Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:10, шпаргалка
ВОПРОС 1 .Сущность маркетинга, эволюция его концепций.
ВОПРОС 2 История развития и практического применения маркетинга.
...
ВОПРОС № 88.Планирование маркетинговых издержек, разработка маркетингового бюджета.
ВОПРОС № 90.Особенности и среда международного маркетинга.
ВОПРОС 1 .Сущность маркетинга, эволюция его концепций.
Сущность маркетинга Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами течение под названием «маркетинг».
Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15–20 лет он проник и начал активно использоваться во многих странах мира. Свое развитие маркетинг начинает в 1960–1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:
1) возросший уровень жизни;
2) увеличение части располагаемого дохода;
3) повышение качества предоставляемых услуг социальной сферы;
4) развитие систем сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только новые товары, но и новые потребности); 5) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.
В связи с этим предприниматели начинают исследовать данные факторы с целью совершенствования своих товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые программы фирмы закладывают мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов, задачи ценовой политики, способы и приемы увеличения спроса и многое другое.
В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда – это ощущение человеком нехватки чего-либо.
Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.
Товар – это то, что
может удовлетворить
Обмен – это акт получения чего-либо взамен на что-либо.
Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.
Для совершения сделки необходимо наличие некоторых условий:
1) наличие объектов сделки;
2) наличие субъектов сделки;
3) определение условий совершения сделки;
4) определение времени и места совершения сделки.
1.2. Эволюция концепции маркетинга
Эволюция маркетинга вписывается в эволюцию развития управленческой концепции, которая прошла через следующие стадии:
Производственная
концепция (производственной ориентации) возникла
как ответная реакция на капитализацию
производства на рубеже ХVIII - XIX веков.
Она утверждает, что потребители будут
благожелательны к товарам, которые доступны
по цене, а следовательно, необходимо сосредоточить
свои усилия на совершенствовании производства.Концепция производственной ориентации
состоит в необходимости удешевления
себестоимости товаров и услуг, регулирования
объемов их предложения.
ВОПРОС 2 История развития и практического применения маркетинга.
Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже XIX – XX столетий. В 1902 году в трех ведущих университетах США в расписание занятий были включены лекции по рациональной организации товарооборота. В начале XX века традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать. В 1908 году одна из коммерческих фирм начала исследовательские работы, связанные с маркетинговой деятельностью. 1911 год – в нескольких крупных компаниях произошли впечатляющие перемены в организационной структуре управления, начали функционировать службы маркетинга. Появились попытки толкования маркетинга как научной дисциплины. В 1937 году образовалась Американская Ассоциация маркетинга (АМА). С 50-х годов в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг стал рассматриваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятий и фирм и основанная на знании потребительского спроса. В настоящее время маркетинг – это система организации всей деятельности фирмы или крупной корпорации по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Таким образом, согласно определениям маркетинга фирмам и предприятиям необходимо производить не то, что они хотят продать, а то, что потребители хотят купить. Маркетинг начинается и заканчивается на потребителе. Котлер отметил: «Нет ничего более расточительного, чем делать с высокой степенью эффективности то, что вообще не следовало делать».
В истории развития маркетинга выделяют пять концепций (табл. 1.2).
Таблица 1.1.
Концепции развития маркетинга
Название |
Время действия |
Сущность |
Производственная |
1900-1920 –ые гг. |
Налаживание производства
для увеличения объема выпуска продукции
за счет повышения производительности
труда и эффективности |
Товарная |
1920-1930 –ые гг. |
Совершенствование товара – «примат продукта» с целю стимулирования его приобретения потребителем |
Сбытовая |
1930-1950 –ые гг. |
Организация эффективной службы сбыта для увеличения объема продаж; акцент на нужды продавца |
Рыночная |
1950-1960 –ые гг. |
Ориентация на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей рынка; акцент на нужды покупателя |
Глобальная |
С 1960-х гг. по настоящее время |
Сбалансированность трех факторов:
|
Сейчас в истории маркетинга учёные выделяют четыре основные эры: эру производства, эру продаж, эру непосредственно маркетинга и эру взаимоотношений.
Эра производства длилась до 1925 года. В это время даже самые развитые компании Европы основное внимание уделяли только производству качественных товаров, а для их реализации нанимали сторонних людей. Считалось, что хороший продукт вполне способен продать себя сам. Наиболее ярким представителем бизнеса тех лет был Генри Форд, знаменитая фраза которого: «Потребители могут иметь тот цвет автомобиля, который они хотят, до тех пор, пока он остаётся чёрным» как нельзя лучше охарактеризовало отношение к маркетингу того времени. Большая часть промышленников считала, что достаточно производить лучший товар, чтобы обойти конкурентов. Однако это оказалось не совсем так, и эра производства закончилась, не достигнув своего пика.
Наступила эра продаж. В Европе и США совершенствовались производственные приёмы, росли объёмы производства. Производителям уже приходилось думать о более эффективных способах сбыта производимой продукции. При этом нельзя не учитывать, что на дворе было время великих открытий, и на рынке появлялись совершенно непривычные потребителям товары, в необходимости которых население ещё требовалось убедить. В крупных компаниях стали появляться специалисты по продажам, однако им всё ещё отдавалась второстепенная роль.
Эра собственно маркетинга
началась после «великой депрессии».
Потребность населения в
После войны маркетинг уже не рассматривался как дополнительная или второстепенная деятельность. Маркетинг играет уже ведущую роль в планировании товара. Теперь маркетологи совместно с инженерами, разрабатывающими продукты, определяют потребительские запросы и стараются их удовлетворить. Ориентация на рынок помогает быстро достичь финансового успеха, потребители с большой охотой принимают новые продукты. Так появлялся маркетинг, определяемый потребителем.
Четвёртая эра маркетинга, именуемая эрой взаимоотношений, появилась к концу двадцатого века и продолжается по сей день. Её характерная особенность – стремление маркетологов установить и поддержать с потребителями стабильные взаимоотношения. Постоянные отношения компании стремятся сохранить и с поставщиками. Потенциальные конкуренты создают совместные предприятия, торговые марки соединяются в одном общем продукте. Словом, становятся возможными самые немыслимые вариации, общая цель у которых – поддержать и увеличить продажи, остаться на плаву в условиях жёсткой конкуренции.
Практическое применение маркетинга сегодня обусловлено несколькими причинами.
Первая – развитие процессов обобществления экономики в условиях нового скачка научно-технической революции и усиление взаимосвязи и взаимозависимости сфер производства и обращения; производство все больше попадает в зависимость от процесса реализации, так как увеличивается удельный вес затрат на разработку, освоение и сбыт новой продукции, которые в случае рыночных неудач составляют «невозвратимые издержки».
Вторая – увеличение скорости распространения технологического прогресса; ведет к резкому сокращению технологической жизни товаров. Особенно это характерно для рынков высокотехнологичных товаров. Развитие НТП воздействует и на товарную политику предприятия, побуждая его гораздо быстрее прежнего пересматривать ассортимент и номенклатуру производимой продукции, вести регулярный анализ рыночной ситуации (иначе говоря, мониторинг внешней среды), осуществлять согласованные действия между службой производства и подразделениями, занимающимися исследованиями и разработкой новых изделий.
Третья – насыщение товарных рынков; более динамичный и индивидуальный спрос на большинство товаров ведет к усложнению работы с потребителями. Если раньше для достижения положительного результата достаточно было ориентироваться на «большинство», разрабатывать товары среднего уровня, то нынче эта стратегия устарела. Сегодня все чаще приходится адаптировать товар с учетом вкуса определенного круга потребителей. Идет персонализация потребления, обуславливающая появление все более узких специализированных сегментов. Традиционный маркетинг сменяет маркетинг под клиента – «клиентинг». Это направление приобретает особое значение с учетом того, что стандартизация перестала быть обязательным условием экономии на масштабе. Появление новых гибких цехов, направление деятельности которых меняется очень быстро, а технологии дифференцированы, позволяет сохранить преимущества стандартизации, и, в то же время, адаптировать изделия в соответствии с персональными требованиями.
Кроме того, современный маркетинг имеет свои характерные черты и особенности:
Для ненасыщенных рынков – это маркетинг, ориентированный на продукт. Для насыщенных рынков – маркетинг, ориентированный на потребителя. Для передовых компаний – интегрированный маркетинг. Современный маркетинг в полной мере может быть назван инновационным – внедрение новых технологий и выведение на рынок товаров рыночной новизны – залог успеха любого предприятия. Современный маркетинг становится стратегическим – процесс принятие маркетинговых решений носит целенаправленный и научнообоснованный характер и ориентирован на долгосрочную перспективу. Современный маркетинг также носит международный характер. Многие организации/предприятия реализуют в рамках своей деятельности стратегию экспортного, внешнеэкономического, международного маркетинга, либо «глобального маркетинга».