Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности конкретного предприятия – общества с ограниченной ответственностью «Герда», занимающегося производством и реализацией упаковочной и этикеточной продукции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы по исследуемой проблеме, установить, что такое маркетинг, какова его сущность, определить этапы разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.
2. Провести анализ маркетинговой деятельности ООО «Герда», который включает в себя анализ макроокружения, анализ стратегических целей и тактических средств предприятия.
3. Определить недостатки маркетинговой деятельности ООО «Герда» и внести предложения по её совершенствованию.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии тактики маркетинговой деятельности 6
1.1. Определение маркетинга и основные факторы, влияющие на него 6
1.2. Маркетинговый цикл 9
1.3. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности 18
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности 31
ООО «Герда» 31
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Герда» 31
2.2. Анализ макроокружения ООО «Герда» 34
2.3. Анализ стратегических целей ООО «Герда» 39
2.4. Анализ тактических средств предприятия 44
Рекомендации по совершенствованию стратегий и тактик маркетинговой деятельности предприятия 52
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение 1 64
Приложение 2 64
продолжение Приложения 2 65
Приложение 3 66
Всё это говорит о существующем дисбалансе между спросом и предложением, что в свою очередь может свидетельствовать о возможном увеличении выпуска продукции на основе полимерных плёнок, а это требует проведение дополнительных исследований и переориентации производства.
Таблица 2
Анализ производства продукции ООО «Герда»
в 2010 году по видам сырья
№ п/п |
Наименование продукции |
Объём реализации (тыс. руб.) |
Структура (%) |
1. |
На основе полимерных лент |
6873,75 |
5 |
2. |
На основе бумаги (картона) |
89358,8 |
65 |
3. |
На основе полимерных плёнок |
15122,3 |
11 |
4. |
Иная (не упаковочная и не этикеточная) продукция |
26120,3 |
19 |
ИТОГО ОБЪЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗА ГОД |
137475,00 |
100 |
Данные таблицы 2 отражены на рисунке 11.
Рис.11. Анализ производства продукции ООО «Герда»
в 2010 году по видам сырья
Далее необходимо сравнить структуру потребителей ООО «Герда» по основному направлению их деятельности и аналогичную структуру по России .
Структура потребителей ООО «Герда» по направлению деятельности также не соответствует ситуации, существующей на рынке. Структура потребителей отражена в таблице 5.
Таблица 5
Структура потребителей ООО «Герда» по
направлению их деятельности
№ п/п |
Вид деятельности потребителя |
Объем потребления (тыс. руб.) |
Структура (%) |
1. |
Производители напитков |
26120,3 |
19 |
2. |
Производители продуктов питания |
9623,25 |
7 |
3. |
Производители бытовой химии |
61863,8 |
45 |
4. |
Другие производители |
39867,8 |
29 |
ИТОГО ОБЪЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗА ГОД |
137475,00 |
100 |
Данные таблицы 5 отобразим на рисунке 12.
Рис.12. Структура потребителей ООО «Герда» по
направлению их деятельности
Если сырьевой дисбаланс свидетельствует об отрицательных тенденциях в стратегическом развитии предприятия (низкий процент выпуска продукции на основе полимерных плёнок, которая пользуется большим спросом), то дисбаланс по направлению деятельности свидетельствует об ориентации производства на потребителей – производителей непищевых продуктов. Необходимо сохранить достигнутые объёмы выпуска по данному сегменту, но при этом необходимо активнее развивать выпуск продукции и по другим сегментам (производители продуктов питания) в соответствии с существующей на рынке пропорции спроса.
Для того, чтобы оценить конкурентное положение предприятия на рынке и выявить положительные или отрицательные тенденции, необходимо сравнить темпы роста выпуска упаковочной и этикеточной продукции на предприятии с общими темпами роста по России. Как видно в таблице, темпы роста выпуска упаковочной и этикеточной продукции по России ежегодно увеличиваются в среднем на 17%. Рассмотрим подробнее динамику производства продукции.(Табл. 6)
Таблица 6
Динамика производства продукции
год |
Россия млн. м2 |
Динамика (+/-%) |
«Герда» тыс. руб. |
Динамика (+/-%) |
Отклонения от темпов по РФ (+/-%) |
2007 |
240 |
-- |
42713 |
-- |
-- |
2008 |
281 |
+17,08 |
94859 |
122,08 |
105 |
2009 |
331 |
+17,79 |
124365 |
31,11 |
13,32 |
2010 |
390 |
+17,82 |
137475 |
10,54 |
-7,28 |
Первоначально темпы роста на предприятии опережали темпы роста по РФ, но это очевидно связано с тем, что ООО «Герда» занимало свободную на данном рынке «нишу», на что ушло около двух лет. В 2010 году также наблюдаются положительные темпы роста, но эти темпы на 7 пунктов ниже общероссийских.
Можно сделать вывод о том, что наметилась тенденция потери рынка предприятием ООО «Герда», а вызвано это не правильной постановкой стратегических целей предприятия, в том числе по ассортименту продукции (необходимо наращивать выпуск продукции на основе полимерных пленок) и по потребителям (необходимо развивать сбыт по производителям продуктов питания).
Проведённый выше анализ показывает что, технология производства упаковочной продукции меняется в сторону применения полимерных материалов. В ближайшее время на рынке могут появиться современные упаковки именно из полимерных материалов, которые стремительно начнут вытеснять бумажную упаковку.
Низкая цена полимерного сырья позволяет покупателям упаковочной и этикеточной продукции иметь способность добиваться снижения цен у тех производителей, которые применяют соответствующие технологии производства. Всё это также имеет потенциальную угрозу для ООО «Герда» и говорит о необходимости пересмотра стратегических целей и задач.
И ещё одним существенным
недостатком стратегии
В таблице 7 представлен анализ конкурентов.
Таблица 7
Анализ конкурентов ООО"Герда"
Наименование предприятия |
Доля рынка, % |
Тип конкурента |
ООО"Герда" |
10 |
Патиент |
"Фирма КТ" |
25 |
коммутант |
ООО «РуПак» |
20 |
коммутант |
ООО "Барк СПб" |
15 |
коммутант |
ООО «Техника Упак Нева» |
18 |
коммутант |
"Фирма NTL" |
14 |
коммутант |
Доля рынка отражена на рисунке 13.
Рис. 13. Доля рынка ООО "Герда"
ООО"Герда" относится
к патиентам, а конкуренты к коммутантам.
Можно сделать вывод что ООО"
Использование ООО"Герда" своих сильных сторон может уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции.
На предприятии действует линейно-функциональная система управления производством. Каждое структурное подразделение ООО «Герда» выполняет определённые функции, направленные на решение той или иной производственной задачи. Производство продукции осуществляется в упаковочный цех и типография. Вопросами поставки сырья занимается отдел снабжения в соответствии с плановым заданием по выпуску продукции. Сбытом продукции занимается отдел сбыта. Каждый менеджер отдела закреплён за определёнными предприятиями (постоянными клиентами) и осуществляет контроль за поступлением заявок на продукцию, её отгрузкой и оплатой.
Кроме этого, в отдел поступают внеплановые заявки, которые распределяются по менеджерам отдела сбыта в зависимости от их загруженности. При поступлении внеплановых заявок, производится расчёт необходимого для производства сырья, который направляется в отдел снабжения.
Вопросами планирования и анализа занимается планово-экономический отдел. Планирование осуществляется в соответствии с предполагаемым объёмом выпуска продукции в плановом году, который рассчитывается исходя из достигнутых результатов в отчётном периоде.
Юридическими, хозяйственными и кадровыми вопросами занимаются соответствующие подразделения. Вопросами финансирования и бухгалтерского учета занимается бухгалтерия предприятия.
Существующая на предприятии «Герда» система управления производством является наиболее распространенной в РФ. Но сразу же следует отметить, что такая система не имеет механизм продвижения на рынок новых товаров или этот механизм не совершенен. То есть, на предприятии отсутствует функциональный орган, который занимался бы вопросами изучения рынка и внедрения в производство новых товаров в соответствии с требованиями этого рынка. Данные функции должен выполнять отдел маркетинга, который отсутствует на исследуемом предприятии, а функции маркетинга разбросаны между его структурными подразделениями и не согласованы, что не приводит к желаемым результатам. Так, внедрение новой продукции производится с запозданием, а сам процесс внедрения долгий и громоздкий.
Отсутствие отлаженного механизма анализа рынка и внедрения новой продукции привело к тому, что предприятие «Герда» теряет свои позиции на рынке.
Другим недостатком маркетингов
Что касается рекламных мероприятий, то специфика отрасли диктует в качестве основной рекламы – проведение специализированных выставок и участие в них. Фирма «Герда» практически ежегодно участвует в подобных выставках. Предприятием осуществляется реклама в специализированных изданиях, а также в региональных рекламных изданиях.
При анализе тактических средств анализ системы управления персоналом занимает важное место. Анализ системы управления персоналом осуществляется по следующим направлениям:
Анализ качества кадров представлен в таблице 8.
Таблица 8
Анализ качества кадров ООО «Герда»
Уровень образования |
Стаж работы | |||||
Среднее |
Средне-специальное |
Высшее |
до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
свыше 10 лет | |
Количество работников/из них обучаются в вузах (чел) |
5/2 |
15/7 |
10 |
20 |
7 |
3 |
Структура (% от общего числа работников) |
16,7/6,7 |
50/23,3 |
33,3 |
66,7 |
23,3 |
10 |
Данные таблицы 7 отразим на рисунке 14.
Рис. 14. Структура персонала по уровню образования
Как видно в таблице 7, большинство персонала имеет стаж работы до 5 лет и средне-специальное образование. Если обучающиеся в настоящее время работники закончат вузы, то численность персонала, имеющих высшее образование, составит 19 человек (большая половина), что несомненно скажется на качестве персонала. Кроме этого, спустя время, необходимое для окончания вузов, окончившие их перейдут в категорию стажа работы от 5 до 10 лет. Если работники, закончившие вузы примут решение устроиться на новую, более оплачиваемую работу, то предприятию придётся вновь набирать специалистов с низким стажем работы или с его отсутствием. Такая практика существует на предприятиях, на которых не требуется высокой квалификации основной категории работников и для этой категории устанавливается низкая заработная плата. Здесь для оценки необходимо учесть проведённый далее анализ мотивации персонала, чтобы определить, имеются ли предпосылки к оттоку персонала после повышения его уровня.
Информация о работе Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности ООО «Герда»