Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
Объектом написания курсовой работы является ОАО «Молочные продукты»
Целью данной работы является оценка и совершенствование организации товарной политики ОАО «Молочные продукты».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие социально-экономических факторов на деловом рынке;
2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия продукции;
3. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Молочные продукты»;
4.Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Молочные продукты»;
5. Выявить эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ……………..……………5
1.1 Методологические основы анализа влияния социально-экономических факторов на деятельность предприятия…..…….…………..5
1.2 Содержание известных методик анализа социально-экономических факторов внешней среды на деятельность предприятия…………..…………12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»……………….…...15
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия ОАО «Молочные продукты»….……………………………………………………………………15
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия ОАО «Молочные продукты»……………………………………………..................23
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия….......................30
2.3.1 Анализ организации маркетинга ОАО «Молочные продукты »………………………………………………………………………………….30
2.3.2 Анализ ценовой политики ОАО «Молочные продукты»………33
2.3.3 Анализ коммуникационной политики предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат »…………………………………………….34
2.3.4 Анализ распределительной политики «Молочные продукты »……………………………………………………………………….38
2.4 Оценка товарной политики ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………...40
2.5 PEST –анализ ОАО «Молочные продукты»…….………………..44
2.6 SWOT-анализ ОАО «Молочные продукты»……………………..50
ГЛАВА 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………..53
3.1 Телевизионная реклама….………………………………………….53
3.2. Разработка карманных календарей…………...............................58
3.3 Реклама в транспорте……………………………………… ………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
• способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);
• способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);
• процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);
• сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);
• метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);
• интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).[4, с. 28-29]
Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено предприятие. Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:
К социальным факторам, играющим
существенную роль в функционировании
предприятия, относят также способ привлечения
сотрудников к профессиональной деятельности
и в составе вашего предприятия, а именно:
насколько значима и/или престижна для
них работа в штате предприятия или же
они вполне удовлетворяются работой по
контракту.
Кроме того, к социальным факторам можно
отнести стиль жизни ваших работников;
степень их вовлеченности в решение внутренних
управленческих задач; качественные изменения
во взаимоотношениях сотрудников, стоящих
на разных ступенях иерархии; внутренние
ожидания людей от работы вашей организации;
различные риски, опасения и пр.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
2.1 Краткая характеристика
предприятия и анализ основных
финансово-экономических
ОАО «Молочные продукты» - одно
из крупнейших предприятий Республики
Беларусь в своей отрасли – уже более
25 лет с честью выполняет ответственную
задачу по обеспечению населения области
и республики качественными молочными
продуктами. При этом главной целью деятельности
организации является удовлетворение
потребностей покупателей в натуральной,
качественной и полезной продукции, изготовление
которой осуществляется из высококачественного
сырья без добавления искусственных красителей,
ароматизаторов и консервантов.
Форма собственности
– частная.
Принадлежность – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
В настоящее время на предприятии
осуществляется производство более 120
наименований – это молоко (пастеризованное,
ультрапастеризованное, стерилизованное),
кисломолочная продукция, сметана, творог
и творожные изделия, глазированные сырки,
широкий спектр десертной группы, детское
питание, сыры (плавленые и сычужные), масло
сладкосливочное, спреды, сухое обезжиренное
молоко, сухой молочный продукт, казеин
и т.п. Продукцию представляют три торговые
марки — «Моя Славита», «Молочное кружево»
и «Полесские сыры».
Высокое
качество выпускаемой продукции достигается
благодаря новейшему высокотехнологичному
оборудованию, профессионализму работников,
а также правильно выстроенной системе
менеджмента качества. Так на предприятии
внедрены и сертифицированы следующие
системы качества, соответствующие требованиям
международных стандартов:
- система менеджмента качества, соответствующая требованиям СТБ ISО 9001-2009;
- система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) соответствующая требованиям СТБ 1470-2004;
- система управления охраной труда, соответствующая требования СТБ 18001-2009 (OHSAS 18001:2007);
- система менеджмента
безопасности пищевых
Наряду
с этим специалисты ОАО «Молочные продукты»
работают в тесном контакте с врачами,
педиатрами, диетологами, чтобы расширить
ассортимент и сделать его не только вкусным,
но и полезным.
О высоком
качестве продукции свидетельствуют и
многочисленные награды, полученные на
выставках и ярмарках (областных, республиканских,
международных), конкурсах, дегустациях.
Изделия ОАО «Молочные продукты» неоднократно
становились лауреатами конкурсов:
«Молочный край», «Молочная индустрия»,
«Лучшие товары Республики Беларусь»,
«Лучшая продукция года», «Продукт года»,
«Продэкспо», «Агрорусь», «ГУСТ», «Весна
в Гомеле», «Здоровье, сила, красота»,
«Лучшая продукция Беларуси в Москве»
и др. Сумев завоевать признание потребителей
и утвердиться на внутреннем рынке, предприятие
по-прежнему продолжает развиваться, уделяя
особое внимание вопросам качества продукции
и расширению ассортиментного перечня.
А благодаря внедрению современных технологий
и тонкой маркетинговой политике ОАО «Молочные
продукты» сегодня занимает достойное
место и среди производителей молочной
продукции в соседних странах.
Молочная промышленность является неотъемлемой частью всего промышленного производства в Республике Беларусь. Эта отрасль имеет очень большое значение для нашей страны, в связи с высокой потребностью в продукции этой отрасли.[7, c.5]
Согласно положениям Республиканской программы развития молочной отрасли Беларуси на 2010 —2015 гг., за этот период отечественным производителям предстоит более чем вдвое увеличить объем экспортных поставок молокопродуктов в денежном выражении по сравнению с 2010 г. Решать эту задачу придется в условиях усиления конкуренции на основном рынке сбыта — российском — и с учетом вхождения России в ВТО. Важную роль также играет вступивший в действие технический регламент на молоко и молочную продукцию в рамках Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана.
На протяжении последних лет Беларусь постоянно входит в пятерку ведущих стран — экспортеров молочных продуктов в мире. По итогам 2010 г. , ее доля в общем объеме мирового экспорта молочной продукции составляла 4%. При этом по объему поставок сыров в списке ведущих экспортеров наша страна была на пятом месте (6% мирового экспорта), по сливочному маслу — на третьей позиции (8% соответственно), по сухому обезжиренному молоку — на пятой (4%), а по сухому цельному молоку занимала шестое место (2%). Кроме того, доля поставок отечественной сыворотки и молочных продуктов на ее основе в общем объеме экспорта этой товарной номенклатуры на мировой рынок составляла 2%.
Основными импортерами белорусской молочной продукции являются страны СНГ. В первую очередь Россия и Казахстан. В эти страны поставляется практически весь объем белорусских сыров, сливочного масла, сухого обезжиренного молока, творога, йогуртов и другой молочной продукции. Исключением из правил является только белорусский казеин, основные покупатели которого — страны Евросоюза. По итогам 2010 г. сюда было поставлено 92% всего объема экспорта этой продукции.
Тем не менее небольшой перечень импортеров белорусской молочной продукции не является чем-то исключительным, а соответствует мировой практике. Объем рынка мирового экспорта молокопродуктов составляет около 6—7% от объема общемирового производства молока. В этом плане сосредоточение белорусских производителей на российском рынке, куда направляется около 90% всего объема внешних поставок, вполне закономерно. В ближайшей перспективе Россия останется приоритетным рынком для белорусской молочной продукции. Однако для укрепления здесь своих позиций отечественным молокопереработчикам предстоит приложить немало усилий.
Главная проблема, с которой столкнулись сегодня белорусские производители, это неблагоприятное изменение ценовой конъюнктуры российского рынка. В настоящее время наблюдается стабильный рост производства молока во многих регионах мира — как в странах-экспортерах, так и странах-импортерах. [4, c.15-16]
Мировой рынок молока в обозримой перспективе будет характеризоваться превышением спроса над предложением, что обусловлено недостаточным приростом производства по причине ограниченности кормовых ресурсов, опережающим ростом численности населения в ряде регионов и общей тенденцией повышения качества жизни.
При всей значимости молочной продукции для человека, ее потребление в мире, по данным ФАО, в перспективе будет увеличиваться весьма умеренно (справочно: имеется 104 кгна душу населения (в 2009 г.), предполагается потреблять 109 кг (2015 г.). Потребительские предпочтения по регионам мира – понятие относительно устоявшееся, ожидать значительных изменений также вряд ли возможно.
Мировое производство молока имеет устойчивую динамику наращивания, хотя и отстает от требуемых размеров. Так, прирост производства молока с 1998 г. составлял в среднем 11,3млн т в год. В прогнозируемый период, по данным ФАО, среднегодовой прирост увеличится до13,8 млн т, что позволит к 2015 г. довести мировые объемы до 777,3 млн т. Однако этих объемов будет недостаточно для удовлетворения потребительского спроса, особенно в развивающихся странах.
В настоящее время, треть производства и потребления в пересчете на молоко составляют продукты длительных сроков хранения, остальное – в виде цельномолочной продукции.[6, c.203-205]
Мировой экспорт молокопродуктов в пересчете на молоко составляет около 40 млн т, т. е.5,7% от общего объема производства. Республика Беларусь, производя около одного процентамировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов занимает в среднем 7,5%, а по маслу сливочному – около 11% (2009 г.). Экспорт молочных продуктов в пересчете на молоко в республике составляет более 46% от объемов его производства.
В большинстве экономически развитых стран, включая страны ЕС, этот показатель не превышает 15–20%. Исключение составляют несколько стран: с особенно благоприятными условиями производства (Новая Зеландия, Австралия, Ирландия), высокой долей импорта молочного сырья (Бельгия, Германия, Нидерланды) или с гарантированным сбытом молочных продуктов (Австрия, Литва, Франция, Дания).[5, с.4-6]
В таблице 2.1 представлены основные технико-экономические показатели, позволяющие сделать вывод о функционировании предприятия. Источниками информации для анализа служит «Бухгалтерский баланс предприятия за 2010-2012 гг.» и «Пояснительная записка к бух. балансу», которые представлены в ПРИЛОЖЕНИИ А, Б, В.
Таблица 2.1 Основные технико-экономические показатели ОАО «Молочные продукты»
Наименование показателей |
Года |
Абсолютное изменение |
Темп роста | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2 -1 |
3г -2 |
2 г./1 г |
3г. / 2г | |
Объем производства продукции в текущих ценах за вычетом налогов, млн. руб. |
287117 |
556632 |
985631 |
269515 |
428999 |
193,87 |
177,07 |
Объем отгруженной продукции, млн. руб. |
321771 |
573301 |
1037983 |
251530 |
464682 |
178,17 |
181,05 |
Затраты на производство продукции (работ, услуг), млн. руб. |
282306 |
499445 |
844768 |
217139 |
345323 |
176,92 |
169,14 |
- материальные затраты (МЗ), млн. руб. |
248991 |
452810 |
810060 |
203819 |
357250 |
181,86 |
178,90 |
сырье и материалы |
230583 |
416589 |
761155 |
186006 |
344566 |
180,67 |
182,71 |
топливо |
7300 |
18803 |
30773 |
11503 |
11970 |
257,58 |
163,66 |
электоэнергия |
5310 |
11027 |
17683 |
5717 |
6656 |
207,66 |
160,36 |
теплоэнергия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- расходы на оплату труда, млн. руб. |
14098 |
20456 |
38891 |
6358 |
18435 |
145,10 |
190,12 |
- отчисления на социальные нужды,, млн.руб. |
6918 |
10437 |
13975 |
3519 |
3538 |
150,87 |
133,90 |
- амортизация основных
средств и нематериальных |
6917 |
10435 |
13332 |
3518 |
2897 |
150,86 |
127,76 |
реклама |
362 |
351 |
172 |
-11 |
-179 |
96,96 |
49,00 |
- прочие затраты, млн.руб. |
7219 |
7817 |
8510 |
598 |
693 |
108,28 |
108,87 |
Выручка от реализации продукции с НДС, млн. руб. |
321771 |
573301 |
1037983 |
251530 |
464682 |
178,17 |
181,05 |
Выручка от реализации продукции (без НДС), млн.руб. |
390017 |
521182 |
943620 |
131165 |
422438 |
133,63 |
181,05 |
Себестоимость реализованных товаров (С), млн.р. |
280197 |
510059 |
961932 |
229862 |
451873 |
182,04 |
188,59 |
Налоги, сборы, платежи, млн.руб. |
26310 |
10362 |
1940 |
-15948 |
-8422 |
39,38 |
18,72 |
Прибыль отчетного периода, млн. руб. |
10712 |
12535 |
48174 |
1823 |
35639 |
117,02 |
384,32 |
в т.ч. прибыль от реализации (ПР), млн.руб. |
7511 |
8594 |
40461 |
1083 |
31867 |
114,42 |
470,81 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
4125 |
22643 |
8795 |
18518 |
-13848 |
548,92 |
38,84 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
2,7 |
1,7 |
4,2 |
-1,0 |
2,5 |
0,6 |
2,5 |
Рентабельность продаж, % |
2,3 |
1,5 |
3,9 |
-0,8 |
2,4 |
0,6 |
2,6 |
Численность персонала (Чп), чел. |
1257 |
1159 |
1211 |
-98 |
52 |
92,20 |
104,49 |
Производительность труда, млн.руб. |
54,56 |
60,29 |
68,69 |
5,73 |
8,40 |
110,50 |
113,93 |
Фонд заработной платы (ФЗП), млн. руб. |
16924 |
28813 |
28944 |
11889 |
131 |
170,25 |
100,45 |
Среднемесячная заработная плата ППП, тыс. руб. |
1105642 |
1989071 |
2534242 |
883429 |
545171 |
179,90 |
127,41 |
Добавленная стоимость (ДобС), млн.руб. |
137417 |
64464 |
129305 |
-72953 |
64842 |
46,91 |
200,59 |
Чистый доход (ЧД) |
11042 |
33078 |
22127 |
22036 |
-10951 |
299,57 |
66,89 |
Материалоотдача, руб. / руб. |
1,15 |
1,23 |
1,22 |
0,08 |
-0,01 |
106,60 |
98,98 |
Зарплатоотдача, руб. / руб. |
23,05 |
18,09 |
32,60 |
-4,96 |
14,51 |
78,49 |
180,23 |
Амортизациоотдача, руб. / руб. |
56,39 |
49,95 |
70,78 |
-6,44 |
20,83 |
88,58 |
141,71 |
Выручка от реализации на 1 работника, млн.руб. |
310,28 |
449,68 |
779,21 |
139,41 |
329,52 |
144,93 |
173,28 |
Прибыль от реализации на 1 работника, млн.руб. |
5,98 |
7,42 |
33,41 |
1,44 |
26,00 |
124,09 |
450,59 |
Чистая прибыль на 1 работника, млн.руб. |
3,28 |
19,54 |
7,26 |
16,26 |
-12,27 |
595,34 |
37,17 |
Чистая прибыль на 1 рубль заработной платы, руб. |
0,24 |
0,79 |
0,30 |
0,54 |
-0,48 |
322,42 |
38,67 |
Добавленная стоимость на 1 работника, млн.руб. |
8,12 |
2,24 |
4,47 |
-5,88 |
2,23 |
27,55 |
199,68 |
Соотношение расходов на оплату труда и добавленной стоимости |
0,12 |
0,45 |
0,22 |
0,32 |
-0,22 |
362,92 |
50,08 |
Доля налогов в выручке от реализации, % |
8,18 |
1,81 |
0,19 |
-6,34 |
-1,81 |
22,10 |
10,34 |
Доля чистой прибыли в составе прибыли отчетного периода, % |
38,51 |
180,64 |
18,26 |
142,13 |
-162,38 |
469,09 |
10,11 |
Глубина добавленной стоимости, % |
35,23 |
12,37 |
13,70 |
-22,86 |
1,33 |
35,11 |
110,79 |
Источник: отчетность предприятия
Анализируя основные технико-экономические показатели деятельности данного предприятия можно сделать вывод, что в ОАО «Молочные продукты» в 2012 году объём производства составил 985631 млн. руб., что почти в 2 раза больше ( на 428999млн. руб.), чем в 2010 году - 556632 млн. руб., при темпе роста 117% и на 698514 млн. руб больше, чем,в 2010 году. Рост объема производства мог явиться следствием активности покупательского спроса, либо выпуском новой продукции.
Также в связи с этим увеличивались затраты на производство продукции с каждым годом в два раза, в 2012 году они составили 844768 млн. руб. , что на 345323 млн. руб. больше, чем в 2011 году. В том числе материальные затраты увеличились на 78,9%, сырьё и материалы на 82,7%, топливо на 63,7 %, электроэнергия на 60,4%, расходы на оплату труда увеличились на 90,1 %, отчисления на социальные нужды – на 33,9 %, расходы на рекламу уменьшились на 50,9 %, амортизация основных средств и нематериальных активов – увеличилась на 27,8 % и прочие расходы так же увеличились на 8,9 %.
Выручка от реализованной продукции с НДС увеличилась каждый год отчётного периода, в 2011 г. на 251530 млн. руб. по сравнению с 2010 г. и в 2012 г. на 464682 млн. руб. по сравнению с 2011 г. , рост данного показателя может быть связан как с ростом цен на продукцию предприятия, так и с ростом количества проданной продукции. Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году составили – 26310 млн. руб, в 2011 – 10362 млн. руб, а в 2012 году – 1940 млн. руб. Соответственно происходит и рост себестоимости продукции, который за 3 года составил 1752188681735 млн. руб или 243,3 %. Это связано с удорожанием сырья, материалов, полуфабрикатов, а также с повышением заработной платы производственных рабочих. Следует отметить тот факт, что наряду с ростом выручки от реализации продукции, растет и ее себестоимость. Однако рост себестоимости идет более медленными темпами, чем рост прибыли. Прибыль отчетного периода с 2010 года по 2012 год увеличилась на 184 %, в том числе прибыль то реализованной продукции на 270,8 %.
Уровень чистой прибыли то увеличивается в 2011 году, то снижается в 2012 , в 2011 году по сравнению с 2010 годом он увеличился на 18518 млн.руб, а в 2012 году наоборот снизился на 13848 млн.руб, возможно на такое изменение оказало увеличение объема товарооборота.
За весь анализируемый период рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж уменьшалась в 2011 году и возрастала в 2012 году, прирост в 2012 по сравнению с 2010 составил 1,5% и 1,6% соответственно. Повышение уровня рентабельности является важнейшей характеристикой улучшения работы предприятия и повышения эффективности производства. Основными путями повышения рентабельности являются, с одной стороны, увеличение массы прибыли и, с другой - улучшение использования производственных фондов. Увеличение рентабельности свидетельствует об эффективной работе отрасли.