Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
Объектом написания курсовой работы является ОАО «Молочные продукты»
Целью данной работы является оценка и совершенствование организации товарной политики ОАО «Молочные продукты».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие социально-экономических факторов на деловом рынке;
2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия продукции;
3. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Молочные продукты»;
4.Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Молочные продукты»;
5. Выявить эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ……………..……………5
1.1 Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия…..…….…………..5
1.2 Содержание известных методик анализа социально-экономических факторов внешней среды на деятельность предприятия…………..…………12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»……………….…...15
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия ОАО «Молочные продукты»….……………………………………………………………………15
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия ОАО «Молочные продукты»……………………………………………..................23
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия….......................30
2.3.1 Анализ организации маркетинга ОАО «Молочные продукты »………………………………………………………………………………….30
2.3.2 Анализ ценовой политики ОАО «Молочные продукты»………33
2.3.3 Анализ коммуникационной политики предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат »…………………………………………….34
2.3.4 Анализ распределительной политики «Молочные продукты »……………………………………………………………………….38
2.4 Оценка товарной политики ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………...40
2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»…….………………..44
2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные продукты»……………………..50
ГЛАВА 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………..53
3.1 Телевизионная реклама….………………………………………….53
3.2. Разработка карманных календарей…………...............................58
3.3 Реклама в транспорте……………………………………… ………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Источник: отчетность предприятия
Фондоотдача показывает, отражающий уровень эксплуатации основных средств и результативность их применения. Из таблицы 2.5 видно, что фондоотдача за 2010 – 2012 года возросла на 23%, что к увеличению объема выпуска продукции.
Фондоёмкость показывает, сколько основных фондов приходится на каждый рубль выпущенной продукции. В 2011 году фондоёмкость увеличилась, а в 2012 снизилась, снижение фондоёмкости на предприятии имеет большое значение, так как в этом случае требуется меньше основных средств для нормального обеспечения производственного процесса, а следовательно, и капитальных вложений в производственные фонды.
Фондовооружённость к 2012 году увеличивается. Это хорошая тенденция, т.к. увеличение данного показателя показывает улучшение степени оснащенности труда работающих.
За исследуемый период наблюдается рост показателя фондорентабельность в динамике, что характеризует более эффективное использование основных фондов.
Проанализируем эффективность использования предприятием собственных трудовых ресурсов. Данные представлены в таблице 2.6
Таблица 2.6 - Показатели эффективности и интенсивности использования трудовых ресурсов
Показатель |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
Темп роста, % | |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | |||||
1.Среднесписочная численность персонала |
чел. |
1159 |
1220 |
1211 |
105,2 |
99,3 |
2.Фонд заработной платы |
млн. руб. |
11 705 |
19 612 |
11 705 |
167,5 |
59,7 |
3.Среднемесячная заработная плата |
руб. |
1101411 |
2049978 |
2523678 |
186,1 |
123,1 |
4.Производительность труда |
млн. руб./ чел. |
240,27 |
733,09 |
804,09 |
305 |
109,7 |
5.Прибыль (убыток) отчетного периода |
млн. руб. |
20128 |
53 229 |
29379 |
264,5 |
55,2 |
6.Индекс заработной платы |
- |
- |
1,32 |
1,86 |
- |
- |
7.Индекс производительности труда |
- |
- |
1,30 |
3,05 |
- |
- |
8.Коэффициент опережения |
- |
- |
0,98 |
1,63 |
- |
- |
Источник: отчетность предприятия
Из таблицы 2.6, можно сказать о том, среднемесячная заработная плата на предприятии постоянно растет, темп роста в 2012 году составил 123,1%, что можно объяснить несколькими факторами, такими как значительный уровень инфляции в стране, сокращение численности персонала, а также успешной деятельностью самого предприятия.
За исследуемый период в значительной мере увеличился индекс заработной платы, а также индекс производительности труда, что характеризует положительную динамику, сложившуюся в отрасли.
Среднесписочная численность ППП с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением выпуска продукции.
Фонд заработной платы увеличивается, темп роста 2011 года к 2010 году составил 167,5%, а 2012 к 2011 – 59,7%. Вместе с ним увеличивалась среднемесячная заработная плата на 129%.
Производительность труда ежегодно растёт. В 2010 году она составляла 240,27 млн. руб./чел., а уже в 2012 - 804,09 млн. руб./чел.
Индекс производительности в 2011 и 2012 гг. был выше индекса роста заработной платы, что явилось положительной тенденцией.
На основе данных, представленных выше, проанализируем деятельность предприятия с позиций его сильных и слабых сторон.
Таблица 2.7 – Сильные и слабые стороны предприятия ОАО «Молочные продукты»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Источник: собственная разработка
Анализ деятельности предприятия выявил как сильные, так и слабые стороны. Предприятию необходимо в дальнейшем вести работу по поддержанию сильных сторон, и, по возможности, ликвидировать слабые стороны своей деятельности. В целом работу предприятия за отчетный период можно оценить как удовлетворительную, финансовое состояние предприятия за последние годы значительно улучшилось, наметилась стабилизация платежеспособности, увеличились показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
2.3.1 Анализ организации
маркетинга ОАО «Молочные
Структуру и штатную численность Управления утверждает генеральный директор исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника Управления и по согласованию с кадрово-юридическим и планово-экономическим отделами.
Рисунок 2.1 - Структура отдела маркетинга и сбыта
Источник: документация предприятия
В целом в маркетинге выделяют 4 задачи, выполняемые отделом:
Производственная функция маркетинга включает три подфункции:
В целом, отдел маркетинга выполняет все вышеперечисленные функции. Более подробно информация представлена в приложении приложении М. Здесь указаны все задачи и функции отдела маркетинга предприятия ОАО «Молочные продукты». Данные взяты из документации предприятия.
2.3.2 Анализ ценовой
политики ОАО «Молочные
На предприятии используется затратный метод ценообразования, а также ценовая политика покрытия издержек (в особенности, на социально значимые товары).
Государство регулирует цены на социально значимые товары. В соответствии с действующим законодательством к социально значимым молочным товарам относятся молоко, кефир, сметана и творог. В настоящее время предприятия установив и обосновав цену однажды, в дальнейшем не имеют возможности формирования собственной ценовой политики. не могут поднять цену выше.
Рост инфляции в последние годы сильно опережает рост цены на социально значимые продукты. Это обуславливает убыточность данных товаров в настоящий период. Это приводит к сужению инвестиционных ресурсов для развития технологической базы производства социально значимых продуктов. Вследствие государственной ценовой политики предприятию становится невыгодно производить продукцию социальной важности, поскольку увеличение их объемов производства приводит к ухудшению финансового состояния предприятия. В результате предприятие заинтересовано в инвестировании производства новых продуктов, характеризующихся более высокой прибыльностью. Между тем, доступные для населения цены на социально значимые продукты могут обеспечиваться на основе внедрения наиболее прогрессивных высокопроизводительных технологий, что требует определенных инвестиций в процесс производства именно товаров социальной важности. При сложившихся методах государственного регулирования, отсутствует мотивация обновления предприятием уже существующих технологий, поскольку убыточность социально значимых продуктов в какой-то мере дотируется местными бюджетами. Полученные дотации направляются, как правило, на совершенствование технологии производства продукции, цены на которую не регулируются государством. В условиях финансового кризиса требуется программно-целевой подход к выделению дотаций государства для обеспечения производства социально значимого продукта по низким ценам, включающим норму прибыли.
Предприятия должны проработать и представить соответствующие программы под конкретные инвестиционные проекты, обеспечивающие снижение себестоимости производства и цен на социально значимые продукты.
В существующих условиях целесообразно реализовать следующие предложения по совершенствованию механизма ценообразования на молочные продукты:
1. Использование ценовой
стратегии различной
2. Переход от ценовой
политики покрытия издержек к
политике рыночной сегментации
– различный товар для
3. Реализация мероприятий
по снижению удельных
4. Адекватное государственное
регулирование ценообразования
на молочную продукцию с
2.3.3 Анализ коммуникационной
политики предприятия ОАО «
На ОАО «Молочные продукты» ежедневно выпускается большое количество продукции, которой необходимо найти своих потенциальных потребителей.
Общая программа маркетинговой коммуникации предприятия, называется комплексом продвижения, представляет собой специфическое сочетание средств рекламы, личной продажи, стимулирование сбыта и связей с общественностью.
Все эти инструменты предприятие использует для достижения рекламных и маркетинговых целей.
На предприятии ОАО «Молочные продукты» в качестве комплекса продвижения используют преимущественно рекламу и стимулирование сбыта.
При выборе средств распространения рекламы специалисты учитывают целевую аудиторию производимой предприятием продукции.
Для реализации рекламных мероприятий ежегодно планируется рекламный бюджет, часть которого согласно постановлению Совета Министров республики Беларусь от 10 июня 1994 г. № 429 относится на себестоимость продукции. В результате значительная часть рекламных и маркетинговых расходов финансируется за счет прибыли, что значительно сокращает сумму чистой прибыли ОАО «Молочные продукты». Важным элементом продвижения продукции предприятия на рынке является участие в выставках, посвященных отраслевой тематике. ОАО «Молочные продукты» - постоянный участник выставок, проводимых в Беларуси. Значительное внимание уделяется участию в выставках международного уровня.
На предприятии ОАО «Молочные продукты» используются следующие виды коммуникационной политики: