Основные направления научных исследований в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение исследований в области туризма.
Актуальность темы исследований в туризме обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения.

Оглавление

Введение.
Методология и основы научных знаний о туризме
1.1 Сущность и виды туризма
1.2 Основные составляющие научных знаний о туризме
Направления научных исследований в туризме на современном этапе
1.1 Туризм и его значение
1.2 Пять основных направлений исследования
Заключение.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.14 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирская  государственная геодезическая  академия»

(ФГ БОУ  ВПО «СГГА») 
 
 
 
 

                    Кафедра экономики и менеджмента 
                     
                     
                     
                     

Реферат  

«Основные направления научных исследований в туризме» 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: ст. гр. ЭТ-33

                    Петрова Е.С.

                    Проверил: кандидат экономических наук, доцент

                    Нитяго  И. В.  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г. Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение.

  1. Методология и основы научных знаний о туризме

    1.1 Сущность и виды туризма

      1.2 Основные составляющие научных знаний о туризме

  1. Направления научных исследований в туризме на современном этапе

    1.1 Туризм и его значение

      1.2 Пять основных направлений исследования 
 

Заключение.

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В В Е  Д Е Н И Е 
 
 

     Публикации  последних лет о туризме сводят мнения к тому что туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Наука  о туризме во всем мире переживает период переосмысления оснований, образования, развития туризма, а также методов  и средств его достижения. Необходимость  такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, тем  фактом, что туризм становится одной  из главных отраслей мировой экономики. Таким образом, туризм выступает  своеобразным катализатором социально-экономического развития.

     Целью реферата является рассмотрение исследований в области туризма.

     Актуальность темы исследований в туризме обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения.

     Предметом исследования в теории туризма являются: изучение туристских мероприятий (экскурсий и путешествий); прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.

     Субъектами  туристской деятельности являются специалисты, потребители услуг как носители определённых общественных и производственных отношений, а так же накопленные знания и опыт в данной сфере деятельности.

     Важное  место занимает рассмотрение общей  и частной методологии в исследовании  туризма, использование методов  различных научных дисциплин. Раскрыты сущность и содержание современных  методов исследования как основы выработки стратегии туристской отрасли. В каждом из направлений в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Одной из главных тенденций развития науки о туризме является её проникновение во внутренние связи и отношения в туризме, обнаружение сущности процессов. Эта тенденция проявляется в формировании фундаментальных законов, лежащих в основе функционирования и развития туризма и его конкретных проявлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ТУРИЗМЕ. 

    1.1 Сущность и виды туризма. 

     Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

     Можно выделить следующие  виды туризма.

     Экскурсионный туризм - путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.

     Рекреационный туризм - путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики  и функционирует параллельно  с другими видами туризма.

     Деловой туризм - поездки, связанные с выполнением  профессиональных обязанностей. В связи  с всеобщей интеграцией и установлением  деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все  большее значение. Поездки совершаются  с целью посещения объектов, которые  принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для  проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения  или сбыта и т.д. Обращение к  туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере  делового туризма относится организация  различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. В таких случаях  большое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных  залов, установка оборудования для связи и т.д.

     Этнический  туризм - поездки для свидания с  родственниками. Туристские агентства  помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.

     Спортивный  туризм - поездки для участия в  спортивных мероприятиях. К услугам  туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании.

     Целевой туризм представляет собой поездки  на различные массовые мероприятия.

     Религиозный туризм - путешествие, имеющее целью  выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.

     Караваннинг - путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.

     Приключенческий (экстремальный) туризм - туризм, связанный  с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.

     Водный  туризм - поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских  судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых  и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.

     Все эти виды туризма зачастую тесно  переплетаются между собой, и  их зачастую трудно выделить в чистом виде. 

    1.2 Основные составляющие научных знаний о туризме. 

     В основе научных знаний о туризме  лежат стратегия и тактика.

     Стратегия развития туризма в России представляет собой систему научно обоснованных взглядов на сущность, характер и способы развития туризма в регионах и в стране в целом, на требования к строительству гостиничных комплексов, дорог, транспорта, физкультурно-оздоровительных центров.

     Стратегия туризма определяет приоритетные направления  развития отдельных регионов, а так  же отдельных заповедных зон страны. Стратегия туризма – это главный  показатель уровня развития экономики  в целом.

     Тактика охватывает теорию и практику хозяйствования предприятия, его структур. Она дифференцируется по направлениям и сегментам рынка, является специфичной деятельностью. По существу, каждый отдел или служба или каждое структурное подразделение туристской компании разрабатывает и проводит на рынке свою тактику. Она более подвижна, динамична в своём развитии, быстро реагирует на все изменения, которые происходят как вне структуры (изменение курса валют, техногенные катаклизмы в различных регионах), так и внутри её, например текучесть кадров, неэффективные турпакеты.

     Единство  научных знаний определяет комплексный  характер разработки научных проблем. Нельзя, например, совершенствовать систему  и методы управления в туризме, не опираясь на знания стратегического  планирования, бизнес-планирования, экономики, компьютерных технологий, психологии, других научных дисциплин.

     Необходимость комплексного подхода к решению  научных проблем определяется и  тем, что новые возможности для  плодотворных исследований как общетеоретического, фундаментального, так и прикладного  характера открывается на стыке  различных наук, которые следует  использовать в полной мере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 

    1.1 Туризм и его значение. 

     Значение туризма для экономики страны в целом трудно переоценить. В развитых странах доходы от этой сферы деятельности стоят на третьем месте после нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроения. Для привлечения большего количества туристов местные власти вынуждены бережно относиться к культурным и природным ценностям, благодаря которым туристы эти места и посещают. Предприятия транспортные значительно расширяют свою деятельность и за счет перевозок туристов, и за счет перевозок продуктов, промышленных товаров и прочих товаров сопутствующих областей производства.

     Значение  туризма для развития народных промыслов  и сувенирных предприятий так  же очень велико. Местное население  не забывает благодаря интересу туристов свой фольклор и обычаи. Структура  отдыха, предназначенная для туристов, используется и местным населением. Предприятия туризма весьма доступны для малого и среднего бизнеса. Развитие туристической отрасли служит показателем  уровня жизни в данном регионе. В  России поток иностранных туристов пока еще невелик, это обусловлено  слабым развитием туристической  инфраструктуры. Гостиничный сервис не сравним с западным, и квалифицированные  сервисные работники пока редкость. В Испании поступления от туризма  в некоторые годы бывают даже выше, чем от экспорта, а в Китае, Египте и Турции достигают 30% от всех поступлений.

     Говорит о значении туризма и тот факт, что во всем мире правительство регулярно  проявляет огромный интерес к  этой отрасли. Создаются различные  программы по увеличению потока туристов, в других странах открываются  представительства крупных туристических  фирм, продвигающих свой продукт на международный уровень. В России некоторые крупные исторические центры живут только благодаря поступлениям от туризма. В Европе специально для  удобства туристов создана сеть дорог. В нашей стране в последнее  время во многих регионах туризм получил  развитие. Стали открываться новые  фольклорные музеи, продаваться  новые туристические продукты, ориентированные  как на туристов иностранных, так  и на отечественных. 

    1.2 Пять основных направлений исследования. 

    Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место  пять основных направлений.

     Первое  направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.

Информация о работе Основные направления научных исследований в туризме