Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.

Оглавление

Введение 4
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований 5
1.1. Сущность маркетинговых исследований 5
1.2. Принципы маркетинговых исследований 9
1.3. Направления маркетинговых исследований 11
2. Основные направления маркетинговых исследований, применяемых на РУП «Экзон»
14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия 18
2.3. Организация маркетинговых исследований на предприятии 21
3. Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии
30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Анкета 37

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования 688 КП.doc

— 589.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Основные  принципы и направления  маркетинговых                              исследований предприятия 
РЕФЕРАТ

       Курсовая  работа 37 с., 4 табл., 9 рис., 15 источников. 

       маркетинговые исследования, принципы, направления, товар, рынок, конкурентоспособность, первичные исследования, опрос, вторичная информация, базы данных 

       Объект  исследования ― РУП «Экзон».

       Предмет исследования ― организация маркетинговых исследований на предприятии.

       Цель  работы ― является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии.

       Методы  исследования: аналитический, табличный, относительных величин, коэффициентов.

       Исследования  и разработки: рассмотрена организация маркетингового исследования на предприятии и предложены пути совершенствования организации маркетинговых исследований.

       Областью  возможного научного применения является совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии фармацевтической промышленности.

       Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  4
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований  5
1.1. Сущность маркетинговых исследований  5
1.2. Принципы маркетинговых исследований  9
1.3. Направления маркетинговых исследований  11
2. Основные направления маркетинговых исследований, применяемых на РУП «Экзон»   
14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия  14
2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия  18
2.3. Организация маркетинговых исследований на предприятии  21
3. Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии   
30
Заключение  34
Список  использованной литературы  36
Приложение  А. Анкета  37

 

ВВЕДЕНИЕ

     Интенсивное внедрение маркетингового инструментария во все сферы экономической жизни  обусловливает теоретический и практический интерес к алгоритмизации планирования деятельности по различным направлениям маркетинга. Приоритетное значение среди подобных алгоритмов планирования несомненно принадлежит разработке обоснованной деятельности по проведению маркетинговых исследований.

     Вместе  с тем в экономической литературе до сих пор не опубликована полная схема проведения маркетинговых  исследований, учитывающая наиболее широко и подробно передовой маркетинговый инструментарий. Подобное упущение может быть объяснено:

     1) во-первых, значительной зависимостью алгоритма проведения маркетингового исследования от целей и задач проведения такового;

     2) во-вторых, сознательным упрощением схемы планирования маркетинговых исследований исходя из практической целесообразности:

     3) в-третьих, постоянным пополнением приемов, методов и направлений проведения исследований новыми передовыми разработками.

     Любое предприятие в определённые моменты  своей деятельности испытывает необходимость в информации о сложившемся на данный момент положении на рынке – о его конъюнктуре. Не являются исключением и предприятия промышленного рынка.

     Такая необходимость обуславливается  целью предприятия как можно  более полно удовлетворять потребности потребителей. Для этого и необходимо проводить маркетинговое исследование. Без такого исследования не обходится деятельность практически ни одного предприятия, что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.

     Поэтому, целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:

     1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;

     2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;

     3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;

     4)  проанализировать организацию маркетинговых  исследований на конкретном предприятии;

     5) выявить пути совершенствования  организации маркетинговых исследований на предприятии.

     Объектом  данного исследования является РУП «Экзон», а предметом – организация маркетинговых исследований на предприятии.

 

      1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований

     1.1. Сущность маркетинговых исследований

     Управление  маркетинговой деятельностью (marketing-management) требует  знания  сущности процессов,  связанных  с доведением продукта до  потребителя,  особенностей  состояния  и  развития  рынка,  умения оценить  и  предсказать  рыночную  ситуацию.  Без  сбора  добротной, достоверной  информации  и  последующего  ее  анализа  маркетинг  не сможет  в  полной  мере  выполнить  свое  предназначение,  которое заключается  в  удовлетворении  разнообразных  потребностей покупателей и в стимулировании возникновения новых запросов. 

     Маркетинговым  исследованием  (англ. marketing research) называют  сбор  информации,  ее  интерпретацию,  оценочные  и прогнозные  расчеты,  выполняемые  для   маркетинговых  служб  и руководства  фирмы  по  их  заказу.  Маркетинговое  исследование,  или информационно-аналитическое  обеспечение  маркетинга,   есть неотъемлемая  часть маркетинговой деятельности.  Нельзя  отрывать информацию  и  ее  анализ  от  собственно  маркетинга.  Маркетинговое исследование – действенный инструмент маркетинга. 

     Маркетинговое  исследование  представляет  собой  вид исследовательской  деятельности,  который  призванной  удовлетворять информационные  потребности  маркетинга.  Одним  из  базовых требований маркетинга  является  обеспечение «прозрачности»  рынка  и «предсказуемости» его развития               [3, с. 11].

     Маркетинговое  исследование  состоит  из  сбора  и  обработки,  а  также   хранения  информации  о  рыночных  процессах  и  явлениях. Оно включает  анализ  собранных  материалов,  получение    теоретически  обоснованных   адекватных  действительности  выводов  и,  наконец, прогноз  дальнейшего  развития.   В  процессе  маркетингового исследования  создается  информационно-аналитическая  база  для принятия маркетинговых решений в условиях конкуренции.  Маркетинг связывает  деятельность  фирмы,  элементы  ее  внешней и внутренней среды системой коммуникационных каналов.

     Маркетинг  ориентирован  на  интересы  рынка,  он  исходит  из приоритета потребительских желаний и предпочтений.  Для выполнения управленческих функций  нужно  знание. Нужно  иметь  представление  о  покупательском спросе и  его мотивации, о потенциале товарного рынка. Каждая  фирма  нуждается  в  данных  о  размере,  структуре,  динамике товарных ресурсов, об объеме продаж и т.д.  Рынок нуждается в оценке сложившейся  ситуации,  расстановки  сил  на  рынке,  желаний  и возможностей  потребителей,  намерений  и  действий  конкурентов  и  т.д.

     Без  выявления  тенденций  и  закономерностей   функционирования рыночного  механизма  немыслимо  регулирование  рыночных  процессов или  адаптация  к  действию  рыночного  механизма.  Умелые маркетинговые  исследования,  знание  рынка  и  закономерностей  его развития существенно снижает уровень коммерческого риска.

     Каждая  фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования,  исходя  из  собственных  интересов.  Охват  широкого спектра  направлений  маркетинговых   исследований  зависит  от конкретных  условий:   ситуации  на  товарном  рынке  и  маркетинговой стратегии фирмы и,  разумеется, от специализации фирмы.

     Маркетинговые исследования помогают предприятию  решить следующие задачи [14]:

     1) определить возможность массового производства товаров или услуг;

     2) установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке;

     3) провести анализ типологий и мотиваций имеющейся и потенциальной клиентуры;

     4) определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг.

     Целью маркетинговых исследований является разрешение следующих проблем предприятия [14]:

     1) изучение и установление потенциала рынка или продукта о возможном объеме его продаж, условиях реализации, уровнях цен, способности потенциальной клиентуры;

     2) исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегии формирования цен;

     3) исследование сбыта с определением территории, являющейся наилучшей с точки зрения продаж, объема продаж на рынке, который является наиболее эффективным.

     Компании  разрабатывают общий план маркетинговых  исследований, который составляется в разрезе маркетинга отдельных товаров или услуг, по типу покупателей, по регионам.

     Таким образом, можно сказать, что маркетинговые  исследования — это комплексная  система изучения организации производства и сбыта товаров и услуг, которая  ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка. Наиболее сложными задачами маркетинговых исследований являются анализ и принятие решений по ценообразованию и стимулированию сбыта.

     Итогом  маркетинговых исследований является разработка маркетинговой стратегии фирмы, целью которой является выбор целевого рынка и маркетингового комплекса, соответствие которых помогут обеспечить максимальный эффект продаж продукта и услуг.

     Выбор маркетингового комплекса связан с установлением оптимального сочетания его элементов: наименования продукта, его цены, места распространения и стимулирования сбыта. На базе принятой маркетинговой стратегии разрабатываются основные управленческие решения, ориентирующие деятельность фирмы на разрешение проблем, которые возникают или могут возникнуть у потенциального потребителя товаров, работ и услуг. Этот принцип может быть осуществим в том случае, если основой принятия решений по организационным, технологическим, социальным и производственным вопросам является результат анализа потребностей и запросов потенциальных покупателей.

     В литературе сложилось представление, что любое маркетинговое исследование предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: исследование конкретного рынка и собственных возможностей фирмы для выхода и закрепления позиций на рынке. Из этого следует, что исследование рынка — часть комплексного маркетингового исследования.

     В маркетинговых исследованиях существуют три тенденции, которые заслуживают постоянного внимания и обсуждения: все большая доступность коммерческих баз данных; рост использования новых технологий; ухудшение образа опросов среди опрашиваемых. Эти тенденции предопределили разделение маркетинговых исследований на два направления: кабинетное и полевое.

     Кабинетное исследование — обработка уже существующей вторичной информации («исследование за письменным столом»). Вторичная информация — данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемой в настоящий момент проблемы. Достоинства вторичной информации: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора материала; наличие нескольких источников информации; достоверность информации от независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Недостатки: не всегда подходит для целей проводимого исследования в силу общего характера; информация может быть устаревшей; методология, по которой собраны данные, может быть несоответствующей целям настоящего исследования.

Информация о работе Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия