усугубление проблемы активного сальдо их платежных балансов вело к дополнительному импорту инфляции в Европу, которую пытались устранить с помощью политики стерилизации денежной массы.
Однако такая политика не могла действовать в течение длительного времени. Активное сальдо, которое автоматически ведет к увеличению денежной массы, может быть временно компенсировано центральным банком путем продажи ценных бумаг или изменения резервных требований к банкам. Но такие действия неизбежно вызывают рост процентных ставок и ухудшают ситуацию с притоком капиталов: капитал начинает «прибывать» ускоренными темпами. При быстром наращивании резервов усиливается биржевая игра на повышение, и в конце концов центральному банку приходится отказаться от поддержки валютного курса. Именно так было при кризисе немецкой марки в мае 1971 г., когда Бундесбанк был вынужден скупать доллары со скоростью более 150 млн долл. в час. Подобное же явление произошло в начале 1973 г..
В феврале 1973 г. министр финансов США Джордж Шульц нашел решение в девальвации доллара. Его официальная цена была повышена до 42,22 долл. за унцию. Кроме того, изменились курсы валют некоторых стран. Но поскольку кредитно-денежная политика не изменилась и рост денежной массы не ограничивался, девальвация лишь усилила аппетиты биржевых спекулянтов. Потоки спекулятивного капитала вызвали масштабный рост долларовых запасов в остальном мире. Так, в Японии валютные резервы (главным образом долларовые) взлетели с 2,6 млрд долл. в конце 1969 г. до 15,2 млрд долл. на конец 1972 г.; в Германии — соответственно с 2,7 до 15,8 млрд долл. К весне 1973 г. система долларового стандарта находилась в серьезном кризисе.
Проблемы международной валютной системы требовали ее фундаментальной реформы. Такая реформа была проведена почти в полном соответствии с предложениями Милтона Фридмэна.
Кризис Бреттон-Byдской системы был вызван объективными причинами. Предпосылкой дестабилизации системы послужило изменение международной конъюнктуры. В послевоенный период усилились интеграционные процессы, развивались финансовые рынки и международная торговля, возрастало движение капиталов. Следствием этого стало падение эффективности проводимой странами денежно-кредитной политики.
Бреттон-Вудская система была асимметричной. В системе стандарта резервной валюты страна, валюта которой используется в качестве резерва, занимает особое положение: она никогда не проводит валютные интервенции для поддержания собственного курса. Следовательно, ей нет необходимости финансировать дефицит платежного баланса. Эта страна находится в привилегированном положении.
Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"