Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:37, дипломная работа
Проблема заключается в противоречии между недостаточным уровнем обученности учащихся решению текстовых задач и выбором эффективных средств, позволяющих повысить качество обучения решению текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучения решению текстовых задач в начальных классах малокомплектной школы.
Предмет исследования: модель как средство обучения решению текстовых задач.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
1.1 Виды арифметических задач в начальном курсе математики………5
1.2 Особенности организации обучения математике в начальных классах малокомплектной школы……………………………………..7
1.3 Методы и приемы обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах…………………………………….10
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
2.1 Понятие и сущность моделирования…………………………………17
2.2 Виды моделей и условия их применения в практике решения текстовых задач……………………………………………………….22
2.3 Использование моделирования на различных этапах решения текстовых задач……………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Из неё видно, что дети знают все виды моделей (рисунок, чертеж, схема, краткая запись, таблица) и у них у всех максимальный балл, но по остальным критериям низкие баллы. Самый наибольший балл у Софьи В. по всем критериям. Умение анализировать задачу составляет 30 % всего класса, умение подбирать модель к условию задачи – 37%, умение «читать» задачу по модели – 40%, поиск решения задачи по модели – 35%, правильное оформление задачи – 28% и нахождение правильного ответа к задачи – 35%. Исходя из этого можно сказать, что в 4 классе уровень работы с задачами ниже среднего. Как и в 4 классе во 2 есть сильный учащийся Лева Ч., у которого наибольшие баллы по критериям оценивания контрольной работы (Приложение 6).
Процентное соотношение лучше, чем в 4 классе: умения анализировать задачи составляет – 55% всего класса, умение подбирать модель к условию задачи низкий процент – 11%, умение «читать» задачу по её модели – 55%, поиск решения задачи по её модели – 78%, оформление задачи – 28,5%, правильность ответа задачи – 67%. Уровень работы с задачами средний, такие проценты получились, благодаря, маленькому количеству человек в классе.
Учитывая результаты первичной диагностики, были разработаны уроки на следующие темы
4 класс:
Деление числа на произведение
Деление с остатком на 10, 100,1000
Решение задач на противоположное движение
Решение задач и примеров
Деление с остатком на числа, оканчивающиеся нулями
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
Закрепление изученного материала
Контрольная работа
Работа над ошибками
2 класс:
Конкретный смысл действия деления
Прием умножения с помощью сложения
Задачи на нахождение произведения
Периметр прямоугольника
Умножение вида 1 * а, 0 * а
Называние компонентов умножения
Закрепление. Решение задач
Переместительное свойство умножения
Решение задач
Были уроки как однопредметные, так и разнопредметные (Приложение 7). При составлении уроков учитывались трудности учащихся при работе над задачами и работа на уроке, в зависимости от спаренных уроков. На фрагментах конспектов показана работа над задачей и структура урока в целом при спаренных уроках.
Фрагменты конспектов уроков
Математика 2 класс
ТЕМА: Работа над ошибками
Цель: исправление допущенных
ошибок при самостоятельной работе
Задачи: 1. Разобрать задания, в которых Задачи: 1. Разобрать способы деления
дети допустили ошибки
2. Развивать вычислительные навыки, 2. Учить видеть легкий способ решения
внимание, мышление
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность 3. Совершенствовать умения
Этапы урока | 2 класс | Этапы урока | 4 класс | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
Орг. момент | приветствие |
| Орг. момент | приветствие |
| ||||||||||||
Устный счет | Работа с учителем на слух |
| Устный счет | Самостоятельная работа с доской |
| ||||||||||||
Работа по теме урока | Решение примеров самостоятельно |
| Работа над новым материалом | Работа с учебником и учителем |
| ||||||||||||
Решение задачи | У Нади было 50 рублей. Она купила линейку за 12 рублей и карандаш за 4 рубля. Сколько сдачи должна получить Надя? Что надо узнать в задаче?
Что для этого должно быть известно?
Известно ли нам сколько истратила Надя? Но что сказано в задаче?
Какую модель мы построим к задаче? Что будет в краткой записи? Что мы найдем первым действием? А теперь мы можем найти ответ на вопрос задачи. |
Сколько сдачи должна получить Надя?
Сколько денег было, и сколько истратила Надя.
Нет
Она купила карандаш и линейку
Краткую запись К. – 4 руб. Л – 12 руб. 50 р Ост. - ? руб.
Сколько истратила Надя. 4 + 12=16(р) Да 50 – 16 = 34(р) | Работа по теме урока | Самостоятельная работа |
| ||||||||||||
Закрепление
| Самостоятельная работа |
| Закрепление | Решение задачи Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что нужно найти в задаче и для этого нам надо знать? Какую модель можно сделать к этой задаче?
Кто догадался, как можно решить задачу?
Каким способом можно решить задачу? Проговорим устно. |
На сколько килограмм сыра больше, чем масла получится из 20 тонн молока
Мы найдем разницу между сыром и молоком из 1 т , а затем поученный результат мы умножим на количество тонн 1)83 – 45 =38(кг)- на столько больше сыра чем масла из 1 т. 2)38*20 = 760(кг) Ответ: на 760 кг больше сыра, чем масла получается из 20т. Найти сколько всего кг сыра получится из 20т молоко, потом сколько масла, а третьим действием найдем их разницу. | ||||||||||||
Итог |
|
| Итог |
|
| ||||||||||||
Д/з |
|
| Д/з |
|
|
Чтение 2 класс
ТЕМА: Рассказы о животных ТЕМА: Деление с остатком на 10, 100, 1000
Цель: Знакомство с рассказами о животных Цель: Разбор приема деления с
Э. Шима «Теремок», «Уж и лягушка» остатком на 10, 100, 1000
Задачи: 1. Изучить рассказы Э. Шима Задачи: 1.Изучить прием деления
«Теремок», «Уж и лягушка»
2. Развивать навык чтения по ролям 2. Совершенствовать навыки решения
3. Воспитывать любовь к животным 3. Закрепить деление числа на произведение
Оборудование: Учебное пособие Оборудование: Учебник математика
« Почитаем и узнаем» 2 класс,
иллюстрации ужа и лягушки
Этапы урока | 2 класс | Этапы урока | 4 класс | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Орг. момент | Приветствие |
| Орг. момент | Приветствие |
| ||||||||||
Сообщение темы и цели урока | Работа с учителем |
| Устный счет | Самостоятельная работа |
| ||||||||||
Работа по теме урока | Самостоятельная работа |
| Работа над темой | Решение задачи Чтение задачи?
Какие виды моделей к задачам вы знаете? Как можно оформить задачу? Работа по таблице Что нужно найти в задачи? Что известно в задаче? Что можно найти при этом условии? Зная расход можно ответить на вопрос задачи? Решение задачи | Для вспашки 8 га земли на тракторе израсходовали 168 л горючего, поровну на каждый гектар. Сколько потребуется литров горючего, чтобы вспахать 20 га земли при том же расходе горючего на 1 га? Сколько гектаров земли можно вспахать, имея 84 л горючего? Схема, чертеж, рисунок, таблица, краткая запись Таблицей
Расход горючего на 1 га Да 168 :8 = 21(л)- расход 1 га 21*20=420 (л)- на 20 га 84:21= 4 (га) Ответ: 420 л надо на 20 га, 4 га можно вспахать, имея т84 л горючего. | ||||||||||
Закрепление | Работа с учителем над проверка самостоятельной работы |
| Закрепление | Самостоятельная работа |
| ||||||||||
итог |
|
| итог |
|
| ||||||||||
Д/з |
|
| Д/з |
|
|
Математика 2 класс
ТЕМА: Прием умножения ТЕМА: Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
с помощью сложения.
Цель: Знакомство с умножением Цель: Познакомить учащихся с творчеством
при помощи сложения
Задачи: 1. Продолжение закрепления понятие Задачи: 1. Изучить стихотворения
и действие умножение
2.Развивать вычислительные навыки 2. Развивать навыки
3. Воспитывать мотивацию к учению 3. Воспитывать бережное отношение
Оборудование: иллюстрации березы, дома Оборудование: иллюстрации природы,
Этапы урока | 2 класс | Этапы урока | 4 класс | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Орг момент | Приветствие |
| Орг. момент | Приветствие |
|
Устный счет | Самостоятельная работа |
| Работа по теме урока | Работа с учителем |
|
Изучение нового материала | Решение задачи Прочитайте задачу. О чем эта задача?
Сделайте рисунок к задаче?
Сколько этажей дом? Сколько метров 1 этаж? Как найти высоту дома?
А что мы еще знаем в задаче? Каково высота березы? | В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.
5 этажей 3 метров По 3 взять 5 раз 3+3+3+3+3 = 15 (м) высота дома
Высота дома равна высоте березы. 15 метров. | Вторичное чтение | Самостоятельная работа |
|
закрепление | Самостоятельная работа |
| Работа со стихотворением | Работа с учителем |
|
Итог |
|
| Итог |
|
|
Д/з |
|
| Д/з |
|
|
Математика 2 класс Математика 4 класс
ТЕМА: Название компонентов умножения ТЕМА: Письменное деление на числа,
Цель: Знакомство учащихся
с компонентами умножения
Задачи: 1. Изучить названия Задачи: 1. Научиться письменно делить на
компонентов умножения
2.Развивать вычислительные навыки, 2. Развивать вычислительные навыки,
мышление, внимание
3.Воспитывать интерес к математике 3. Воспитывать интерес к математике
Оборудование: карточки с примерами для устного счета
Этапы урока | 2 класс | Этапы урока | 4 класс | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Орг. момент | Приветствие |
| Орг. момент | Приветствие |
|
Устный счет | Самостоятельная работа Круговые примеры № 5
| 4 см
Р = ? ?,на 3 см меньше 4 – 3 = 1 (см) – ширина (4+1) * 2 = 10(см) Ответ: Р= 10 см. | Изучение нового материала | Работа с учителем и доской по теме урока |
|
Работа по теме урока | Работа с учителем |
| Самостоятельная работа | Самостоятельная работа с доской |
|
Самостоятельная работа с задачей | №3 решение запиши умножением Задача по рисунку | 1бутылка – 2л. лимонада 4бутылки – ? л. лимонада 3бутылки – ? л. лимонада 2*4 =8 (л) – в 4 бут. 2*3 =6(л) Ответ: в 4 бутылках – 8 литров, в 3 бутылках – 6 литров лимонада.
| Решение задачи | №115 прочитайте задачу
Самостоятельно сделайте модель к задачи. И получившиеся модели начертите на доске.
V ср – 6 км/ч t – 5ч/день
? дней
3690(км) | Длина реки Волги 3690 км. Туристы прошли на лодках третью часть ее длины. Сколько дней они плыли, если двигались со средней скоростью 6км/ч и ежедневно находились в плавании по 5 ч? 6*5 = 30(км) прошли за 1 день 3690 30 30 123 69 60 90 90 0 Ответ : 123 дня туристы были в пути. |
Итог |
|
| Итог |
|
|
Д/з |
|
| Д/з |
|
|
Информация о работе Моделирование как средство обучения решениютекстовых задач в начальных классах