Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.

Оглавление

Введение 4
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований 5
1.1. Сущность маркетинговых исследований 5
1.2. Принципы маркетинговых исследований 9
1.3. Направления маркетинговых исследований 11
2. Основные направления маркетинговых исследований, применяемых на РУП «Экзон»
14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия 18
2.3. Организация маркетинговых исследований на предприятии 21
3. Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии
30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Анкета 37

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования 688 КП.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

     Унитарное предприятие входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации фармацевтической и  микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»).

     Унитарное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством и Уставом предприятия.

     РУП «Экзон» является юридическим лицом  и действует на принципах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, печать и штампы со своим наименованием, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банка.

     Учредителем предприятия является концерн «Белбиофарм».

     РУП «Экзон» создано с целью содействия наиболее полному удовлетворению потребностей населения республики в лекарственных средствах, биологически активных добавках к пище. Получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов работников и интересов собственника имущества предприятия, более полного и эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов.

     РУП «Экзон» осуществляет следующие  виды деятельности:

     1) производство фармацевтических  препаратов, медицинских химических веществ или лекарственных растительных продуктов;

     2) оптовая торговля фармацевтическими,  медицинскими и ортопедическими товарами;

     3) розничная торговля фармацевтическими  и медицинскими товарами, косметическими  товарами, туалетными принадлежностями;

     4) оптовая торговля парфюмерно-косметическими товарами;

     5) строительство;

     6) розничная торговля в неспециализированных  магазинах;

     7)  транспортные перевозки для   собственных нужд;

     8) деятельность по охране собственных  объектов.

     В настоящее время на предприятии  работают  технологические линии: линия сиропов;  линия гематогенов; линия производства  таблеток; линия производства (фасовки) сыпучих препаратов.

     Динамика  структуры производства продукции  приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Динамика структуры  производства продукции

Номенклатура  продукции Удельный  вес по годам, % Изменение (+,-)
Предшествующий отчетному году Отчетный 2010 год Прогнозный

2011 год

Отчетный год к предыдущему Прогнозный год к отчетному
Гематоген, гематовит 71,0 60,0 58,0 -11,0 -2,0
Сиропы 24,0 23,0 22,0 -1,0 -1,0
Таблетки аскорбиновой кислоты с сахаром 0,025 г. №10 4,0 15,0 15,0 +11,0 -
БАД - 1,0 4,0 +1,0 +3,0
Итого: 100,0 100,0 100,0    

     Примечание  – Источник: [собственная разработка]

     Регулярно ведется работа по изучению ситуации на рынке аналогичного сырья и  материалов, используемых в производстве

     Научно-техническая  деятельность РУП «Экзон» включает  в себя изучение новых подходов к выпуску лекарственных средств, биологически активных добавок, разработку новых видов продукции, поиски путей улучшения качества выпускаемых видов продукции, освоение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, поиск  путей и методов технического перевооружения предприятия, модернизации производства и т.д. В центре научно-технической деятельности предприятия находится производственно-техническое бюро предприятия в составе трех специалистов. Оно работает над вопросами разработки нормативной и технологической документации, поиска новых прогрессивных форм развития предприятия. Для этих целей  на предприятии создан и поддерживается   постоянно в актуальном состоянии фонд технических нормативных актов. Разработку  технических нормативных правовых актов на новые виды продукции производственно-техническое бюро осуществляет самостоятельно в контакте со специалистами  производственно-технической  лаборатории.

     С 2004 года предприятие работает в соответствии с требованиями СТБ 1435-2004 «Производство лекарственных средств. Надлежащая производственная практика (GMP)». В мае 2005 года на предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. С целью поддержания надлежащего функционирования системы управления и обеспечения качества, системы контроля качества, соблюдения требований надлежащей производственной практики (GMP), выполняются и планируются к исполнению следующие мероприятия:

     1) по предприятию регулярно проводятся  внутренние аудиты с целью  подтверждения соответствия системы  менеджмента качества;

     2) проводятся проверки на соответствие  требованиям Регула № 825 Европейского Парламента и Совета о гигиене продуктов и продовольствия от 29.04.2004 года в системе НАССР;

     3) ежегодно по предприятию проводится  инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента;

     5) ежегодно проводится инспекционный надзор за системой качества производственно-технической/

     Контроль  за качеством продукции в основном осуществляется инженером по качеству и производственно – технической  лабораторией  РУП «Экзон аккредитованной в Системе поверочных и испытательных лабораторий РБ. Лаборатория проводит физико–химические и микробиологические испытания  поступающего сырья, промежуточных продуктов и выпускаемой продукции.

     Эффективность хозяйственной деятельности предприятия  определяется в конечном итоге финансовым состоянием. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период с 2005 по 2008 год приведены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 – Основные  показатели  финансово-хозяйственной  деятельности  РУП «Экзон» за период с 2007 по 2010 год 

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей), млн. руб. 2913 3508 3954 4874
Отклонение, млн. руб. + 595 + 446 +920
Темп  роста, % 100% 120% 136% 167%
Полная  себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 2711 3115 3531 4301
Отклонение, млн. руб. + 404 + 416 + 770
Темп  роста, % 100% 115% 130% 158%
Прибыль  от  реализации  продукции, тыс. руб. 202 393 423 573
Отклонение, млн. руб. + 191 + 30 + 150
Темп  роста, % 100% 195% 209% 284%
Рентабельность  продукции, % 7,5% 12,6% 12% 13,3%
Затраты на рубль товарной продукции, руб. 0,93 0,89 0,89 0,88
Темп  роста затраты на рубль товарной продукции, % 100% 96% 96% 95%

     Примечание  – Источник: [собственная разработка]

      За  анализируемый период рентабельность продукции повысилась с 7,5% по 13,3%. При этом предприятие добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль товарной продукции. За этот период уровень данного показателя снизился на 5%.

      Одними  из важных показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, являются: коэффициент финансовой независимости или удельный вес собственного капитала в его общей сумме; коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей валюте баланса); плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному). Структура пассивов предприятия приведена в табл. 2.3.

Таблица 2.3 — Структура пассивов предприятия

Показатели 2007 год  2008 год 2009 год 2010 год
Собственный капитал, млн. руб. 3188 4126 4190 5259
Заемный капитал, млн. руб. 505 493 584 587
В том  числе:

краткосрочный

долгосрочный

 
505

 
493

 
584

 
587

Итого: 3693 4619 4774 5846
Коэффициент финансовой независимости, % 86% 89% 88% 90%
Коэффициент финансовой зависимости, % 14% 11% 12% 10%
Плечо финансового рычага 16% 12% 14% 11%

     Примечание  – Источник: [собственная разработка]

      Коэффициент финансовой независимости характеризует  соотношение интересов собственников  предприятий, владельцев акций, заимодавцев  и кредиторов и отражает независимость  от внешних источников финансирования. Его значение свыше 0,5 свидетельствуют о стабильной структуре капитала. Именно такой структуре дают предпочтение инвесторы и кредиторы. В нашем случае данный коэффициент выше нормативного уровня, что говорит о стабильной работе предприятия. Доля заемного капитала в общей его величине отражает степень задолженности предприятия, его зависимость от внешних источников финансирования. Повышение данного показателя означает снижение степени самостоятельности предприятия. В нашем случае данный показатель имеет тенденцию к снижению. Показатель плечо финансового рычага за анализируемый период также понизился, что свидетельствует о финансовой независимости предприятия от внешних инвесторов.

      Размещение  средств предприятия также имеет  очень большое значение в финансовой деятельности предприятия и повышении ее эффективности. Анализ структуры активов приведен в таблице 2.4. 

Таблица 2.4 — Анализ структуры активов

Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Внеоборотные  активы, млн. руб. 2952 3708 3646 4485
Оборотные активы, млн. руб. 741 911 1128 1361
Итого: 3693 4619 4774 5846
Оснащенность  внеоборотными активами, % 80% 80% 76% 77%
Доля  оборотных средств, % 20% 20% 24% 23%
Приходится  оборотного капитала на рубль основного капитала, руб. 0,25 0,25 0,31 0,30

Информация о работе Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия