Шпаргалка по "Маркетинг в розничной торговле"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг в розничной торговле".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

1. Состояние торговой  отрасли в России

Торговая отрасль  на протяжении последних лет –  одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей экономики России, опережающая  по темпам роста многие отрасли.

С 2005 по 2010 годы выручка организаций отрасли  торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовство, строительству и образованию.

При этом оборот розничной торговли показывал более  высокие темпы роста, чем темпы  роста оборота оптовой торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время как розничной – только 9,7%. Объёмы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. – для розничной.

Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития, по итогам 2009 года падение оборота розничной торговли составило 4,9%.

Валовой внутренний продукт за 2010 г. составил в текущих  ценах 44, 5 трлн. рублей и рост его  физического объема относительно 2009 г. составил 104,0%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год вырос на 8,2% к выпуску 2009 года. По объемам экспорта и импорта продукции наблюдалось восстановление до 135,6% и до 129,1%, соответственно. Все эти факторы отразились на возобновлении роста объема розничного товарооборота. В 2010 году он составил 16,4 трлн. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2009 г.

2. Структура расходов  домашних хозяйств  по торговым каналам

Согласно методологическим подходам  домашние   хозяйства  оказывают значительное влияние, прежде всего, на сферу розничной торговли, развитие которой в свою очередь также влияет на потребительское поведение населения, затрагивает интересы миллионов человек, способствует решению важнейших социально-экономических и институциональных задач. Являясь неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики, торговля выступает своеобразным индикатором развития общества и оказывает непосредственное воздействие на ее эффективность [3]. Данный сектор рынка отличается высокими темпами роста, что привлекательно для инвестирования.

Отрасль торговли, ее развитие или свертывание, размещение и число розничных  торговых  организаций зависят от двух главных  факторов: изменения численности  населения; изменения уровня его  реальных доходов, т.е. платежеспособного спроса. В совокупности действие этих факторов приводит к изменению объемов товарооборота и физической величины товарной массы, проходящей через  каналы  розничной торговли.

3. Конкуренция на  рынке ритейла.  Возможные конкурентные  преимущества розничных торговых предприятий

Оценка конкурентоспособности  торгового предприятия неразрывно связана с пространственными  характеристиками магазинов, входящих в торговую сеть. Важнейшая из таких  характеристик -- торговая зона, которая  в свою очередь определяется расположением, специализацией, пропускной способностью, торговой площадью и ассортиментом находящихся в ней магазинов. Каждый магазин в силу особого позиционирования имеет свою торговую зону, в пределах которой потребители заинтересованы в его торговой услуге и готовы преодолевать имеющееся расстояние до магазина. Создание уникальных конкурентных преимуществ и отличительное позиционирование увеличивают торговую зону предприятия и уменьшает зону влияния его конкурентов, находящихся в пределах территории торговой зоны.

Конкурентоспособность предприятия розничной торговли определяется способностью его внутренней среды реагировать на изменения  внешней. Особенность внутренней среды  предприятия состоит в том, что  она находится под воздействием как управляющей подсистемы самого предприятия, так и подсистемы более высокого уровня (например, государства) и должна адаптироваться к изменению внешней среды. Цель адаптации состоит в том, чтобы предприятие могло с наименьшими потерями противодействовать возникающим во внешней среде неблагоприятным условиям или наилучшим образом использовать их.

Таким образом, конкурентоспособность торгового  предприятия можно охарактеризовать как разность эффекта двух взаимосвязанных  уровней активности - во внешней  и внутренней среде. Если эффект активности внешней среды преобладает, предприятие становится неконкурентоспособным.

Еще одна особенность  конкурентоспособности - четко выраженная потребительская ориентация. Рассматривать  ее следует только относительно сегмента, на который ориентируется торговое предприятие. Опрос слишком широкого круга потребителей может дать низкий процент покупателей, удовлетворенных услугами магазина, вследствие привлечения нецелевых потребителей. Наоборот, магазин может быть популярным среди узкой группы людей, иногда даже не пользующихся его услугами. Однако это не свидетельствует о конкурентоспособности магазина, а говорит о важности правильного определения и классификации показателей конкурентоспособности и методики их оценки.

Конкурентоспособность предприятия розничной торговли формируется под влиянием многих факторов: месторасположение, уровень квалификации торгового персонала и цен в магазине, ассортимент, организация мерчандайзинга, взаимоотношения с поставщиками и др.

4. Классификация розничной торговой сети по видам передачи товара

Характеристика  магазинов по уровню обслуживания

В магазинах  самообслуживания отсутствуют продавцы в торговом зале. Покупатели самостоятельно отбирают товары и доставляют их к  расчетно-кассовому узлу. Здесь, как правило, продаются товары повседневного спроса, хорошо знакомые покупателям. Покупателям достаточен тот объем информации, который имеется на упаковке и ценнике. Такая форма организации торговли позволяет снизить торговые издержки и, при необходимости, назначить более низкие цены на товар.

В магазинах  со свободным отбором товара в  торговом зале находится продавец, к которому можно обратиться за справкой и получить нужную информацию. Например, откуда поставлен данный товар, имеется  ли в наличие тот или иной товар, каков принцип работы технически сложного изделия и т.д. В этих магазинах обычно продаются товары длительного пользования (мебель, бытовая техника, электроника и др.).

Магазины с  полным обслуживанием продают дорогие  индивидуализированные товары (модные товары, ювелирные изделия, картины и др.). Продавец призван быть консультантом покупателя, создавая ему комфортные условия.

Магазины, имеющие  небольшой торговый зал, торгующий  через прилавок. Покупатель, чтобы  потрогать и внимательнее рассмотреть  выбранный им товар, должен попросить продавца, который подает товар покупателю "из рук в руки". Такой метод обслуживания используется при продаже любых малогабаритных товаров.

Характеристика  магазинов в зависимости от товарного  ассортимента

Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время, как отмечалось выше, оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.

Можно выделить следующие виды розничных предприятий:

Специализированные  магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимент, способный удовлетворить  специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).

Универмаги предлагают широкий ассортимент, в первую очередь, непродовольственных товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают к себе большое число  покупателей. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары. Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.

Универсальные продовольственные магазины (универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются  широтой ассортимента и площадью торгового зала.

Однако, по принятым на Западе понятиям супермаркета, гипермаркета, кроме обычных различительных признаков (широта ассортимента, площадь торгового зала), имеются и общие для них характеристики:

· основная доля ассортимента

· продовольственные  товары и ограниченный ассортимент  непродовольственных товаров;

· основная форма  обслуживания

· самообслуживание, кроме продажи рыбы, мяса, хлебобулочных, кондитерских (торты) изделий;

· развитая система  дополнительных услуг;

· состояние  для автомобилей.

5. Классификация розничной  торговой сети  по формам обслуживания  покупателей

Выше была рассмотрена  традиционная форма обслуживания, когда покупатель приходит в магазин, непосредственно выбирает товар и сразу же его оплачивает. Основными недостатками такой формы торговли являются большие затраты времени, а в некоторых случаях отсутствие нужного для покупателя товара или товара конкретного производителя. Для многих покупателей, проживающих далеко от крупных городов, вообще является актуальной проблема поиска и покупки многих товаров.

В связи с  этим, получили распространение другие нетрадиционные формы торговли, особенно товаров с невысоким оборотом, которые для обычной торговли являются мало привлекательными.

· Торговля с  заказом товара по почте.

Организация работы с покупателем состоит в следующем. До покупателя разными способами  доводится информация о том или  ином товаре. Например, важным клиентам высылаются каталоги - бесплатно или в качестве приза, подарка или за небольшую стоимость. Покупатель высылает заявку на покупку его через почтовое отделение. Оплата производится предварительно или в момент получения товара по почте. Там же могут быть и каталоги для заказа нужных товаров. Список товаров, а при необходимости и их фотографии, продавец размещает в газетах, журналах, сам распространяет по почтовым ящикам квартир письма, листовки, проспекты. С помощью почтовой доставки товаров продаются книги, аудио-, видеокассеты, простые электроприборы и т.д.

· Продажа товаров  по телефону

Осуществляется  с помощью активных исходящих  звонков и последующей устной презентацией товара. В случае согласия покупателя товар может быть доставлен на дом или оставлен для него заказ в магазине.

При продаже  товаров по телефону следует помнить  о возможных ограничениях или  прямых запретов осуществления коммерческих звонков частным лицам (например, в Германии). Продажа по телефону предприятию может производится в виде устных предложений с последующей высылкой оферты по факсу.

Учитывая ограниченные возможности телефонной продажи (в  день можно сделать 20-40 звонков), расчет делается на формирование круга постоянных покупателей, что определяется ценовой политикой, уровнем сервиса и качеством товаров.

· Продажа через  торговые автоматы

Производится  продажа таких товаров как  сигареты, безалкогольные напитки, бутерброды, жевательные резинки и т.д. Торговые автоматы устанавливаются на вокзалах, в метро, на бензозаправочных станциях. Удобством для покупателей является их круглосуточная работа, что особенно актуально в ночное время. Недостатками продажи через автоматы служат высокие расходы на обслуживание, поломки, кражи. Это приводит к тому, что цены на товары, продаваемые с помощью торговых автоматов, на 15-20 % выше обычных.

Торговля по электронным каналам имеет несколько  разновидностей, но осуществляется так  или иначе с использованием компьютерной сети.

· Сюда относится  продажа через Internet и электронную почту.

Организация торговли по электронным каналам принципиально  не отличается от продажи по телефону (с точки зрения поставки товара и получения за него денег). Отличие  состоит в том, что продажа  по телефону - это активные звонки с  живой речью продавца, а торговля по электронным каналам (компьютерным сетям) - размещение информации о товарном предложении и ожидание входных пассивных звонков или письменных предложений от покупателя.

Перспективной также является торговля через электронные  магазины. Программа компьютера позволяет со всех сторон осмотреть товар и, в случае его выбора, достаточно нажать на кнопку и товар автоматически перемещается со склада к покупателю. По такой схеме товар можно выбрать с помощью домашнего компьютера.

· Торговля с  доставкой товара на дом или в офис.

В данном случае акцент ставится на реализацию потребности  части покупателей - освободить свое время от поиска нужных товаров и  получить их непосредственно не выходя из дома. Оплата товаров производится на дому, после того, как покупатель их проверит по качеству и весу. Права покупателей, оговоренные в соответствующих нормативных документах РФ, позволяют ему вернуть или отказаться от некачественного товара. Ценовая политика предприятия-поставщика может быть такова, что доставка осуществляется бесплатно или оплачивается сверх стоимости товара.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетинг в розничной торговле"