Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.

Оглавление

Введение 4
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований 5
1.1. Сущность маркетинговых исследований 5
1.2. Принципы маркетинговых исследований 9
1.3. Направления маркетинговых исследований 11
2. Основные направления маркетинговых исследований, применяемых на РУП «Экзон»
14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия 18
2.3. Организация маркетинговых исследований на предприятии 21
3. Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии
30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Анкета 37

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования 688 КП.doc

— 589.00 Кб (Скачать)
">     2) В чем видите будущее медицины:

     ― в сочетании препаратов растительного и синтетического происхождения ― 8 человек;

     ― в препаратах растительного происхождения  ― 20 человек;

     ― в препаратах синтетического происхождения ― 0 человек;

     ― не знаю ― 2 человека;

     3) Откуда Вы получаете информацию о лекарственных препаратах:

     ― консультации врача ― 10 человек;

     ― совет аптекаря ― 7 человек;

     ― совет родственников и знакомых ― 5 человек;

     ― собственные знания ― 3 человека;

     ― реклама ― 5 человек;

     4) Что влияет на Ваше решение  о приобретении препарата:

     ― наличие скидок, купонов ― 7 человек;

     ― стоимость препарата ― 7 человек;

     ― соотношение цена / эффективность  ― 6 человек;

     ― удачное расположение на витрине  ― 1 человек;

     ― реклама ― 2 человека;

     ― знакомство с препаратом ― 2 человека;

     ― наличие рекламных препаратов ― 2 человек;

     ― производитель ― 3 человека.

     5) Чем интересуетесь у аптекаря:

     ― о способе применения ― 4 человек;

     ― противопоказания ― 6 человек;

     ― качество ― 5 человек;

     ― производитель  ― 3 человек;

     ― цена ― 8 человека;

     ― помощь в выборе аналогов ― 1 человека;

     ― механизм действия ― 3 человек.

     6) ваше отношение к отечественным  лекарственным препаратам:

     ― они лучше ― 5 человек;

     ― хуже ― 15 человек;

     ― нет разницы ― 5 человек;

     ― затрудняюсь ответить  ― 5 человек;

     7) за:

     ― они лучше ― 5 человек;

     ― хуже ― 15 человек;

     ― нет разницы ― 5 человек;

     ― затрудняюсь ответить  ― 5 человек;

     8) Отметьте заболевания, при которых Вы применяете лекарственные препараты:

     ― сердечнососудистые ― 10 человек;

     ― инфекционные ― 5 человек;

     ― опорнодвигательного аппарат ― 2 человек;

     ― аллергические  ― 2 человек;

     ― психики  ― 1 человек;

     ― глаз  ― 4 человек;

     ― нарушение иммунной системы  ― 5 человек;

     ― заболевание кожи  ― 1 человек;

     9) потребительские качества, привлекшие внимание к данным препаратам:

     ― эстетический вид ― 2 человек;

     ― безвредность ― 2 человек;

     ― безрецептный отпуск ― 2 человек;

     ― эффективность применения  ― 5 человек;

     ― подробные сведения в аннотации  ― 6 человек;

     ― высокое качестве  ― 9 человек;

     ― удобство применения ― 4 человек.

     10) лекарства какой группы находятся в вашей аптечке:

     ― жаропонижающие / противовоспалительные ― 6 человек;

     ― дизенфицирующие / антисептические ― 6 человек;

     ― средства для лечения кишечно-желудочного тракта ― 2 человек;

     ― средства для лечения инфекционных заболеваний  ― 5 человек;

     ― средства для лечения сердечнососудистых заболеваний  ― 10 человек;

     ― лекарства действующие на органы дыхания  ― 4 человек;

     ― витамины ― 15 человек;

     ― все остальное ― 5 человек;

     11) наиболее удобные формы выпуска  лекарственных препаратов:

     ― таблетки ― 5 человек;

     ― капсулы ― 2 человек;

     ― раствор для инъекций ― 1 человек;

     ― суспензия  ― 5 человек;

     ― ампулы  ― 1 человек;

     ― порошок  ― 1 человек;

     ― сироп ― 15 человек;

     ― капли ― 1 человек

     12) что является гарантией высокого  качества:

     ― высокая цена ― 7 человек;

     ― пропаганда в СМИ ― 5 человек;

     ― престиж фирмы-производителя  ― 15 человек;

     ― гарантий качества недостаточно ― 3 человека.

     В опросе участвовали:

     1) по полу:

     ― женщины ― 27 человек;

     ― мужчины ― 3 человека;

     2) по возрасту:

     ― от 16 до 19 лет ― 1 человек;

     ― от 20 до 24 ― 1 человека;

     ― от 25 до 29 ― 2 человека;

     ― от 30 до 34 ― 2 человека;

     ― от 35 до 44 ― 12 человека;

     ― от 45 до 54 ― 12 человека.

     3) образование:

     ― высшее ― 15 человек;

     ― среднее специальное ― 12 человека;

     ― среднее  ― 3 человека;

     4) социальный статус:

     ― квалифицированный специалист  ― 5 человек;

     ― служащий ― 10 человека;

     ― домохозяйка  ― 10 человека;

     ― студент  ― 2 человека;

     ― рабочий  ― 3 человека;

     5) семейное положение:

     ― женат /замужем  ― 25 человек;

     ― не женат / не замужем ― 3 человека;

     ― вдова ― 2 человека;

     6) доход:

     ― от 500 до 700 ― 15 человек;

     ― от 400 до 500 ― 10 человека;

     ― от 300 до 400 ― 5 человека.

     По  опросу видно, что основной сегмент  это женщины в возрасте от 35 до 54 лет, с высшим и средним специальным образованием, служащие или домохозяйки в основном замужем при уровне дохода от 400 до 700 млн. руб.

     При этом фирме необходимо учесть, что  предпочитаются препараты растительного происхождения, в основном по рекомендации врачей или консультации аптекарей, особое внимание стоит уделять цене и предоставлению скидок, причем очень большое значение играют подробные сведения в аннотации, при этом наиболее удобной формой выпуска является сироп. При этом особое внимание должно уделяться престижу фирмы-изготовителя, так как это является гарантией высокого качества.

     Источники вторичной информации, используемые на РУП «Экзон», подразделяются на:

     1) внутреннюю информацию, которая основывается на внутренних источниках данных (учета на предприятии, периодические отчеты предприятия): данные о потребителях, продажах, затратах и текущем поступлении наличных средств;

     2)  внешние источники информации. К  ним относятся:

     2.1) публикуемые источники: отчеты правительственных агентств; научные публикации; торговые журналы; справочники и списки; общие публикации;

     2.2) другие предприятия: поставщики; рекламные агентства и средства массовой информации; заказчики (включая дилеров и оптовиков); конкуренты;

     2.3) информационная индустрия: фирмы, занимающиеся исследованиями в области маркетинга; другие специализированные агентства, такие, как служба газетных вырезок, служба проверки рекламы, служба кредита и т.д.;

     2.4) компьютерная сеть Internet.

     В ходе исследовании для сбора информации и анализа на предприятии используются следующие инструменты:

     1) сбор и анализ первичных документов, — сбор документов, выполненных в любом виде, например, в электронном или бумажном виде, в т.ч. в виде факса, непосредственно касающихся исследуемого объекта. Наиболее часто используемыми источниками внутренней информации являются данные о продажах, финансовая отчетность и анализ маркетинговых затрат. Анализ данных о продажах позволяет получить общую картину эффективности компании и найти нить, ведущую к решению проблемы. Анализ продаж готовится на основе отчетов компании. Проводится сравнение фактических и ожидавшихся продаж по территориям, продуктам, потребителям. Данные финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и др.) служит средством для идентификации финансовых вопросов, влияющих на маркетинг. Используя индексы, исследователь может сравнить результаты текущего и предыдущих лет в сравнении с отраслевым уровнем. Этот анализ может указать на возможные проблемы, однако специфические причины вариации показателей выявляются при более детальном исследовании. Анализ маркетинговых затрат — это затраты на продажи, рекламу, доставку и складирование. Они нужны для оценки прибыльности конкретных покупателей, территорий и продуктных линий. Наиболее часто компании изучают размещение своих затрат по продуктам, потребителям, территориям. Затем оценивается прибыльность конкретных потребителей и районов на основе продуцированных продаж и затрат на генерацию этих продаж;

     2) запросы к внешним источникам вторичных данных  основном к данным официальной статистики: службы государственной статистики; таможенной статистике о внешнеэкономической деятельности и другие базы данных и аналитические разработки государственных предприятий. В большинстве случаев данные официальной статистики используются при написании кабинетных исследований для определения следующих количественных характеристик рынка: объем рынка/отрасли, емкость рынка/отрасли,  темпы роста рынка,  объемы продаж игроков рынка, мощности производства игроков рынка и т. д.

     3) поиск и сбор вторичной  информации в Интернет; через запросы к поисковым серверам и на сайтах информационных порталов;

     4) мониторинг сайтов конкурентов.  Мониторинг проводится по следующим параметрам: виды и типы продукции или услуги компании-конкурента; история развития компании-конкурента;  регион, в котором работает компания-конкурент;  географический охват; основные финансовые показатели компании-конкурента (объемы продаж); доля компании-конкурента на рынке и на подрынках; целевые аудитории — сегменты потребителей компании-конкурента; ценообразование, система скидок компании-конкурента; условия поставки и сопровождения потребителей / клиентов; степени активности продвижения компании-конкурента на Рынке (реклама, PR). Благодаря полученной информации можно не только выделить стратегии развития основных игроков рынка, но так же сравнить игроков между собой, выделить их сильные и слабые стороны;

     4) контент-анализ.

     По  результатам мониторинга источников вторичной информации БАД были получены следующие данные.

     Как отмечалось выше на основании маркетинговых исследований методом опроса (анкетирования) выявлен сегмент — это женщины в возрасте от 35 до 54 лет, с высшим и средним специальным образованием, служащие или домохозяйки в основном замужем при уровне дохода от 400 до 700 млн. руб.

     Структура потребителей биологически активных добавок по возрастным характеристикам (в целом по стране) приведена на рисунке 2.2.

       

Рисунок 2.4 – Структура потребителей биологически активных добавок                        по возрастным характеристикам

     Примечание  – Источник [2, с. 21]

     При этом фирме необходимо учесть, что  предпочитаются препараты растительного происхождения, в основном по рекомендации врачей или консультации аптекарей, особое внимание стоит уделять цене и предоставлению скидок, причем очень большое значение играют подробные сведения в аннотации, при этом наиболее удобной формой выпуска является сироп. При этом особое внимание должно уделяться престижу фирмы-изготовителя, так как это является гарантией высокого качества.

Информация о работе Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия