Влияние социально-экономических факторов на деятельность предприятия (на примере ОАО «Молочные продукты»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом написания курсовой работы является ОАО «Молочные продукты»
Целью данной работы является оценка и совершенствование организации товарной политики ОАО «Молочные продукты».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие социально-экономических факторов на деловом рынке;
2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия продукции;
3. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Молочные продукты»;
4.Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Молочные продукты»;
5. Выявить эффективность предложенных мероприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ……………..……………5
1.1 Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия…..…….…………..5
1.2 Содержание известных методик анализа социально-экономических факторов внешней среды на деятельность предприятия…………..…………12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»……………….…...15
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия ОАО «Молочные продукты»….……………………………………………………………………15
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия ОАО «Молочные продукты»……………………………………………..................23
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия….......................30
2.3.1 Анализ организации маркетинга ОАО «Молочные продукты »………………………………………………………………………………….30
2.3.2 Анализ ценовой политики ОАО «Молочные продукты»………33
2.3.3 Анализ коммуникационной политики предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат »…………………………………………….34
2.3.4 Анализ распределительной политики «Молочные продукты »……………………………………………………………………….38
2.4 Оценка товарной политики ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………...40
2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»…….………………..44
2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные продукты»……………………..50
ГЛАВА 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………..53
3.1 Телевизионная реклама….………………………………………….53
3.2. Разработка карманных календарей…………...............................58
3.3 Реклама в транспорте……………………………………… ………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 1.51 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.О.СУХОГО»

 

Кафедра «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Влияние социально-экономических факторов на деятельность предприятия (на примере ОАО «Молочные продукты»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила студентка  МГ-41

                                                                                 Шикурова А.Н.

                                                                                 Проверил преподаватель

                                                                                 Каюкова О.С

 

 

 

 

ГОМЕЛЬ 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ……………..……………5

1.1 Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия…..…….…………..5

          1.2 Содержание известных методик анализа социально-экономических факторов внешней среды на деятельность предприятия…………..…………12

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»……………….…...15

2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия ОАО «Молочные продукты»….……………………………………………………………………15

2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия ОАО «Молочные продукты»……………………………………………..................23

2.3 Анализ маркетинговой  деятельности предприятия….......................30

2.3.1 Анализ организации маркетинга ОАО «Молочные продукты »………………………………………………………………………………….30

2.3.2 Анализ ценовой политики  ОАО «Молочные продукты»………33

2.3.3 Анализ коммуникационной  политики предприятия ОАО «Гомельский  жировой комбинат »…………………………………………….34

2.3.4 Анализ распределительной политики «Молочные продукты »……………………………………………………………………….38

2.4 Оценка товарной политики  ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………...40

2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»…….………………..44

2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные  продукты»……………………..50

ГЛАВА 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………..53

         3.1 Телевизионная реклама….………………………………………….53

3.2. Разработка карманных календарей…………...............................58

3.3 Реклама в транспорте……………………………………… ………62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………66

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономические факторы характеризуются формами взаимоотношений в коллективах, привлекательностью труда, уровнем заработной платы, длительностью отпуска, качеством труда, отношением к труду, текучестью кадров и другими показателями. Исследование влияние этих факторов крайне важно для развития и успешной деятельности каждого предприятия. [1, с.20-21]

Социально-экономический фактор остается самым серьезным аргументом, способным оказывать как положительное, так и негативное влияние на реализацию социально-экономических условий устойчивого экономического роста.

Данные факторы включают такие социальные явления, как текучесть рабочей силы, сверхурочные работы сверх нормы, незаконное совместительство, работа не по специальности, а также частнособственнические настроения и анархические действия отдельных людей в противовес социалистической законности.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что преобразования в экономике носят социально-ориентированный характер. Анализ деятельности предприятия предполагает выявление взаимодействия с социальными явлениями, происходящими в обществе. Предприятие как социальный институт преследует как экономические, так и социальные цели. Высокая степень гармонизации этих целей достигается эффективным управлением.

В условиях формирования рыночных отношений повышение эффективности управления за счет взаимодействия двух основных компонентов - экономического и социального - становится наиболее актуальным для предприятия.

Особенностью эффективности управления является то, что она может быть достигнута за счет рациональных комбинаций методов управления предприятием как сложным социально-экономическим процессом, учитывающим влияние внешних и внутренних факторов.

Актуальность исследования определяется потребностью гармонизации и сбалансированности влияния социально-экономических факторов на эффективность управления, неоднородностью подходов, используемых в условиях развивающегося рынка и формировании модели социально-ориентированной экономики. Необходимо по- новому оценить отдельные факторы, действие которых должно быть направлено на ускорение экономического роста и создание условий устойчивого развития предприятия. Процесс повышения эффективности управления опирается на анализ социально-экономических факторов с последующим прогнозированием и реализацией мероприятий, отвечающих требованиям вывода страны из экономического кризиса.

Объектом написания курсовой работы является ОАО «Молочные продукты»

Целью данной работы является оценка и совершенствование организации товарной политики  ОАО «Молочные продукты».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть понятие  социально-экономических факторов  на деловом рынке;

2. Проанализировать внутреннюю  и внешнюю среду предприятия  продукции;

3. Проанализировать деятельность  предприятия ОАО «Молочные продукты»;

4.Разработать комплекс  мероприятий по совершенствованию  деятельности предприятия ОАО  «Молочные продукты»;

5. Выявить эффективность  предложенных мероприятий.

Предметом исследования является товарная политика ОАО «Гомельский жировой комбинат»

При написании данной курсовой работы использовалась учебная литература, представленная такими авторами как Акулич И. Л., Котлер Ф., Багиев, Г.Л, Дурович А. П. и другие. В качестве информационной базы для написания послужили материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности ОАО «Молочные продукты». .А также периодическая литература: «Современные научные исследования и инновации», «Пищевая промышленность: белорусский информационно-рекламный журнал» и другие. При написании курсовой работы также использовались ресурсы Интернет.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

 

    1. Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия.

 

Наибольший интерес при проведении маркетинговых исследований представляет изучение маркетинговой среды. Маркетинговая среда постоянно преподносит сюрпризы — то новые угрозы, то новые возможности. Для каждой фирмы жизненно важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности ее успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Иными словами, маркетинговая среда характеризует факторы и силы, которые влияют на возможности предприятия устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы, не все и не всегда подвластны прямому управлению со стороны предприятия. В этой связи различают внешнюю и внутреннюю среды маркетинга.

Маркетинговая среда — все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.

Маркетинговая среда фирмы — совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.

В основе маркетингового окружения принято выделять внутреннюю и внешнюю среду.

Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.

Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.

Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.

К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия:

  • Основные фонды предприятия
  • Состав и квалификация персонала
  • Финансовые возможности
  • Навыки и компетенция руководства
  • Использование технологии
  • Имидж предприятия
  • Опыт работы предприятия на рынке

Одной из важнейших частей внутренней среды является характеристика маркетинговых возможностей. Они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников.[2, с. 102]

Для упрощения рассмотрения внешней среды предприятия ее следует разграничить на макровнешнюю и микровнешнюю (рис. 1.1).


Микровнешняя среда (среда прямого воздействия) маркетинга включает совокупность субъектов и факторов, непосредственно влияющих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.). Микровнешняя среда также испытывает непосредственное воздействие со стороны организации.

Рис. 1.1 Маркетинговая среда предприятия

Когда само предприятие рассматривается как фактор внешней среды маркетинга, то имеется в виду, что успешность управления маркетингом зависит и от деятельности остальных (кроме маркетинговых) подразделений организации, интересы и возможности которых следует принимать во внимание, а не только маркетинговых служб.

Макровнешняя среда (среда косвенного воздействия) маркетинга — совокупность крупных общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты микровнешней среды маркетинга, но не немедленным, прямым образом, включающая в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

Политические факторы характеризуют уровень стабильности политической обстановки, защиту государством интересов предпринимателей, его отношение к различным формам собственности и др.

Социально-экономические характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных слоев населения и организаций, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы и др.

Правовые — характеризуют законодательную систему, включая нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства и потребления продукции. Сюда же относятся законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей; законодательные ограничения на проведение рекламы, на упаковку; различные стандарты, влияющие на характеристики выпускаемых продуктов и материалы, из которых они изготавливаются.

Научно-технические — дают преимущества тем организациям, которые быстро берут на вооружение достижения НТП.

Культурные — оказывают порой главное влияние на маркетинг. Предпочтения, отдаваемые потребителями одному продукту по сравнению с другими продуктами, могут основываться только на культурных традициях, на которые влияют также исторические и географические факторы.

Природные — характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды, которые как сама организация, так и субъекты микровнешней среды должны учитывать в своей хозяйственной и маркетинговой деятельности, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности ведения этой деятельности.

Даже если руководству организации такие условия внешней среды, как, например, политическая нестабильность и отсутствие проработанной правовой базы не нравятся, изменить их непосредственным образом оно не может, а скорее должно в своей маркетинговой деятельности приспосабливаться к этим условиям. Однако иногда организации придерживаются более активного и даже агрессивного подхода в своих стремлениях воздействовать на внешнюю среду, здесь прежде всего имеется в виду микровнешняя среда маркетинга, стремление изменить общественное мнение о деятельности организации, установить более теплые взаимоотношения с поставщиками и т. п.

Информация о работе Влияние социально-экономических факторов на деятельность предприятия (на примере ОАО «Молочные продукты»)