Разработка плана маркетинговой деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов планирования маркетинга;
исследование предприятия и его окружающей среды;
исследование маркетинговой деятельности предприятия;
разработка и оценка мероприятий по повышению ее эффективности.

Оглавление

Введение 4
Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и его окружающей среды 6
1.1. Общие сведения о предприятии 6
1.2. Организация и планирование маркетинговой деятельности 8
1.3. Характеристики рынка 14
Раздел 2. Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 24
2.1. Товары предприятия 24
2.2. Ценообразование 28
2.3. Организация сбыта и товародвижения 29
2.4. Маркетинговые коммуникации (продвижение) 33
Раздел 3. Разработка и оценка мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 36
3.1. Маркетинговое планирование на предприятии 36
3.2. Рекомендации, предложения и пожелания по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия 37
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая.doc

— 334.00 Кб (Скачать)
 
 

Кафедра «Маркетинг» 
 
 

Разработка  плана маркетинговой  деятельности НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»

Пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине «Маркетинг»

                                                      Руководитель  работы

                                                                                  __________________________       (Подпись, дата)

                  Работу  выполнил

 

                                                                              __________________________   (Подпись, дата) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОМСК-2010

Содержание 

Введение 4

Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия  ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»  и его окружающей среды 6

    1.1. Общие сведения о предприятии 6

    1.2. Организация и планирование маркетинговой деятельности 8

    1.3. Характеристики рынка 14

Раздел 2. Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 24

    2.1. Товары предприятия 24

    2.2. Ценообразование 28

    2.3. Организация сбыта и товародвижения 29

    2.4. Маркетинговые коммуникации (продвижение) 33

Раздел 3. Разработка и оценка мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 36

    3.1. Маркетинговое планирование на  предприятии 36

    3.2. Рекомендации, предложения и пожелания  по совершенствованию маркетинговой  деятельности предприятия 37

Заключение 39

Библиографический список 40 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В современных условиях возможность  компании выстоять в конкурентной борьбе и повысить эффективность своей  деятельности зависит от ее способности  вовремя реагировать на изменение окружающей обстановки (политической, экономической, социальной, экологической), принимать адекватные действия по устранению негативных факторов и усилению своих позиций. С этой целью в компаниях разрабатываются различные планы, одним из которых является план маркетинга.

    Маркетинговое планирование является одним из наиболее эффективных средств для достижения успешных результатов деятельности компании. План маркетинга – набор мероприятий по достижению целей компании в области маркетинга (увеличение объемов продаж, доли рынка), реализации маркетинговой стратегии предприятия, а также по повышению его конкурентоспособности (во всех элементах – от усовершенствования продукта до повышения эффективности методов его продвижения на рынке).

    План  маркетинга подобен карте: он показывает, куда движется компания и как она собирается туда добраться. Он одновременно является планом действий и письменным документом. План маркетинга выявляет перспективные деловые возможности компании и намечает способы проникновения, захвата и удержания позиций на определенных рынках. Он соединяет все элементы маркетинга в согласованный план действий, где подробно расписано, кто, что, когда, где и как делает для достижения целей.

    План маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь. Во-первых, решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать. Во-вторых, содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план).

    Актуальность  исследования данной проблемы состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, а знание принципов и технологии разработки плана маркетинга и эффективное его использование позволяет привести фирму к успеху на рынке. Грамотно составленный план маркетинга поможет в решении проблем, стоящих перед каждым руководителем: повышение прибыльности, привлечение и удержание потребителей, определение наиболее перспективных направлений развития бизнеса.

    Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

    Поставленная  цель обуславливает решение следующих  задач:

  1. изучение теоретических аспектов планирования маркетинга;
  2. исследование предприятия и его окружающей среды;
  3. исследование маркетинговой деятельности предприятия;
  4. разработка и оценка мероприятий по повышению ее эффективности.

    Объектом  исследования является ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

    Предмет исследования – маркетинговая деятельность предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

 

     Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика» и его окружающей среды

    1.1. Общие сведения о предприятии 

    Полное  фирменное наименование предприятия – открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика».

    Местонахождение предприятия: Россия, Санкт-Петербург, 6-й Верхний переулок, д.3.

    Основным  предметом деятельности предприятия  является производство, розлив, хранение и реализация пива, безалкогольных напитков, минеральных вод, сухих дрожжей, товарной углекислоты и солода, в том числе разработка, производство и реализация новых сортов [1].

      «Пивоваренная компания «Балтика» – самая крупная российская компания в сфере производства товаров народного потребления и лидер российского рынка пива с долей около 41%. Заводы Компании расположены в 10 городах России: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске. В 2008 году Компания приобрела пивоваренный завод в Азербайджане. Совокупная производственная мощность заводов в России составляет 50 млн гл пива в год. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, а также развивает агропроект по выращиванию пивоваренного ячменя в восьми областях России. Продукция компании «Балтика» представлена более чем в 60 странах мира, в том числе в странах Западной Европы, Северной Америки, ближневосточного региона.

    Основные  финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2007-2008 гг. представлены в таблице 1. 
 
 

    Таблица 1

Основные  финансово-экономические  показатели предприятия

Показатели 2008 2007 Изменение
Продажи, млн гл. 45,2 44,3 2%
Чистая  выручка от реализации, млн руб. 92 482,3 78 891,8 17,2%
Производственная себестоимость, млн руб. 46 668,5 37 810,5 23,4%
Валовая прибыль, млн руб. 45 813,8 41 081,3 11,5%
Коммерческие  расходы, млн руб. 20 765,9 19 609,2 5,9%
Административные  расходы, млн руб. 2 913,4 2 653,4 9,8%
Прочие  доходы, млн руб. 125,9 19,6 540,7%
Операционная  прибыль, млн руб. 22 260,4 18 838,3 18,2%
Чистая  прибыль, млн руб. 15 511,3 13 960,6 11,1%
Операционная  рентабельность, % 24,1 23,9 0,2 п.п.
Валовая рентабельность, % 49,5 52,1 -2,6 п.п.
Прибыль на акцию, руб. 98,01 83,16 17,9%
 

    Рост  чистых цен (после вычета налогов) на основную продукцию компании – пиво – при продажах на российском рынке сдерживался существенным повышением акциза в 2008 году (на 32,4% по сравнению с 2007 годом). Вместе с тем «Балтике» удалось добиться увеличения средней цены за вычетом налогов на 14,6% по сравнению с предыдущим годом. Существенный вклад в это увеличение внес опережающий рост продаж продукции премиального и лицензионного сегментов по сравнению с ростом продаж экономичных сортов. Доля этого фактора в росте чистой цены составила 3,7%.

    Прибыль компании до вычета налогов и финансовых статей (операционная прибыль) выросла на 18,2% по сравнению с 2007 годом и составила 22,3 млрд рублей.

    Опережающий рост операционной прибыли по сравнению с увеличением чистой выручки был обусловлен сдержанным ростом коммерческих и административных расходов. Основную экономию затрат компания получила за счет снижения расходов на дистрибуцию.

    Удельные  расходы на логистику на литр продукции, несмотря на рост тарифов, снизились по сравнению с предыдущим годом на 3,3%, что является результатом реализации инвестиционных проектов, оптимизации маршрутов доставки продукции дистрибьюторам, повышения эффективности использования собственного и привлеченного транспорта.

    В течение 2008 года выросли расходы компании на сырье и материалы. Производственная себестоимость увеличилась на 23,4% по отношению к 2007 году. Наиболее существенное влияние на ее увеличение оказали рост цен на солод и хмель. Тем не менее, в 2008 году «Балтика» увеличила операционную рентабельность на 0,2% по сравнению с предыдущим годом и достигла впечатляющего показателя 24,1% [2]. 

    1.2. Организация и планирование маркетинговой  деятельности 

    Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 1. Высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Общим собранием акционеров проводятся выборы в совет директоров. Деятельность совета директоров направлена на стратегическое управление компанией, принятие эффективных управленческих решений, соответствующих лучшим нормам корпоративного управления, а также контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа. Главными задачами совета директоров являются:

  • формирование эффективной системы управления компании;
  • обеспечение устойчивого финансового положения компании;
  • определение перспективных и приоритетных направлений деятельности компании;
  • разработка и реализация стратегических задач, стоящих перед компанией.

    Совет директоров компании состоит из семи членов, три из которых являются независимыми директорами. Единоличным исполнительным органом является президент, который осуществляет руководство текущей деятельностью компании [2].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка плана маркетинговой деятельности на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»