Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:10, шпаргалка
ВОПРОС 1 .Сущность маркетинга, эволюция его концепций.
ВОПРОС 2 История развития и практического применения маркетинга.
...
ВОПРОС № 88.Планирование маркетинговых издержек, разработка маркетингового бюджета.
ВОПРОС № 90.Особенности и среда международного маркетинга.
Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей. Категории потребителей по времени восприятия ими новинок показаны на рис.4.4.
Процесс такой восприимчивости существенно зависит от роли личного влияния - эффект, который производит сообщения о товаре, сделанное одним человеком, на отношение другого человека к этому товару или на вероятность совершения им покупки.
Хотя личное влияние - фактор важный вообще, оно приобретает особую значимость в некоторых ситуациях и для некоторых людей. В отношении новинки личное влияние оказывается наиболее значительным на этапе оценки.
На темпы восприятия новинки особенно влияют пять ее характеристик:
1) сравнительное преимущество, т.е. степень ее кажущегося превосходства
над существующими товарами;
2) совместимость, т.е. степень
соответствия принятым потребительским
ценностям и опыту потребителей;
3) сложность, т.е. степень
относительной трудности понимания ее
сути и использования;
4) делимость процесса знакомства с ней, т.е. возможность опробования ее
в ограниченных масштабах;
5) коммуникационная наглядность,
т.е. степень наглядности или возможности
описания другим человеком результатов
ее использования.
Среди других характеристик
новинки, оказывающих влияние на
темпы ее восприятия, являются:
- начальная цена;
- текущие (эксплуатационные) издержки;
- доля риска и неопределенности;
- научная достоверность;
- одобрение со стороны общества.
Продавец товара-новинки должен изучить все эти факторы, уделив ключевым максимум внимания на этапах разработки как самого товара, так и программы его маркетинга.
ВОПРОС № 24. Понятие и принципы сегментирования рынка
После того как фирма провела всесторонний и тщательный анализ рынка, желаний и характеристик потребителей, она должна выбрать наиболее выгодный для нее сегмент рынка.
Сегмент рынка – это та часть рынка, которую предприятие может эффективно обслужить.
Сегментация рынка – это процесс деления единого потребительского рынка на некоторое количество сегментов по какому-либо фактору (признаку).
Сегментация рынка – это один из главных элементов рыночной стратегии фирмы.
Цель – наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей покупателей, а как следствие, успешное функционирование и процветание фирмы.
Известный маркетолог С. Маджаро отметил, что специалист по маркетингу, который способен предложить новый способ сегментации рынка для своего товара, может дать возможность фирме избежать острой конкуренции. Следовательно, успех фирмы в конкурентной борьбе будет во многом зависеть от того, насколько правильно выбран сегмент рынка.
Основной сегментацией рынка является такое положение фирмы в условиях конкуренции, когда она не в силах удовлетворить все потребности в определенном товаре, а потому должна ориентироваться только на те сегменты, которые наиболее предпочтительны с точки зрения производственных и коммерческих возможностей фирмы. Объекты сегментации рынка сбыта – это группы потребителей, товаров (услуг), а также предприятия (конкуренты).
Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход. Чаще всего используют следующие принципы:
1) сегментирование по географическому принципу;
2) сегментирование по демографическому принципу;
3) сегментирование по психографическому принципу;
4) сегментирование по поведенческому принципу.
1. Сегментирование по географическому принципу
Сегментирование по географическому принципу предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать:
1) в одном или нескольких географ
Некоторые фирмы дополнительно разбивают крупные города на более мелкие географические территории.
2. Сегментирование по демографическому принципу
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образования, религиозного убеждения, раса и национальность. Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для различных групп потребителей. Демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам. Как именно определенные демографические переменные используются для сегментирования рынков.
a) Возраст и
этапы жизненного цикла семьи.
б) Пол. Сегментирование по прзнаку пола уже давно проводится применительно к одежде, принадлежностям по уходу за волосами, косметике и журналам.
в) Уровень доходов. Еще одним старинным приемом деления рынка применительно к таким товарам и услугам, как автомобили, катера, одежда, косметика и путешествия.
г) Сегментирование
по нескольким демографическим параметрам. Бо
3. Сегментирование по психографическому принципу.
При психографическом сегментировании покупателей
подразделяют на группы по признакам принадлежности
к общественному классу, образа жизни
или характеристик личности.
a)Общественный класс. Принадлежность
сказывается на предпочтениях человека
в отношении автомобилей, одежды, хозяйственных
принадлежностей, проведении досуга.
б) Образ жизни.Образ жизни
оказывает влияние на заинтересованность
людей в тех или иных товаров. Продавцы
марочных и обычных товаров все чаще прибегают
к сегментированию рынков по признаку
образа жизни. И если фирма не объявит,
представителям, какого образа жизни предназначен
товар.
в)Тип личности. Переменные
характеристики личности также используются
продавцами в качестве основы для сегментирования
рынка. Производители придают своим товарам
личностные характеристики, соответствующие
личным характерам потребителей.
4. Сегментирование по поведенческому принципу.
При сегментировании на основе поведенческих особенностей покупателей делят на группы в зависимости от знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар.
а) Поводы для совершения покупки. Покупателей можно различать между собой по поводам возникновения идеи, совершения покупки или использования товара. Сегментированию на основе поводов может помочь фирмам поднять степень использования товара.
b) Искомые выгоды. Одна из действенных форм сегментирования-
классификация покупателей на основе
тех выгод, которых они ищут в товаре.
Сегментирование на основе выгод требует
выявления основных выгод, которые люди
ожидают от товаров конкретного класса,
разновидностей потребителей, ищущих
каждую из этих основных выгод, и основных
марок, которые в той или иной мере присущи
эти выгоды.
Есть 4 сегмента по разновидностям: экономия,
лечебное действие, косметическое действие,
вкусовые качества.
Аудитория каждого сегмента обладала
присущими только ей демографическими,
поведенческими и психографическими характеристиками.
в) Статус пользователя. Многие рынки можно разбить на сегменты
не пользующихся товаром, бывших пользователей,
потенциальных пользователей, пользователей-новичков
и регулярных пользователей.
Крупные фирмы, стремящихся заполучить
себе большую долю рынка, особенно заинтересованы
в привлечении к себе потенциальных пользователей,
а более мелкие кампании стремятся завоевать
своей марке регулярных пользователей.
г) Интенсивность
потребления. Рынки можно также разбивать по группам
слабых и активных потребителей товара.
Активные пользователи часто составляют
небольшую часть рынка, однако на их долю
приходится большой процент общего объема
потребления товара.
Уметь: активных потребителей товара общие
демографические и психографические характеристики,
а также общие приверженности к средствам
рекламы.
Организации общественного маркетинга
часто сталкиваются в своей работе с дилеммой
активного потребителя.
д) Степень
приверженности. Сегментировани
1) Безоговорочные приверженцы. Это
потребители, которые все время покупают
товар одной и той же марки. Схема А, А;
А; А; А; А.
2) Терпимые приверженцы. Это
потребители, которые привержены к 2-3 товарным
маркам Схема покупательского поведения
типа А, А; Б, Б; А, Б.
3) Непостоянные приверженцы.Это
потребители, переносящие сои предпочтения
с одной товарной марки на другую. Схема
покупательского поведения А; А; А; Б; Б;
Б наводит на мысль, что потребитель сместил
свои предпочтения с марки А в пользу марки
Б.
4) Странники. Это потребители,
не проявляющие приверженности ни к одному
из марочных товаров. Схема покупательского
поведения А; В; Д; Б; Г; Б наводит на мысль,
что перед нами не имеющий приверженности
потребитель, который либо покупает любую
марку из доступных в данный момент, либо
хочет приобрести нечто отличное от существующего
ассортимента.
Любой рынок состоит из разных численных
сочетаний покупателей этих четырех типов.
Рынок марочной приверженности. Это рынок,
на котором больший процент покупателей
демонстрирует безоговорочную приверженность
к одной из имеющихся на нем марок.
е)Степень готовности
покупателя к восприятию товара.
В любой данный момент времени люди находятся
в разной степени готовности к совершению
покупки товара. Некоторые из них вообще
не осведомлены о товаре, другие осведомлены,
третьи информированы о нем, четвертые
- заинтересованы; пятые - желают его, шестые
- намереваются купить.
ж)Отношение к товару. Рыночная аудитория может относиться к товару восторженно, положительно, безразлично, отрицательно или враждебно. Чем яснее можно выявить связь отношений с переменными демографического порядка, тем эффективнее может оказаться работа организации по охвату наиболее перспективных потенциальных клиентов.
Основные принципы сегментирования рынков промышленного назначения
Заказчик - переменная сегментированного
рынка.
a) Крупные заказчики. Обслуживаются каждая отдельным подразделением
во главе с общенациональным управляющим,
который руководит сбытовыми жетонами.
б) Заказчики, обслуживаемые
через дилеров.
Заказчиков помельче обслуживает торговый
персонал фирмы непосредственно в сбытовых
районах, работающий в тесном контакте
с дилерами - держателями привилегий на
торговлю товарами.
ВОПРОС № 25. Этапы процесса сегментирования рынка.
Исследовав концепцию сегментации рынка, мы теперь можем посмотреть, как в действительности специалисты по маркетингу осуществляют этот процесс. Далее мы анализируем шесть этапов процесса сегментации рынка.
Первый шаг заключается в том, чтобы определить обслуживаемый рынок. Менеджер, занимающийся маркетингом, должен помнить об определении бизнеса, выраженном в маркетинговом плане. Например, если компания работает в области дешевых домов модульной сборки, у нее будет иное определение своего рынка, чем если бы она продавала роскошные кондоминиумы. Кроме того, специалисты по маркетингу должны посмотреть на тип конкуренции, который мы обсуждали в главе 2. При таком широком определении бизнеса фирмы трудно сказать, кто же является ее конкурентом в самом общем смысле? В бизнесе дешевых домов модульной сборки общая конкуренция возникает со стороны домов-трейлеров, домов и квартир, сдаваемых в аренду, других дешевых домов и так далее. Размышления над этими вопросами заставляют специалистов по маркетингу рассматривать основные запросы и потребности рынка, который нужно сегментировать.
2. Решение о том, какие переменные использовать при сегментации
Мы обсудили множество переменных, которые можно использовать для сегментации рынка. Важный этап в процессе сегментации - отсортировать эти переменные и решить, какие из них с наибольшей вероятностью окажутся полезными. Иногда специалисты по маркетингу просто собирают данные относительно такого количества потенциально полезных переменных, какое только возможно, а затем используют анализ данных, чтобы разбить покупателей по сегментам. Такой «охотничий» подход в некоторых обстоятельствах оказывается полезным, особенно при сегментации на основании образа жизни, но обычно оказывается более эффективным выбрать заранее наиболее подходящий базис для сегментации. Кроме того, специалисты по маркетингу обнаруживают, что переменные, специфические для данного продукта, теснее связаны с принятием рыночных решений.