Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа
Поэтому, целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.
Введение 4
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований 5
1.1. Сущность маркетинговых исследований 5
1.2. Принципы маркетинговых исследований 9
1.3. Направления маркетинговых исследований 11
2. Основные направления маркетинговых исследований, применяемых на РУП «Экзон»
14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия 18
2.3. Организация маркетинговых исследований на предприятии 21
3. Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии
30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Анкета 37
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Данные таблице 2.4 позволяют судить о том, что за анализируемый период доля оборотного капитала хоть и незначительно, но увеличилась, а основного соответственно уменьшилась. Если в начале года на 1 руб. основного капитала приходилось 0,25 руб. оборотного, то на конец анализируемого периода — 0,30 руб., что способствует ускорению оборачиваемости и более эффективному его использованию. Показатели платежеспособности предприятия приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Показатели платежеспособности предприятия
Показатели | Граничные условия | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Общая ликвидность | ≥1 | 0,81 | 1,03 | 1,01 | 1,13 |
Абсолютная ликвидность | ≥0,2 – 0,7 | 0,07 | 0,02 | 0,04 | 0,09 |
Промежуточная ликвидность | ≥0,7 | 0,85 | 1,25 | 1,18 | 1,19 |
Текущая ликвидность | 1,5-2 | 1,45 | 1,81 | 1,9 | 2,27 |
Коэффициент маневренности | - | 1,33 | 0,7 | 0,8 | 0,85 |
Доля оборотных средств в активах | ≥0,5 | 0,2 | 0,2 | 0,24 | 0,24 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами | ≥0,1 | 0,31 | 0,45 | 0,47 | 0,56 |
Примечание – Источник: [собственная разработка]
2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия
Потребителями выпускаемой продукции на территории Республики Беларусь являются как оптовые организации (республиканская и областные предприятия «Фармация», ООО «Комфарм», ООО «Таир», УП «Медфарминвест» и другие), так и организации занимающиеся розничной торговлей (аптечные учреждения). На рисунке 2.1 представлен удельный вес оптовых организаций и организаций, осуществляющих розничную торговлю.
Рисунок 2.1 – Удельный вес оптовых организаций и организаций осуществляющих розничную торговлю (аптечных учреждений)
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Кроме
того, потребителями продукции
Рисунок 2.2 – Структура поставок по потребителям
Примечание – Источник [собственная разработка]
Товаропроводящая сеть за пределами Республики Беларусь представлена фирмами: «Софи Шмид», Германия; «Медисана», Литва; «Цитокомфарм», Молдова; «Эллвирс», Россия; ЧП «Малыгин», Россия и т. д. (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Структура товаропроводящей сети
Примечание – Источник: [собственная разработка]
В
настоящее время производится
регистрация выпускаемых
Основными конкурентами предприятия за пределами страны по линии «Гематогена» являются предприятия России: ООО «Фарм Про» пос. Краснообск, ООО «Факел- дизайн» г.Москва, «Возрождение» г.Воронеж и другие. Гематоген также производится в Украине и Литве.
Конкуренцию по линии сиропов составляет Dr. Muller Pharma Чехия «Сироп от кашля с чабрецом с витамином С», «Сироп от кашля с подорожником с витамином С», Доктор Тайсс Германия «Сироп с подорожником от кашля».
Основным конкурентом по реализации таблеток аскорбиновой кислоты с сахаром на белорусском рынке является «Киевский витаминный завод».
В настоящее время продукция РУП «Экзон» поставляется на внутренний рынок и на экспорт.
Около 60% реализации на внутреннем рынке приходится на предприятия «Фармации». На их долю придется большая часть реализации и в 2007 году.
Основными покупателями из негосударственных предприятий являются: УП «Белфармком»; ООО «Таир»; УП «Медфарминвест»; ООО «Альфафарм» и другие.
Основными покупателями за пределами Республики Беларусь, с которыми предприятие будет поддерживать договорные отношения, остаются фирмы: ЗАО «Медисана», Литва; «Цитокомфарм», Молдова; FA Krieger Германия; SK Import und Export Германия ; «Тамро», Латвия; «Елгафарм», Латвия.
Проведя анализ внутренней среды РУП «Экзон», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. К сильным сторонам деятельности компании можно отнести следующие:
1) налаженные устойчивые связи с потребителями продукции и услуг, поставщиками сырья и материалов;
2)
отсутствие конкурентных
3) высокий контроль качества;
4) широкий ассортимент продукции.
Выделим также слабые стороны предприятия:
1) сдерживание роста поставок на российский рынок из-за неконкурентоспособности цены;
2)
недостаточная реклама
После изучения внешней среды РУП «Экзон» можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться в процессе работы.
К основным угрозам (опасностям) предприятия можно отнести:
1)
изменение покупательских
2)
изменение уровня цен на
3)
сбои в материально-
4)
усиление конкуренции за
5) появление новых предприятий на рынке.
К основным возможностям предприятия можно отнести:
1) завоевание рынка Украины;
2)
совершенствование технологии
3) снижение цен на сырье и готовую продукцию.
Стратегической целью маркетинговой деятельности предприятия является закрепление на рынке Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья в качестве производителя витаминизированных лечебно-профилактических препаратов и БАД.
Для достижения этой цели необходимо исходя из выше проведенного SWOT-анализа:
1)
изучение рынков сбыта по
2)
разработка новых видов
3) рекламно – информационная поддержка продвижения на рынке.
2.3. Организация маркетинговых исследований на предприятии
Для успешного функционирования маркетинга как системы удовлетворения потребностей заказчика необходима информационная система, отвечающая потребностям менеджеров по маркетингу в информации о маркетинговой среде.
Однако в 2010 году предприятие приступило к выпуску нового вида продукции БАД.
Интерес к исследованию натуральных лекарственных препаратов и биологически-активных добавок (БАД) стремительно нарастает как в медицинской среде, так и среди пациентов во всем мире. Это связано с неудовлетворенностью многих специалистов и больных результатами использования синтетических лекарств из-за большого числа побочных эффектов при длительном применении. Снижается эффективность лекарственных препаратов. Возникают аллергии, поражения внутренних органов и кожных покровов.
С
недостатком витаминов и
БАД― не что иное как те самые микро и макроэлементы, витамины, соли, индолы, аминокислоты, гликозиды, кахетины, терпены, сапонины, биофлавоноиды и многие другие вещества натурального происхождения, которые наш организм хронически недополучает с пищей. Они несут в себе мощный общеукрепляющий, профилактический и оздоровительный эффект, что способствует их популярности в последнее время.
В данном случае долю на рынке можно поддерживать или увеличивать за счет снижения цены, большой объем рекламы, изменение продукции и/или более обширное распределение.
Однако для более эффективного продвижения БАД необходимо разработать план маркетинга. Первым этапом которого является проведение исследования рынка мед. препаратов Республики Беларусь.
Сбор первичной информации ― данный метод используется на предприятии очень редко.
Этот этап имеет место, когда вторичной информации оказывается недостаточно. Можно назвать четыре метода получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос.
Наблюдение ― один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях ― заключается в проведении непосредственного наблюдения за людьми и окружающей обстановкой в районе интересуемого объекта. Например, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей, частоту и ассортимент покупаемых товаров. Примеры: мониторинг продаж, тестирование аптек.
Эксперимент позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения. Например, для определения реакции покупателей на товар-новинку можно разместить его на прилавке рядом с аналогичным товаром и выяснять, как на него реагирует покупатель. Можно использовать и такой прием - ставить за прилавок молодых или опытных продавцов, мужчин или женщин. Пример: модели зависимостей объемов продаж от затрат на рекламу и другие мероприятия по стимулированию продаж.
Опрос
― наиболее универсальный и эффективный
метод проведения маркетинговых исследований,
особенно когда речь идет о сборе первичной
информации. Определившись с методами
исследования, необходимо выбрать соответствующее
орудие исследования. Существует два типа
орудий: механические устройства (разного
рода фиксирующие приборы) и анкеты.
На анализируемом предприятии в основном используются анкеты.
Пример анкеты представлен в Приложении А.
Результаты опроса. Количество респондентов ― 30:
1) Какому виду лечения Вы отдаете предпочтение (официальная медицина ― 25 чел, нетрадиционная ― 5 человек);
Информация о работе Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия