Влияние социально-экономических факторов на деятельность предприятия (на примере ОАО «Молочные продукты»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом написания курсовой работы является ОАО «Молочные продукты»
Целью данной работы является оценка и совершенствование организации товарной политики ОАО «Молочные продукты».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие социально-экономических факторов на деловом рынке;
2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия продукции;
3. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Молочные продукты»;
4.Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Молочные продукты»;
5. Выявить эффективность предложенных мероприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ……………..……………5
1.1 Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия…..…….…………..5
1.2 Содержание известных методик анализа социально-экономических факторов внешней среды на деятельность предприятия…………..…………12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»……………….…...15
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия ОАО «Молочные продукты»….……………………………………………………………………15
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия ОАО «Молочные продукты»……………………………………………..................23
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия….......................30
2.3.1 Анализ организации маркетинга ОАО «Молочные продукты »………………………………………………………………………………….30
2.3.2 Анализ ценовой политики ОАО «Молочные продукты»………33
2.3.3 Анализ коммуникационной политики предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат »…………………………………………….34
2.3.4 Анализ распределительной политики «Молочные продукты »……………………………………………………………………….38
2.4 Оценка товарной политики ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………...40
2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»…….………………..44
2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные продукты»……………………..50
ГЛАВА 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………..53
3.1 Телевизионная реклама….………………………………………….53
3.2. Разработка карманных календарей…………...............................58
3.3 Реклама в транспорте……………………………………… ………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 1.51 Мб (Скачать)
  1. стимулирование продаж (ОАО «Молочные продукты» регулярного проводит рекламные акции и дегустации).
  • участие в конкурсах.

         Также, можно отметить, что у предприятия  имеется собственный сайт, что  играет немаловажную роль в  настоящее время, когда поиск  информации происходит преимущественно  через интернет.

Рассмотрим рекламные мероприятия, проводимые предприятием ОАО «Молочные продукты». Подробный перечень мероприятий приведён в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Рекламные мероприятия ОАО «Молочные продукты» представлены в таблице 2.8.

Как видно из таблицы 2.8 предприятие ОАО «Молочные продукты» активно использует различные средства распространения рекламы. Коммуникации на предприятии достаточно развиты. Несмотря на высокую стоимость рекламы на телевидении, она достаточно хорошо используется. Также как и наружная реклама, реклама в прессе и транспорте.

Мало используется реклама на радио, это можно объяснить тем, что в настоящее время радио далеко не самое популярное средство получения информации.

Также можно отметить, что выставки-ярмарки проводятся не только на территории г. Гомеля, но и на территории всей Республики Беларусь, а также на Ближнем зарубежье. Дегустации также помимо Гомеля проводятся в Минске и Минской области.

Предприятие ОАО «Молочные продукты»  управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций, устанавливая и поддерживая отношения со своими посредниками и потребителями. Технический прогресс способствует появлению новых средств распространения информации: электронные газеты, способные выдать на дисплей компьютера рекламные объявления; диски, позволяющие наглядно продемонстрировать товар и другие.

Для достижения наибольшего коммуникационного эффекта предприятию необходимо использовать средства воздействия в различных комбинациях.

Политика продвижения предприятия будет оказывать на потребителей максимальное воздействие, когда отдельные инструменты будут дополнять друг друга.  Совершенно автономно,  вне зависимости друг от друга, отдельные инструменты маркетинга использоваться не должны.

При плохой или недостаточной координации может происходить взаимная нейтрализация воздействия, осуществляемого с помощью различных инструментов.

Например, установив скидки к цене на продукцию, необходимо информировать об этом потребителей. Только за счет рационального согласования политики в области цен, коммуникации, работы с изделием и продвижения товара, с учетом целевой группы потребителей предприятием была сформирована разумная маркетинговая политика, в которой «целое больше, чем сумма элементов».

 

Таблица 2.8. - Рекламные мероприятия ОАО «Молочные продукты»

Средство размещения рекламы

Затраты

Телевидение

74 388 670

Радио

744 000

Пресса

7 010 765

Наружная реклама

48 822 189

Транспорт

13 800 000

Выставки-ярмарки

 

Внутри РБ

16 199 696

Ближнее зарубежье

54 324 027

Дальнее зарубежье

-

Дегустации

 

г.Гомель

13 366 851

Гомельская область

10 444 077

Г.Минск и Минская  область

2 568 268

Другие области РБ

-

Ближнее зарубежье

-

Дальнее зарубежье

-

Конкурсы

10 577 133

Web-ресурсы

-

Другое

179 060 354

Всего

431 306 030


Источник: данные предприятия

 

Динамика суммы затрат на коммуникационные мероприятия за 2010-2011 год представлена в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9. – Затраты на рекламу ОАО «Молочные продукты»

Вид коммуникаций

2010 год

2011 год

Затраты, руб.

Удельный вес в общем объёме затрат,%

Затраты, руб.

Удельный вес в общем объёме затрат,%

Телевидение

42 456 732

31,16

74 388 670

29,49

Радио

548 000

0,4

744 000

0,29

Пресса

3 060 875

2,25

7 010 765

2,78

Наружная реклама

23 050 560

16,91

48 822 189

19,36

Транспорт

7 412 650

5,43

13 800 000

5,47

Выставки-ярмарки

37 450 029

27,48

70 523 723

27,95

Дегустации

15 385 733

11,29

26 379 196

10,46

Конкурсы

6 900 343

5,08

10 577 133

4,21

ИТОГО

136 264 922

100

252 245 676

100


Источник: данные предприятия

 

Из таблицы 2.9 видно, что затраты на коммуникации за отчётный период значительно изменились: в 2011 году предприятие выделило денежных средств почти в 2 раза больше, по сравнению с 2010 годом ( в 2010 году – 136 264 922 руб., в 2011 году – 252 245 676  руб.). Это связано с развитием предприятия и, в первую очередь, с его финансово-экономическими результатами деятельности, которые позволили увеличить бюджет на маркетинговые коммуникации на 2011 год.

По основным видам затрат на коммуникации наблюдается тенденция к их увеличению, как в денежном выражении, так и в показателе их удельного веса в общем объёме затрат за вышеуказанный период.

На ОАО «Молочные продукты»  при формировании рекламного бюджета придерживаются метода по возможностям или его еще называют «остаточный метод».

При формировании рекламного бюджета в него включаются расходы на создание рекламных материалов и их размещение в средствах массовой информации, а также сопряженные с этим административные расходы (заработная плата сотрудников рекламного отдела или гонорар консультантов).

Важную роль в деятельности предприятия играет такой вид коммуникаций, как связи с общественностью. Под общественностью предприятия понимаются официальные органы, инвесторы и акционеры, покупатели и партнеры, СМИ и собственные работники.

Как и на многих предприятиях  Беларуси, на предприятии ОАО «Молочные продукты»  связи с общественностью не получили широкого применения. Как правило «главным PR-менеджером» является руководитель, определяющий стратегию и лицо организации на рынке и в глазах общественности. При этом на первый план ставятся не стратегические, а тактические цели, нет четких моделей и хорошо разработанных программ. Так же на предприятии практически не реализованы возможности PR для брэндинга предприятия и его товаров на внешнем и внутреннем рынке.

На ОАО «Молочные продукты» служба маркетинга и отдел по связям с общественностью отсутствует, и соответствующий комплекс мероприятий не разрабатывается по причине отсутствия средств и квалифицированного персонала.

На ОАО «Молочные продукты»  разрабатываются соответствующие программы по связям с персоналом. Такая программа на предприятии содействует созданию коллектива, работающего как единая команда.

В качестве мероприятий по работе с персоналом используют внутренние публикации, корпоративные развлечения, организации праздников и поздравления.

Также можно отметить, что в качестве средств стимулирования собственного торгового персонала предприятие применяет премирование к основной заработной плате.

Стимулирование сбыта включает в себя широкий спектр средств, призванных вызвать более быструю или более сильную ответную реакцию со стороны рынка.

Предприятие применяет стимулирование потребителей, которое включает в себя демонстрации, выставки, распространение рекламных сувениров. В качестве рекламных сувениров используют: зажигалки, фирменные пакеты, ежедневники, часы и др.

Кроме того, предприятие применяет меры по стимулированию организованных потребителей и посредников. Это делается, для того чтобы поддерживать деловые контакты, привлекать и приобретать постоянных клиентов, как конечных потребителей, так и посредников. Здесь применяются скидки, рекламные сувениры, а так же организовываются выставки. Выставки дают возможность предприятию демонстрировать свои товары, установить новые деловые контакты, пообщаться с потребителями, найти новых клиентов.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что коммуникации на предприятии ОАО «Молочные продукты» достаточно развиты, несмотря на отсутствие на предприятии службы маркетинга, однако коммуникационную политику предприятия можно усовершенствовать, для этого предлагаются следующие мероприятия: реклама на телевидении, карманный календарь, участие в выставке-ярмарке.

 

2.3.4 Анализ распределительной  политики ОАО «Молочные продукты  »

 

Реализацию готовой продукции осуществляет как ЧУП ТД «Молочное кружево», так и непосредственно предприятие-производитель.

ОАО «Молочные продукты» занимается экспортом и реализацией перерабатывающим предприятиям г. Гомеля (например, ОАО Гомельский мясокомбинат, ОАО «Спартак) следующей молочной продукции: масло, казеин и СОМ.

На предприятии имеет место и прямой сбыт и косвенный.

В качестве посредников, которые осуществляют сбыт продукции головного предприятия, выступают:

- Белмолпродукт (масло);

- Мозырский молочный завод (глазированные сырки);

- ТД «Молочное кружево» - занимается реализацией цельномолочной  продукции ОАО «Молочные продукты»  на внутреннем рынке.

Таким образом, главными функциями данной организации является сбыт готовой продукции, и изучение покупательского спроса в связи, с чем специалисты отслеживают схему продаж и формируют заявки на гомельскую молочную продукцию.

Кроме продажи через оптовую и розничную торговлю, ОАО «Молочные продукты» реализует свою продукцию через собственную фирменную торговую сеть, которая включает 12 торговых точек:

1) магазин «Продукты», ул. братьев Лизюковых, №1;

2) киоск, Центральный рынок, ул. Катунина;

3) киоск, ул. Интернациональная, остановка «ЗИП»;

4) киоск, ул. Б. Царикова, район дома №20;

5) торговый объект, ул. Каменщикова, №3;

6) киоск, Речицкое шоссе, Давыдовский рынок;

7) киоск «Купава», Речицкое шоссе, Давыдовский рынок;

8) киоск №9, рынок «Быховский»;

9) магазин, ул. Волгоградская, № 12;

10) торговый объект, ул. Богданова, №12;

11) магазин №15, ул. Речицкое шосее, 344;

12) магазин №14, ул. Чечерская, № 33а.

Таким образом, фирменная торговля охватывает все микрорайоны города, что позволяет потребителю покупать свежую продукцию по более низким ценам (на 7% дешевле), чем в розничной торговле.

Однако, стоит заметить, что в Гомеле образовался большой район Волотова и там можно было бы открыть магазин для более широкого охвата многочисленных потенциальных потребителей.

Дальнейшее развитие фирменной торговли торгово-производственный филиал видит в открытии стационарных магазинов. Их преимущество - наличие полного ассортимента товаров, что приведет к увеличению товарооборота и как следствие рентабельности продаж. Кроме того, на сегодняшний день головным предприятием заключены дополнительные договора на поставку продукции в торговые предприятия Минска, что в свою очередь привело к росту реализации продукции детского питания и продуктов на основе детского питания.

Также стоит отметить то, что имеет место большой удельный вес экспорта продукции в реализации продукции предприятием. В большинстве своем, больше всего на экспорт продукции идет в Российскую Ферерацию. С каждым годом величина экспорта растет.[10, с. 56]

Несмотря на рост величины экспорта, предприятие по-прежнему должно расширять географию поставок своей продукции и ее интенсивность за счет других областей Республики Беларусь, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Для клиентов ОАО «Молочные продукты», предлагает следующие варианты сотрудничества:

1) система прямой доставки (для розничных клиентов):

- простая процедура заключения  договоров;

- предоставляется полный  пакет необходимых сертификатов, документов;

- исполнение заявки в  течение 24 часов для покупателей  Гомельской области, для других  областей – доставка осуществляется  после подачи заявки через 2-3 дня;

- доставка товара в  магазин транспортом предприятия-изготовителя.

Информация о работе Влияние социально-экономических факторов на деятельность предприятия (на примере ОАО «Молочные продукты»)