Моделирование как средство обучения решениютекстовых задач в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Проблема заключается в противоречии между недостаточным уровнем обученности учащихся решению текстовых задач и выбором эффективных средств, позволяющих повысить качество обучения решению текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучения решению текстовых задач в начальных классах малокомплектной школы.
Предмет исследования: модель как средство обучения решению текстовых задач.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
1.1 Виды арифметических задач в начальном курсе математики………5
1.2 Особенности организации обучения математике в начальных классах малокомплектной школы……………………………………..7
1.3 Методы и приемы обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах…………………………………….10
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
2.1 Понятие и сущность моделирования…………………………………17
2.2 Виды моделей и условия их применения в практике решения текстовых задач……………………………………………………….22
2.3 Использование моделирования на различных этапах решения текстовых задач……………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

моделирование.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

Из неё видно, что дети знают все виды моделей (рисунок, чертеж, схема, краткая запись, таблица) и у них у всех максимальный балл, но по остальным критериям низкие баллы. Самый  наибольший балл у Софьи В. по всем критериям. Умение анализировать задачу составляет 30 % всего класса, умение подбирать модель к условию задачи – 37%, умение «читать» задачу по модели – 40%, поиск решения задачи по модели – 35%, правильное оформление задачи – 28% и  нахождение правильного ответа к задачи – 35%.  Исходя из этого можно сказать, что в 4 классе уровень работы с задачами ниже среднего. Как и в 4 классе  во 2 есть сильный учащийся Лева Ч., у которого наибольшие баллы по критериям оценивания контрольной работы (Приложение 6).

Процентное соотношение лучше, чем в 4 классе: умения анализировать задачи составляет – 55% всего класса, умение подбирать модель к условию задачи низкий процент – 11%, умение «читать» задачу по её модели – 55%, поиск решения задачи по её модели – 78%, оформление задачи – 28,5%, правильность ответа задачи – 67%. Уровень работы с задачами средний, такие проценты получились, благодаря, маленькому количеству человек в классе.

Учитывая результаты первичной диагностики, были разработаны уроки на следующие темы

4 класс:

      Деление числа на произведение

      Деление с остатком на 10, 100,1000

      Решение задач на противоположное движение

      Решение задач и примеров

      Деление с остатком на числа, оканчивающиеся нулями

      Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

      Закрепление изученного материала

      Контрольная работа

      Работа над ошибками

2 класс: 

      Конкретный смысл действия деления

      Прием умножения с помощью сложения

      Задачи на нахождение произведения

      Периметр прямоугольника

      Умножение вида 1 * а, 0 * а

      Называние компонентов умножения

      Закрепление. Решение задач

      Переместительное свойство умножения

      Решение задач

Были уроки как однопредметные, так и разнопредметные (Приложение 7). При составлении уроков учитывались трудности учащихся при работе над задачами и работа на уроке, в зависимости от спаренных уроков. На фрагментах конспектов показана работа над задачей и структура урока в целом при спаренных уроках.

 

Фрагменты конспектов уроков

 

Математика 2 класс                                                            Математика 4 класс

ТЕМА: Работа над ошибками                          ТЕМА: Деление числа на произведение

Цель: исправление допущенных                       Цель: Знакомство учащихся с разными

ошибок при самостоятельной работе                              способами деления                 

                                                                        числа на произведение

Задачи: 1. Разобрать задания, в которых          Задачи: 1. Разобрать способы деления

дети допустили ошибки                                                             числа на произведение

2.        Развивать вычислительные навыки,        2. Учить видеть легкий способ решения

внимание, мышление       

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность     3. Совершенствовать умения

                                                                                      решать задачи

 

Этапы урока

2 класс

Этапы урока

4 класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

приветствие

 

Орг. момент

приветствие

 

Устный  счет

Работа с учителем на слух

 

Устный счет

Самостоятельная работа с доской

 

Работа  по теме урока

Решение примеров самостоятельно

 

 

Работа над новым материалом

Работа с учебником и учителем

 

 

Решение

задачи

У Нади  было 50 рублей. Она купила линейку за 12 рублей и карандаш за 4 рубля. Сколько сдачи должна получить Надя?

Что надо узнать в задаче?

 

Что для этого должно быть известно?

 

Известно ли нам сколько истратила Надя?

Но что сказано в задаче?

 

Какую модель мы построим к задаче?

Что будет в краткой записи?

Что мы найдем первым действием?

А теперь мы можем найти ответ на вопрос задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько сдачи должна получить Надя?

 

Сколько денег было, и сколько истратила Надя.

 

 

 

Нет

 

Она купила карандаш и линейку

 

 

Краткую запись

К. – 4 руб.

Л – 12 руб.       50 р

Ост. - ? руб.

 

Сколько истратила Надя. 4 + 12=16(р)

Да 50 – 16 = 34(р)

Работа по теме урока

Самостоятельная работа

 

 

Закрепление

 

Самостоятельная работа

 

Закрепление

Решение задачи

Прочитайте задачу.

Что известно в задаче?

Что нужно найти в задаче и для этого нам надо знать?

Какую модель можно  сделать к этой задаче?

 

 

 

 

 

 

 

Кто догадался, как можно решить задачу?

 

 

 

 

 

Каким способом можно решить задачу? Проговорим устно.

 

 

 

 

 

На сколько килограмм сыра больше, чем масла получится из 20 тонн молока

 

 

из1т

Кол-во т

Всего кг

сыр

83 кг 

20т

?кг

масло

45 кг 

20т

?кг

 

Мы найдем разницу между сыром и молоком из 1 т , а затем поученный результат мы умножим на количество тонн

1)83 – 45 =38(кг)- на столько больше сыра чем масла из 1 т.

2)38*20 = 760(кг)

Ответ: на 760 кг больше сыра, чем масла получается из 20т.

Найти сколько всего кг сыра получится из 20т молоко, потом сколько масла, а третьим действием найдем их разницу.

Итог

 

 

Итог

 

 

Д/з

 

 

Д/з

 

 

 

 

                     

        

  Чтение 2 класс                                                           Математика 4 класс

ТЕМА: Рассказы о животных            ТЕМА: Деление с остатком на 10, 100,   1000

Цель: Знакомство с рассказами о животных           Цель: Разбор приема деления с

Э. Шима «Теремок», «Уж и лягушка»                           остатком на 10, 100,  1000

Задачи:  1. Изучить рассказы Э. Шима               Задачи: 1.Изучить прием деления

«Теремок», «Уж и лягушка»                           с остатком

  2. Развивать навык чтения по ролям               2. Совершенствовать навыки решения

                                                                                              задач с помощью моделей

  3. Воспитывать любовь к животным              3.  Закрепить деление числа на произведение

                                                                              4. Воспитывать аккуратность, усердие

 

Оборудование: Учебное пособие                      Оборудование: Учебник математика

« Почитаем и узнаем» 2 класс,                                            М.Моро 4 класс,

иллюстрации ужа и лягушки                                         карточки с ребусами

 

Этапы урока

2 класс

Этапы урока

4 класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.  момент

Приветствие

 

Орг. момент

Приветствие

 

Сообщение темы и цели урока

Работа с учителем

 

Устный счет

Самостоятельная работа

 

Работа по теме урока

Самостоятельная работа

 

Работа над темой

Решение задачи  Чтение задачи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие виды моделей к задачам вы знаете?

Как можно оформить задачу?

Работа по таблице

Что нужно найти в задачи?

Что известно в задаче?

Что можно найти при этом условии?

Зная расход можно ответить на вопрос задачи?

Решение задачи

Для вспашки 8 га земли на тракторе израсходовали 168 л горючего, поровну на каждый гектар. Сколько потребуется литров горючего, чтобы вспахать 20 га земли при том же расходе горючего на 1 га? Сколько гектаров земли можно вспахать, имея 84 л горючего?

Схема, чертеж, рисунок, таблица, краткая запись

Таблицей

 

На 1 га

площадь

Всего литров

одинаковая

8га

168л

20 га 

? л

? га

84 га 

 

 

 

Расход горючего на 1 га

Да

168 :8 = 21(л)- расход 1 га

21*20=420 (л)- на 20 га

84:21= 4 (га)

Ответ: 420 л надо на 20 га, 4 га можно вспахать, имея т84 л горючего.

Закрепление

Работа с учителем над  проверка самостоятельной работы

 

Закрепление

Самостоятельная работа

 

итог

 

 

итог

 

 

Д/з

 

 

Д/з

 

 

 

Математика 2 класс                                                                        Чтение 4 класс

ТЕМА: Прием умножения                       ТЕМА: Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

с помощью сложения.

Цель: Знакомство с умножением             Цель: Познакомить учащихся с творчеством

при помощи сложения                                               Б.А Слуцким.

Задачи: 1. Продолжение закрепления понятие       Задачи: 1. Изучить стихотворения

и действие умножение                                                                «Лошади в океане»,       

2.Развивать вычислительные навыки                      2. Развивать навыки        

                                                                                                 выразительного чтения

3. Воспитывать мотивацию к учению                3. Воспитывать бережное отношение

                                                                                                                 к природе.

Оборудование: иллюстрации березы,  дома    Оборудование: иллюстрации природы,

                                                                                                                   лошадей.

 

Этапы урока

2 класс

Этапы урока

4 класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг момент

Приветствие

 

Орг. момент

Приветствие

 

Устный счет

Самостоятельная работа

 

Работа по теме урока

Работа с учителем

 

Изучение нового материала

Решение задачи

Прочитайте задачу.

О чем эта задача?

 

 

 

 

 

 

 

Сделайте рисунок к задаче?

 

 

 

 

 

 

Сколько этажей дом?

Сколько метров 1 этаж?

Как найти высоту дома?

 

 

А что мы еще знаем в задаче?

Каково высота березы?

В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 этажей

3 метров 

По 3 взять 5 раз

3+3+3+3+3 = 15 (м) высота дома

 

Высота дома равна высоте березы.

15 метров.

Вторичное чтение

Самостоятельная работа

 

закрепление

Самостоятельная работа

 

 

Работа со стихотворением

Работа с учителем

 

Итог

 

 

Итог

 

 

Д/з

 

 

Д/з

 

 

 

Математика 2 класс                                                         Математика 4 класс

 

ТЕМА: Название компонентов умножения    ТЕМА: Письменное деление на числа,

                                                                                         оканчивающиеся нулями.

Цель: Знакомство учащихся                             Цель: Разбор письменного деления на

с компонентами умножения                                      числа, оканчивающиеся нулями

Задачи: 1. Изучить названия                      Задачи:  1. Научиться письменно делить на

компонентов умножения                                              числа, оканчивающиеся нулями

2.Развивать вычислительные навыки,               2. Развивать вычислительные навыки,

мышление, внимание                                              память, мышление

3.Воспитывать  интерес к математике             3. Воспитывать интерес к математике

Оборудование: карточки с примерами для устного счета     

               

Этапы урока

2 класс

Этапы урока

4 класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствие

 

Орг. момент

Приветствие

 

Устный счет

Самостоятельная работа Круговые примеры                                

№ 5

 

         4 см

        

       Р = ?        ?,на 3

                               см                   

                      меньше

4 – 3 = 1 (см) – ширина

(4+1) * 2 = 10(см)

Ответ: Р= 10 см.

Изучение нового материала

Работа с учителем и доской по теме урока

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Работа с учителем

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с доской

 

Самостоятельная работа с задачей

№3 решение запиши умножением

Задача по рисунку

1бутылка – 2л. лимонада

4бутылки – ? л. лимонада

3бутылки – ? л. лимонада

2*4 =8 (л) – в 4 бут.

2*3 =6(л)

Ответ: в 4 бутылках – 8 литров, в 3 бутылках – 6 литров лимонада.

 

Решение задачи

№115 прочитайте задачу

 

 

 

 

Самостоятельно сделайте модель к задачи.  И получившиеся модели начертите на доске.

 

 

 

 

V ср – 6 км/ч  t – 5ч/день

                  

              ?  дней

 

                       3690(км)

Длина реки Волги 3690 км. Туристы прошли на лодках третью часть ее длины. Сколько дней они плыли, если двигались со средней скоростью 6км/ч и ежедневно находились в плавании по 5 ч?

6*5 = 30(км) прошли за 1 день

3690   30

30       123

   69

   60

     90

     90

      0

Ответ : 123 дня туристы были в пути.

Итог

 

 

Итог

 

 

Д/з

 

 

Д/з

 

 

Информация о работе Моделирование как средство обучения решениютекстовых задач в начальных классах