Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов планирования маркетинга;
исследование предприятия и его окружающей среды;
исследование маркетинговой деятельности предприятия;
разработка и оценка мероприятий по повышению ее эффективности.
Введение 4
Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и его окружающей среды 6
1.1. Общие сведения о предприятии 6
1.2. Организация и планирование маркетинговой деятельности 8
1.3. Характеристики рынка 14
Раздел 2. Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 24
2.1. Товары предприятия 24
2.2. Ценообразование 28
2.3. Организация сбыта и товародвижения 29
2.4. Маркетинговые коммуникации (продвижение) 33
Раздел 3. Разработка и оценка мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 36
3.1. Маркетинговое планирование на предприятии 36
3.2. Рекомендации, предложения и пожелания по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия 37
Заключение 39
Библиографический список 40
Кафедра
«Маркетинг»
Разработка плана маркетинговой деятельности НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»
Пояснительная записка к курсовой работе
по дисциплине «Маркетинг»
ОМСК-2010
Содержание
Введение 4
Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и его окружающей среды 6
1.1. Общие сведения о предприятии 6
1.2. Организация и планирование маркетинговой деятельности 8
1.3. Характеристики рынка 14
Раздел 2. Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 24
2.1. Товары предприятия 24
2.2. Ценообразование 28
2.3.
Организация сбыта и
2.4. Маркетинговые коммуникации (продвижение) 33
Раздел 3. Разработка и оценка мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 36
3.1. Маркетинговое планирование на предприятии 36
3.2.
Рекомендации, предложения и пожелания
по совершенствованию
Заключение 39
Библиографический
список 40
Введение
В современных условиях возможность компании выстоять в конкурентной борьбе и повысить эффективность своей деятельности зависит от ее способности вовремя реагировать на изменение окружающей обстановки (политической, экономической, социальной, экологической), принимать адекватные действия по устранению негативных факторов и усилению своих позиций. С этой целью в компаниях разрабатываются различные планы, одним из которых является план маркетинга.
Маркетинговое планирование является одним из наиболее эффективных средств для достижения успешных результатов деятельности компании. План маркетинга – набор мероприятий по достижению целей компании в области маркетинга (увеличение объемов продаж, доли рынка), реализации маркетинговой стратегии предприятия, а также по повышению его конкурентоспособности (во всех элементах – от усовершенствования продукта до повышения эффективности методов его продвижения на рынке).
План маркетинга подобен карте: он показывает, куда движется компания и как она собирается туда добраться. Он одновременно является планом действий и письменным документом. План маркетинга выявляет перспективные деловые возможности компании и намечает способы проникновения, захвата и удержания позиций на определенных рынках. Он соединяет все элементы маркетинга в согласованный план действий, где подробно расписано, кто, что, когда, где и как делает для достижения целей.
План маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь. Во-первых, решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать. Во-вторых, содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план).
Актуальность исследования данной проблемы состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, а знание принципов и технологии разработки плана маркетинга и эффективное его использование позволяет привести фирму к успеху на рынке. Грамотно составленный план маркетинга поможет в решении проблем, стоящих перед каждым руководителем: повышение прибыльности, привлечение и удержание потребителей, определение наиболее перспективных направлений развития бизнеса.
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Поставленная
цель обуславливает решение
Объектом исследования является ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
Предмет исследования – маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и его окружающей среды
1.1.
Общие сведения о предприятии
Полное фирменное наименование предприятия – открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика».
Местонахождение предприятия: Россия, Санкт-Петербург, 6-й Верхний переулок, д.3.
Основным предметом деятельности предприятия является производство, розлив, хранение и реализация пива, безалкогольных напитков, минеральных вод, сухих дрожжей, товарной углекислоты и солода, в том числе разработка, производство и реализация новых сортов [1].
«Пивоваренная компания «Балтика» – самая крупная российская компания в сфере производства товаров народного потребления и лидер российского рынка пива с долей около 41%. Заводы Компании расположены в 10 городах России: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске. В 2008 году Компания приобрела пивоваренный завод в Азербайджане. Совокупная производственная мощность заводов в России составляет 50 млн гл пива в год. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, а также развивает агропроект по выращиванию пивоваренного ячменя в восьми областях России. Продукция компании «Балтика» представлена более чем в 60 странах мира, в том числе в странах Западной Европы, Северной Америки, ближневосточного региона.
Основные
финансово-экономические
Таблица 1
Основные финансово-экономические показатели предприятия
Показатели | 2008 | 2007 | Изменение |
Продажи, млн гл. | 45,2 | 44,3 | 2% |
Чистая выручка от реализации, млн руб. | 92 482,3 | 78 891,8 | 17,2% |
Производственная себестоимость, млн руб. | 46 668,5 | 37 810,5 | 23,4% |
Валовая прибыль, млн руб. | 45 813,8 | 41 081,3 | 11,5% |
Коммерческие расходы, млн руб. | 20 765,9 | 19 609,2 | 5,9% |
Административные расходы, млн руб. | 2 913,4 | 2 653,4 | 9,8% |
Прочие доходы, млн руб. | 125,9 | 19,6 | 540,7% |
Операционная прибыль, млн руб. | 22 260,4 | 18 838,3 | 18,2% |
Чистая прибыль, млн руб. | 15 511,3 | 13 960,6 | 11,1% |
Операционная рентабельность, % | 24,1 | 23,9 | 0,2 п.п. |
Валовая рентабельность, % | 49,5 | 52,1 | -2,6 п.п. |
Прибыль на акцию, руб. | 98,01 | 83,16 | 17,9% |
Рост чистых цен (после вычета налогов) на основную продукцию компании – пиво – при продажах на российском рынке сдерживался существенным повышением акциза в 2008 году (на 32,4% по сравнению с 2007 годом). Вместе с тем «Балтике» удалось добиться увеличения средней цены за вычетом налогов на 14,6% по сравнению с предыдущим годом. Существенный вклад в это увеличение внес опережающий рост продаж продукции премиального и лицензионного сегментов по сравнению с ростом продаж экономичных сортов. Доля этого фактора в росте чистой цены составила 3,7%.
Прибыль компании до вычета налогов и финансовых статей (операционная прибыль) выросла на 18,2% по сравнению с 2007 годом и составила 22,3 млрд рублей.
Опережающий рост операционной прибыли по сравнению с увеличением чистой выручки был обусловлен сдержанным ростом коммерческих и административных расходов. Основную экономию затрат компания получила за счет снижения расходов на дистрибуцию.
Удельные расходы на логистику на литр продукции, несмотря на рост тарифов, снизились по сравнению с предыдущим годом на 3,3%, что является результатом реализации инвестиционных проектов, оптимизации маршрутов доставки продукции дистрибьюторам, повышения эффективности использования собственного и привлеченного транспорта.
В
течение 2008 года выросли расходы компании
на сырье и материалы. Производственная
себестоимость увеличилась на 23,4% по отношению
к 2007 году. Наиболее существенное влияние
на ее увеличение оказали рост цен на солод
и хмель. Тем не менее, в 2008 году «Балтика»
увеличила операционную рентабельность
на 0,2% по сравнению с предыдущим годом
и достигла впечатляющего показателя
24,1% [2].
1.2.
Организация и планирование
Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 1. Высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Общим собранием акционеров проводятся выборы в совет директоров. Деятельность совета директоров направлена на стратегическое управление компанией, принятие эффективных управленческих решений, соответствующих лучшим нормам корпоративного управления, а также контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа. Главными задачами совета директоров являются:
Совет директоров компании состоит из семи членов, три из которых являются независимыми директорами. Единоличным исполнительным органом является президент, который осуществляет руководство текущей деятельностью компании [2].