Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
Объектом написания курсовой работы является ОАО «Молочные продукты»
Целью данной работы является оценка и совершенствование организации товарной политики ОАО «Молочные продукты».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие социально-экономических факторов на деловом рынке;
2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия продукции;
3. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Молочные продукты»;
4.Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Молочные продукты»;
5. Выявить эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ……………..……………5
1.1 Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия…..…….…………..5
1.2 Содержание известных методик анализа социально-экономических факторов внешней среды на деятельность предприятия…………..…………12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»……………….…...15
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия ОАО «Молочные продукты»….……………………………………………………………………15
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия ОАО «Молочные продукты»……………………………………………..................23
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия….......................30
2.3.1 Анализ организации маркетинга ОАО «Молочные продукты »………………………………………………………………………………….30
2.3.2 Анализ ценовой политики ОАО «Молочные продукты»………33
2.3.3 Анализ коммуникационной политики предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат »…………………………………………….34
2.3.4 Анализ распределительной политики «Молочные продукты »……………………………………………………………………….38
2.4 Оценка товарной политики ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………...40
2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»…….………………..44
2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные продукты»……………………..50
ГЛАВА 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………..53
3.1 Телевизионная реклама….………………………………………….53
3.2. Разработка карманных календарей…………...............................58
3.3 Реклама в транспорте……………………………………… ………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
2) самовывоз со склада (для оптовых покупателей):
- простая процедура заключения договоров;
- предоставляется полный
пакет необходимых
- минимальная отгрузка
от 1 тонны продукции в
- заказ выполняется в течение 2 дней.
Таким образом, анализ показал, что маркетинговая деятельность ОАО «Молочные продукты» требует совершенствования, что позволит в дальнейшем улучшить финансовое состояние предприятия.[11, c.3]
2.4. Анализ товарной
политики ОАО «Молочные
ОАО «Молочные продукты» стремятся учитывать желания и потребности своих потребителей. Поэтому продукция предприятия отличается стабильным высоким качеством и удобной упаковкой, а ассортимент насчитывает более 100 наименований. На сегодняшний день предприятие выпускает продукцию под четырьмя торговыми марками:
Проведем анализ ассортимента продукции по ассортиментным группам. Основными параметрами для анализа будут выступать объем реализации продукции в стоимостном выражении и прибыль.
Таблица 2.10 Исходные данные для проведения АВС-анализа товарного ассортимента
№ позиции |
Товарные позиции (наименование) |
Объем реализации продукции, млн. руб. |
Прибыль, млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Масло сливочное |
129531 |
-5623 |
2 |
Сырки глазир. |
3975 |
10 |
3 |
Сыры жирные крупные |
22532 |
257 |
4 |
Сыры жирные мелкие, вкл. Брынзу |
160 |
-14 |
5 |
Сыры плавленые |
1018 |
15 |
6 |
Цельное молоко |
100282 |
621 |
7 |
Кисломолочная продукция |
39248 |
292 |
8 |
Сливки |
1116 |
-44 |
9 |
Сметана |
49765 |
406 |
10 |
Сырки и сырковая масса, жирные |
123 |
-41 |
11 |
Творог жирный и полужирный |
36403 |
268 |
12 |
ДМ |
2711 |
-320 |
13 |
СОМ |
80690 |
35170 |
14 |
Творог нежирный |
2920 |
45 |
15 |
Заменитель цельного молока - сухой |
17669 |
2227 |
16 |
Казеин |
37362 |
12010 |
17 |
Прочая продукция |
72120 |
7877 |
18 |
Десертная группа |
6821 |
74 |
Итого |
604446 |
53230 |
Источник: собственная разработка
Из табл. 2.10 следует, что АВС-анализ будет проведен по 18 товарным позициям (ассортиментным группам), к тому же не все из перечисленных групп приносят предприятию прибыль. Например, такие ассортиментные группы как масло сливочное, ДМ, сливки и т.п. являются убыточными, нерентабельными.
Проведение АВС-анализа:
А) по объему реализации продукции.
Алгоритм проведения анализа:
Результаты анализа приведены в ПРИЛОЖЕНИИ Д
Рис. 2.1- Распределение ассортиментных позиций на группы А, В и С с точки зрения реализации продукции
В результате проведения АВС-анализа по объему реализации в основную группу А попали такие товарные позиции как масло сливочное, цельное молоко, СОМ, прочая продукция, сметана и кисломолочная продукция. Данные ассортиментные группы составляют 78,03% от общего объема реализации продукции. Необходимо контролировать наличие в ассортименте данных товарных позиций постоянно.
К группе В отнесены казеин, творог жирный и полужирный и сыры жирные, крупные – товары средней степени важности. По отношению к данным товарным позициям необходим текущий контроль.
Группа С, в которую входят все остальные товары (позиции 15, 18, 2, 14, 12, 8, 5, 4 и 10) не нуждается в пристальном внимании, контроль необходим периодический. Товарные позиции в данной группе являются претендентами на выбывание из ассортимента.
Б) по прибыли.
Алгоритм проведения анализа аналогичен. Поскольку некоторые ассортиментные группы не приносят прибыль, проранжировав значения по убыванию, заменим отрицательные величины нулевыми. Результаты АВС-анализа по прибыли представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Е.
Рис. 2.2 - Распределение ассортиментных позиций на группы А, В и С с точки зрения прибыли
Анализ результатов АВС-анализа по прибыли свидетельствует о том, что наибольшую прибыль приносят товарные позиции, попавшие в группу А, а именно СОМ и казеин. В группе В оказалась лишь одна позиция – прочая продукция. Товары, входящие в группу А и В приносят 92,89% прибыли. Остальные 7,11% прибыли приносят оставшиеся ассортиментные позиции, вошедшие в группу С.
Следует отметить, что некоторые товары по результатам АВС-анализа входят как в группу А (по объему реализации), так и в группу С (по прибыли). Поэтому принятие решение об оптимизации структуры ассортимента должно основываться на общем анализе, объединявшем результаты обоих случаев. Так, каждой ассортиментной группе будет присвоено две буквы, например АА, ВВ, СС, АВ, ВС и т.п.
Сводные результаты АВС-анализа товарного ассортимента представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Ж.
Таким образом, каждая ассортиментная позиция входи в группу, имеющую двойное буквенное обозначение (АВ, АС, ВС, СС). Первая буква свидетельствует о принадлежности продукции к группе в результате АВС-анализа по объему реализации, вторая – в результате анализа по прибыли. Так, например, масло сливочное входит в группу АС, т.е. данная продукция занимает большой удельный вес в объеме реализации и, в тоже время, не приносит прибыль предприятию.
Далее необходимо разнести ассортиментные позиции по конкретным группам: А, В или С.
Данная процедура будет осуществлена по следующей схеме: при совпадениях обеих букв в общей группе, товарная позиция будет отнесена к аналогичной группе. Например, если общая группа СС, следовательно, это наименее важные товары (группа С). При сочетании рядом стоящих букв доминировать будет наиважнейшая группа. Например, группа АВ будет приравнена к А, группа ВС – к В. При резком различии букв в наименовании общей группы решение будет принято на основе величины прибыли. Так, например, группа АС – масло сливочное – отнесем к группе В, т.к. данная товарная позиция приносит убыток, группа АС – цельное молоко – группа А, т.к. эта позиция приносит прибыль, пусть и небольшую.
Ассортимент ОАО «Молочные продукты» по важности с точки зрения объемов реализации и прибыли имеет представлен в ПРИЛОЖЕНИИ И.
Таким образом, в результате проведения АВС-анализа товарного ассортимент предприятия можно сделать следующие выводы:
наименее важными товарами, которые не только входят в группу С, но также являются убыточными, нерентабельными являются следующие: сыры жирные мелкие, вкл. Брынзу, сырки и сырковая масса, сливки, ДМ. Данные товарные позиции необходимо исключить из товарного ассортимента или пересмотреть объемы их производства.
2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»
PEST-анализ основан на
составлении перечня возможных
воздействий по следующим
- политические факторы (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании?
- состояние экономики (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы бизнеса?
- социально-культурные
- научно-техническая среда
(Т): в какой степени бизнес
зависит от нововведений и
изменений; насколько динамичны
темпы научно-технического
Рис. 2.3 Составляющие PEST-анализа
Цель Pest-анализа это мониторинг изменений макросреды в четырех основных областях, а также выявления тенденций, событий, не зависящих от компании, но результаты оказывают влияние на принятие стратегических решений. PEST-анализ не заключается в простом перечислении факторов по каждой из четырех групп. Необходимо проанализировать влияние этих факторов на предприятие и определить общую ситуацию во внешней среде предприятия. PEST-анализ может содержать различные факторы в зависимости от предприятия, которое анализируется. [12, ст. 23]
Основной принцип PEST-анализа
обусловлен динамическим характером внешней
среды. Каждое изменение отдельного фактора
может оказать определенное влияние на
предприятие. PEST-анализ
Таблица 2.11 - PEST-анализ ОАО «Молочные продукты»
Группа факторов |
Фактор |
Результат |
Способ решения |
Влияние на предприятие | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Политические |
Налоговая политика государства |
Увеличение затрат предприятия на выплату налогов |
Принять участие в благотворительной акции |
СИ - | |
Снижение стабильности в обществе. |
Увеличение вероятности социальной дифференциации общества |
Разработка новых маркетинговых программ в отношении различных групп потребителей |
СИ - | ||
Государственное регулирование отечественной конкуренции, поддержка отечественных производителей |
Появление новых конкурентов на рынке; Дополнительные льготы. |
Увеличение объемов производства |
СР + | ||
Политическая нестабильность: |
Запрет вывоза производимой продукции за границу |
Временное закрытие филлиалов |
СР - | ||
Вступление России и Казахстана в ВТО |
Сокращение экспорта товаров; конкурентоспособность белорусских товаров снижается на российском и казахстанском рынках |
Повышение качества продукции. |
СИ - | ||
Продолжение таблицы 2.11 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Национальная программа развития промышленных комплексов |
Рост объемов реализации, доли на внутреннем и внешних рынках за счет укрепления имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ продукции; |
Увеличение объёма продаж. Выход на новые рынки. |
СИ + | ||
Экономические |
Увеличение расходов государства на поддержку предприятий промышленности |
Увеличение масштабов производства, снижение налогов |
Повышение качества, увеличение объемов, снижение себестоимости продукции предприятия |
СИ + | |
Рост уровня конкуренции на международном рынке, агрессивная ценовая конкуренции со стороны зарубежных производителей |
Увеличение количества конкурентов, увеличение затрат. |
Мониторинг деятельности конкурентов, реализация своих конкурентных преимуществ |
СИ - | ||
Увеличение уровня инфляции |
Снижение платежеспособного спроса со стороны покупателей |
Реклама, снижение себестоимости, Совершенствование товарной номенклатуры. |
СИ - | ||
Рост инвестиций в основной капитал |
Увеличение объемов производства, рост числа потребителей, появление новых конкурентов, |
Повышение качества, расширение товарного ассортимента, снижение себестоимости |
СИ + | ||
Нестабильность курса белорусского рубля |
Ухудшение экономического положения, снижение покупательской способности потенциальных потребителей и как следствие снижение объёмов производства |
Снижение себестоимости производимой продукции |
СИ - | ||
Социальные |
Снижение уровня подготовки выпускников ВУЗов |
Уменьшение числа высокообразованных специалистов на рынке труда |
Создание собственной системы непрерывного повышения профессионального уровня персонала |
СР - | |
Демографические изменения: снижение рождаемости и старение населения |
Снижение объёма продаж продукции, что приведёт к снижению прибыли предприятия |
Расширить ассортимент продукции для удовлетворения запросов пожилых потребителей в более широком диапазоне; Разработать более красочную упаковку для пожилых, так как такая продукция бросается в глаза, что приведёт к увеличению объёмов продаж - выявить потребности
населения, в соответствии с |
СИ - | ||
Изменение предпочтений потребителя |
снижение спроса на продукцию предприятия, что приведёт к снижению прибыли предприятия |
Реклама, совершенствование товарного ассортимента. |
СР - | ||
Изменение отношения к отрасли: отказ от молочной продукцию в пользу молокозаменителей |
Покупатели предпочитают продукцию конкурентов из-за длительного срока хранения |
Провести новую рекламную компанию по разъяснению пользы натуральной молочной продукции |
СР - | ||
Рост количества молодых специалистов |
Приток новых специалистов, отток имеющихся специалистов в другие отрасли, предприятия и т.д. |
Развитие рекламы предприятия |
СР + | ||
Технологические |
Появление новых материалов (сырья), замена части фруктов ароматизированными добавками |
Снижение себестоимости продукции, что приведёт к увеличению объёма производства |
Контролировать качество выпускаемой продукции; Найти новые рынки сбыта продукции. |
СР + | |
Новые открытия и возможность их применения |
Неоправданные затраты предприятия на внедрение новой технологии, что приведёт к потере денег компании |
Перед внедрением новой технологии произвести расчёт затрат на её реализацию Разработать новую технологию производства продукции, улучшению качества продукции. |
СИ + | ||
Адаптация новых технологий |
Запуск новой продукции в производство по новой технологии на постоянной основе |
Провести маркетинговые исследования и выявить слабые стороны продукта |
СР - | ||
Рост популярности использования интернет ресурсов |
Осведомленность о деятельности предприятия |
Повышение имиджа, внедрение интернет-технологий, создание современного сайта
|
СР + |
Источник: собственная разработка
Исходя, из проведенного анализа можно сказать, что количество отрицательно влияющих факторов на деятельность предприятия преобладает над количеством положительно влияющих.
Развитию предприятию способствуют такие факторы как появление новых технологий, материалов, различная государственная поддержка, Рост инвестиций в основной капитал.
Затрудняют развитие предприятия следующие факторы: снижение стабильности в обществе, нестабильность курса национальной валюты, увеличение уровня инфляции, демографические изменения.
Противоречивыми факторами являются: рост количества молодых специалистов, использование интернет-ресурсов, изменение отношения к отрасли, изменение предпочтений населения, появление новых материалов, адаптация новых технологий.
2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные продукты»
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). [14, с.34]
На основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.[15, c.40-41]
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
Для этого стоит сформировать матрицу сильных и слабых сторон предприятия в сочетании с угрозами и возможностями его развития. Для этого построим таблицу.